Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как компонент социализации личности




 

В педагогической науке воспитание все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Анализ концепций социализации показывает, что существуют два подхода к пониманию ее сущности. Эти подходы различаются представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают на то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, т.е. не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Процесс социализации во многом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Вступая в социальные отношения, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Различают стихийную и контролируемую социализацию. Естественно, стихийная социализация существенным образом влияет на воспитанность человека. На него оказывает влияние окружающая среда, и, прежде всего, система социальных отношений, в которую с самого раннего возраста он включается.

Итак, воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение человека в различные виды социальных отношений в учебе, общении, практической деятельности.

В процессе социализации человека решаются две группы задач — социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение данных задач, зависит от многих внешних и внутренних факторов. С. И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»[4].

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека является также социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сфере социальных отношений человека. Критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Несмотря на то, что воспитание не может полностью обеспечить процесс социализации, данные критерии выступают в качестве важнейших задач воспитания человека. Социализация человека зависит от многих видов воздействия на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям. Они отличаются целенаправленностью и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют несколько сфер, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В процессе накопления социального опыта человек имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности, а это, в свою очередь, требует умения ориентироваться в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

С деятельностью неразрывно связана такая сфера социализации человека, как общение. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных факторов. Наиболее распространенная схема самопознания включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Воспитание предполагает целенаправленные воздействия на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника, стимулирует его самопознание.

Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.


Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.