Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел




Читайте также:
  1. Cтруктура деятельности
  2. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  3. I. Экзаменационные вопросы
  4. I. Экзаменационные вопросы
  5. I.10. Современный этап развития туристской деятельности
  6. I.3.I. Целостное и парциальное описание психологии человека. Личность. Характер.
  7. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности
  8. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности.
  9. II. ВЕГЕТАТИВНЫЕ СПЛЕТЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ
  10. II. Вопросы для подготовки к коллоквиуму №1
  11. II. Основы создания, деятельности, состав и структура поисково-спасательной службы МЧС России
  12. II. Ответьте на следующие вопросы.

 

Несомненно, общее состояние работы с личным составом органов внутренних дел, укрепление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, подбор кадров, социальная и воспитательная работа с персоналом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел. Однако, для того чтобы дело сводилось не только к реакции «по факту нарушения» прав человека, а осуществлялись превентивные меры, в том числе — педагогического характера, необходимо специально рассмотреть наиболее распространенные личностные причины несоблюдения прав человека в деятельности сотрудников. Сегодня это:

─ недостаточный для выполнения профессиональных задач уровень общего развития личности сотрудника (с момента поступления на службу или при переходе на новую должность, в новую сферу профессиональной деятельности), что не только делает его неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и является предпосылкой для раннего развития профессиональной деформации;

─ изначальная социальная деформация личности человека, поступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профессиональным действиям, нарушающим права граждан;

─ профессиональная деформация сотрудника (имеющая объективные и субъективные причины), которую можно рассматривать как предпосылку нарушений правовых и моральных норм и как причину резкого снижения профессионального уровня в работе;

─ профессиональная неинформированность сотрудников, создающая предпосылки для несоблюдения прав человека;

─ профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдению прав человека;

─ профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека.

Две первых причины связаны преимущественно с состоянием кадровой работы, осуществляемой непосредственно в практических органах и учреждениях, хотя подбор кадров в образовательные учреждения и проводимая там учебно-воспитательная работа также играют немаловажную роль. Эти причины и соответствующие направления работы с персоналом, а также проблема профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников рассматриваются в других материалах данного учебника. На трех последних, которые слабее проанализированы именно в контексте соблюдения прав человека, необходимо остановиться подробнее.

Профессиональная неинформированность сотрудников связана прежде всего с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и российских документов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов, например — регулярных специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при президенте России. В наибольшей мере изучение этих документов доступно слушателям и курсантам ведомственных учебных заведений МВД и иных правоохранительных структур России, студентам юридических факультетов гражданских вузов. Однако, для исполнения ряда профессиональных функций на службу принимаются лица с высшим и средним специальным гражданским неюридическим образованием, со средним образованием, весьма остро стоит проблема стабилизации кадровой ситуации вообще, и соответственно, определенная часть сотрудников правоохранительных органов страдает профессиональной неинформированностью в вопросах соблюдения прав человека. Несомненно, «незнание закона не освобождает от ответственности», но весьма затрудняет исполнение этого закона. Кроме того, изучение вопросов, связанных с соблюдением прав человека, даже в ведомственных учебных заведениях, носит порой излишне академический характер. Недостаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, связанных с соблюдением прав человека.



Не менее остро в контексте соблюдения прав человека стоит вопрос о профессиональной необученности персонала. Практика показывает, что порой действия сотрудников, которые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной профессиональную некомпетентность. Она нередко выражается в том, что сотрудник просто не владеет минимально необходимым для решения служебных задач комплексом профессиональных знаний, умений, навыков и приемов. И там, где требуется достаточно сложные профессиональные действия, он способен лишь на простые, стереотипные, нередко «силовые» реакции. Но даже если сотрудник владеет достаточным диапазоном профессиональных знаний и умений, результат порой бывает тот же, если у него не сформирована способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию самостоятельных решений.

Столь же остро стоит вопрос о профессиональной невоспитанности сотрудников. Речь идет не только о недостатках в их гражданском, правовом, нравственном воспитании, которые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Более того, сводить нарушения прав человека в деятельности органов внутренних дел только к изъянам правосознания или нравственных качеств сотрудников — это значит значительно упростить проблему.

Соблюдение прав человека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к верной профессиональной самооценке. Нарушения прав человека нередко связаны с тем, что сотрудник не смог адекватно оценить профессиональную ситуацию, переоценил свои профессиональные способности и в итоге принял неверное решение. Порой ему просто не хватало воли и выдержки и он действовал импульсивно.

Профессиональная неинформированность, необученность и невоспитанность в вопросе о соблюдении прав человека нередко усугубляются таким противоречивым по своей природе качеством как направленность сотрудника на решение конкретно-профессиональной задачи. Несомненно, такая направленность как профессиональное качество крайне необходима. Однако, когда она становится гипертрофированной и мешает сотруднику видеть правовой, гражданский, нравственный смысл своих действий, это нередко приводит к нарушениям прав человека, к нарушению закона. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем — как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой толкает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в работе с подследственными.

Таким образом педагогический аспект в деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека не только реален и актуален, но и в значительной мере носит системообразующий характер: он имеет прямое отношение к действиям реальных людей, сотрудников, выступающих субъектами соблюдения прав человека.

 





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.92.160.119
Генерация страницы за: 0.002 сек.