КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
Решение проблемы педагогического обеспечения соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел предусматривает деятельность по ряду взаимосвязанных направлений. Социально-педагогическое направление включает в себя, помимо общего правового просвещения и правового воспитания граждан, специальную работу с населением по разъяснению их законных прав и прав сотрудников правоохранительных органов в процессе профессиональных контактов с гражданами. Особую роль здесь играет использование средств массовой информации, совместная работа с общественными, в том числе — правозащитными организациями, организации встреч с населением и т. д. Однако, никакая разъяснительная или воспитательная работа с населением не будет эффективной, если она не будет подкрепляться непосредственным опытом контактов граждан с сотрудниками органов внутренних дел. Управленческий аспект заключается в том, чтобы формировать у сотрудников установки на соблюдение прав человека управленческими методами. Необходимо специально рассматривать работу всех служб и подразделений с точки зрения соблюдения прав человека; сформулировать это не только как правовое, социальное и нравственное требование, но как особую управленческую задачу; ввести критерий соблюдения прав человека в общую оценку деятельности правоохранительных органов и в оценку каждого конкретного направления их деятельности, формировать у сотрудников установку на соблюдение прав человека через организацию опыта их профессиональной деятельности. Особая роль принадлежит управленческому обеспечению соблюдения прав человека по отношению к самим сотрудникам как в сфере защиты их основных прав (в первую очередь — права на жизнь, путем принятия мер для обеспечения их личной профессиональной безопасности), так и в плане повышения уровня их социальной и психологической защищенности. Практика показывает, что есть прямая зависимость между соблюдением прав человека по отношению к сотрудникам и соблюдением ими прав человека по отношению к гражданам. Общая профессиональная подготовка и воспитание личного состава органов внутренних дел является важнейшей основой, обеспечивающей соблюдение прав человека в их деятельности. Укрепление законности в деятельности сотрудников, формирование у них гражданственности, чувства профессионального долга, верности присяге, воспитание комплекса профессиональных и профессионально значимых качеств личности сотрудника, обеспечение необходимого уровня его профессиональной подготовленности, овладение им необходимыми знаниями, умениями и навыками — все это является важными условиями обеспечения соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее значимым выступает создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, коллективная ответственность за порученное дело, взаимная требовательность и поддержка. Это дает сотруднику чувство социально-психологической защищенности и является действенным противовесом развития профессиональной деформации. Специальная профессиональная подготовка и воспитание сотрудников органов внутренних дел заключается прежде всего в формировании у них профессиональных установок на соблюдение прав человека как одного из критериев, определяющих содержание деятельности и самооценку сотрудника. Особая роль принадлежит информированию сотрудников о международных и российских официальных актах и документах, непосредственно касающихся соблюдения прав человека. Здесь важно знание ими не только Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, но и современных тенденций развития правового и нормативного обеспечения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее важно в процессе правового просвещения и воспитания сотрудников специально анализировать те нормы российского законодательства и те позиции ведомственных нормативных актов, где заложена реализация прав человека. Неотъемлемой частью специальной профессиональной подготовки и воспитания сотрудников выступает формирование у них умений и навыков, отработка алгоритмов действий по решению профессиональных задач с учетом критерия соблюдения прав человека. Эта работа осложняется сегодня тем, что стремительно меняется, усложняется сам характер правоохранительной деятельности, и в то же время возрастают требования к сотруднику в плане соблюдения прав человека. Поэтому, помимо информирования и отработки алгоритмов действий, необходимо формирование у сотрудника способности к самостоятельному анализу новой профессиональной ситуации для решения служебных задач с учетом соблюдения прав человека. Здесь важная роль принадлежит как общему интеллектуальному воспитанию сотрудника, формированию у него способности к самостоятельному профессиональному мышлению, так и его способности вводить критерий соблюдения прав человека в принятие и реализацию самостоятельных решений, в профессиональную самооценку. Специальным направлением работы является обучение сотрудников умениям и навыкам разъяснения гражданам их законных прав, а также освоение ими особенностей работы во «внештатных» ситуациях. Сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуациях манипулирования, подкупа, провокаций, шантажа и т.д., которые могут быть предприняты отдельными гражданами с целью нейтрализации его профессиональной активности или побуждения к аморальным или противоправным действиям, нарушающим права человека. Особо актуальное и новое направление работы сегодня — это информирование сотрудников о правовом статусе адвокатов, которые играют все большую роль в отправлении правосудия, а также о правовом и общественном статусе правозащитных организаций. Практика показывает, что нередко именно неинформированность сотрудников в этих вопросах приводит его к профессиональным ошибкам или различного рода нарушениям. Соответственно, чрезвычайно важным направлением работы с персоналом выступает обучение сотрудников умениям и навыкам взаимодействия с адвокатами, представителями правозащитных и иных общественных организаций, налаживания с ними позитивных рабочих контактов, а также накопление, осмысление и распространение положительного опыта в данной области. И, наконец, особую сложность (в первую очередь — в силу новизны) представляет вопрос о взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий и организаций. Известно, что правоохранительные органы сейчас расширяют и укрепляют свое взаимодействие с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями, рядом новых религиозных организаций и объединений. В конечном итоге — это путь к соблюдению права человека на свободу совести, на свободное удовлетворение своих духовно-религиозных потребностей. Но здесь необходима специальная работа с персоналом в первую очередь по разъяснению особенностей тех или иных конфессий, специфики деятельности священнослужителей, и, конечно же, по усвоению сотрудниками правовых основ деятельности религиозных организаций и объединений. В ряде случаев необходимо корректное разъяснение представителям различных конфессий их законных прав и обязанностей, объяснение им того, что специфика деятельности правоохранительных органов во многом определяет возможное содержание и диапазон взаимодействий с ними священнослужителей или представителей иных религиозных организаций и объединений. Таким образом, в комплексе факторов, оказывающих влияние на общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел, воспитательная работа играет значимую роль. Соблюдение или нарушение прав человека осуществляется в сфере взаимодействия людей. Информированность, обученность, воспитанность — вот три педагогических условия соблюдения прав человека во взаимодействии сотрудников органов внутренних дел с гражданами, причем эти условия распространяются как на сотрудников, так и на самих граждан.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |