КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва — 2009
Учебник ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Учебное пособие Волкова Вера Витальевна УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Дизайн рекламы ХУДОЖНИК МАЛИНОВА В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА КИ РЕЕВА В. ЛП № 065329 ОТ 06.08.97 СДАНО В НАБОР 05.12.98. Под. в печать 11.12.98. Формат 84* 108 1/32 Бумага офсетная. Гарнитур А А rial Печать офсетная. объем 9 уст. печ. л. Тираж 10--- экз. заказ № 300. 000 «КНИЖНЫЙ ДОМ «УНИВЕРСИТЕТ», 117234, Г. Москва, Воробьевы горы, ГЗ МГУ, Сектор Д, комн. 4 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Допущено Министерством внутренних дел в качестве учебника Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
Авторский коллектив под руководством кандидата педагогических наук В. Л. Кубышко
Под общей редакцией доктора юридических наук, доктора педагогических наук,
Учебник разработан в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, учебной программой дополнительного профессионального образования по специальности «Управление персоналом органов внутренних дел» для обучения слушателей и курсантов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России. В нем изложены основы и принципы воспитательной работы, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в органах внутренних дел, основанные на практическом опыте. Издание соответствует требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, учебным планам и программам подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России, руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом. Книга рассчитана на руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом, преподавателей, научных сотрудников, докторантов, адъюнктов, слушателей и курсантов учебных заведений системы МВД России, изучающих проблемы воспитательной работы с личным составом. Материалы учебника разработаны на машиночитаемых носителях, что предусматривает возможность их использования в учебном процессе с применением электронно-вычислительной техники. Рецензенты: И. А. Липский, доктор педагогических наук, профессор (Государственный НИИ семьи и воспитания Российской академии образования); В. А. Рыбин, кандидат исторических наук, доцент (ВНИИ МВД России); Н. А. Чалдымов, доктор философских наук, профессор(Фонд «Армия и общество).
© ЦОКР МВД России, 2009
Буданов А. В., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 3 гл. 2 разд. III; § 2 гл. 8 разд. III. Будило И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — краткая характеристика пособия; §§ 1−3 гл. 1 разд. II; § 1 гл. 2 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1, 2 гл. 6 разд. III; § 1 гл. 7 разд. III; § 1 гл. 8 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV; § 1 гл. 1 разд. V; §§ 1−4 гл. 2 разд. V; глоссарий. Воропаев М. В., д. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III. Гришин А. А., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — § 1, 2 гл. 3 разд. III. Гузеева О. А. (Академия управления МВД России) — §§ 1−3 гл. 3 разд. IV. Жевлакович С. С., д. ю. н., проф. (Московский университет МВД России) — глоссарий. Закатов В. В., к. п. н. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. II. Котенев И. О., к. пс. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 2 разд. II. Лазукин А. Д., д. п. н., профессор (Академия управления МВД России) — §§ 1, 2 гл. 1 разд. IV; §§ 1−3 гл. 3 разд. V. Носкова Л. Г., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 4 разд. III; § 3 гл. 4 разд. III. Пылев С. С., к. ф. н., проф. (Московский университет МВД России) — гл. 3 разд. III. Реутов О. А. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III. Сафронов А. Д., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 4 гл. 2 разд. III. Сердюк Н. В., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 2 разд. I; § 4 гл. 3 разд. III. Столяренко А. М., д. п. н., д. пс. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 1 гл. 2 разд. I. Стурова М. П., д. п. н., проф. (Академия управления МВД России) — § 3 гл. 7 разд. III. Тихомиров С. Н., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — глоссарий. Федотов А. А., к. п. н., доц. (Академия управления МВД России) — введение, Шамаров В. М., д. ю. н., проф. (Академия права и управления) — §§ 1−3 гл. 1 разд. II; §§ 1, 2 гл. 1 разд. III; § 1 гл. 2 разд. III; §§ 1−3 гл. 3 разд. IV. Щеглов А. В., к. п. н., доц. (Московский университет МВД России) — § 3 гл. 3 разд. III. Якушев И. В., к. ю. н., доц. (Академия управления МВД России) — § 2 гл. 4 разд. III; §§ 2, 3 гл. 1 разд. V. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 9 Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности § 1. Воспитание как категория педагогики. 13 § 2. Общие признаки воспитания. 15 § 3. Воспитание как компонент социализации личности. 17 Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. 20 § 1. Юридическая педагогика как теоретическая основа практической деятельности воспитателя в системе МВД России. 20 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени. 20 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел. 22 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал. 24 § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел 27 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел. 35 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом.. 38 Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы.. 46 Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом.. 46 § 1. Цели и задачи воспитательной работы с личным составом.. 46 § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом.. 48 Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы.. 53 § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация. 57 § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел 72 3.1. Методы исследования в практической психологии. 75 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел. 79 Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива. 87 § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе Раздел III. Основные направления воспитательной работы.. 102 Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма. 102 § 1. Воспитание гражданственности и ее роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. 102 § 2. Патриотическое воспитание личного состава. 103 Глава 2. Правовое воспитание личного состава. 107 § 1. Формирование профессионального правосознания. 107 § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников. 112 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма. 121 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников 121 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма. 124 § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел 127 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав. 141 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников. 151 § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания. 151 § 2. Система нравственного воспитания личного состава § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников. 174 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел. 177 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников. 193 § 1. Педагогическое влияние СМИ на формирование у сотрудников § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки. 203 § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников 3.1. Культура речи сотрудника. 212 3.2. Совершенствование культуры речи. 219 3.3. Основные риторические правила. 226 Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел 231 § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования. 231 § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника. 266 § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов. 272 § 1. Учет национальных особенностей и традиций в воспитательной § 2. Культура межнационального общения как социальная § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел. 277 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального 3.3. Формирование опыта межнационального общения. 288 Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных § 1. Содержание и особенности воспитательной работы по 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления 1.3. Особенности работы с личным составом в различных § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников. 310 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел 328 Глава 1. Технологии воспитательного процесса. 328 § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи. 328 § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом Глава 2. Система методов профессионального воспитания § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация. 349 § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания. 352 § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия Глава 3. Формы воспитания личного состава. 365 § 1. Понятие «форма воспитательной работы». 365 § 2. Классификация форм воспитательной работы.. 366 § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы 367 Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников. 371 § 1. Особенности коллектива сотрудников органа, подразделения, § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников. 387 Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом.. 404 § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение § 2. Система индивидуальной воспитательной работы.. 408 § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы.. 412 § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы 416 Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел. 418 § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя. 426 § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию.. 428 Глоссарий. 432
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |