Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 4. Преподаватель: Вы не сделали ре­ферат, как мы договаривались, зачет я Вам поставить не могу




Пример 3.

Пример 2.

Преподаватель: Вы не сделали ре­ферат, как мы договаривались, зачет я Вам поставить не могу. В-В

Студент: Все равно Ваш предмет никому не нужен. Р-Д

преподаватель

 

Ответ студента направлен в состояние Дитя преподавателя. Если студент не изменит своей позиции в разговоре, то конфликт примет затяжной характер и будет сопровождаться неприятными эмоцио­нальными переживаниями у обоих партнеров.

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Их очень труд­но описать, т.к. основное сообщение выражено не в словах. Это мо­жет быть ироничный взгляд, скептическая улыбка и т.п. Словами человек говорит одно, а мимикой, жестом, взглядом - другое. Парт­нер по общению получает два противоречивых сообщения и реагирует на невербальное сообщение. Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра не ограничивается двумя ходами партнеров, а продолжается каждый раз, когда партнеры встречаются.

Студент: А разве интеллект можно из­мерять? В-В

(Вы, что ли, измерять будете?) Р-Д

Преподаватель: Можно, если он есть! В-В

(У тебя-то явно не на высоте. Или еще грубее: Сам дурак!) Р-Д

 

Психологические игры - это способ провести время для людей, ко­торым не хватает внимания и поддержки, но из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязан­ности. Несмотря на то, что игра может причинять страдание, это для подобных людей хоть какой-то способ общения с окружающими.

Одна из наиболее часто встречающихся игр - «да..., но...». Эту игру можно часто наблюдать в кабинете у врача.

Пациентка: Доктор, я опять плохо себя чувствую. Д-Р

Врач: Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Р-Д

Пациентка: Да, это было бы неплохо, но кто будет ухаживать за детьми и мужем? Р-Д

Врач: Вы можете полечиться дома. Р-Д

Пациентка: Да, я согласна, но кто за ме­ня будет работать? Р-Д

 

Игра непродуктивна для обоих, т.к. пациентка не получает по­мощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «да..., но...» в этом же кабинете че­рез некоторое время может перерасти в игру «все из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпе­тентных врачей... Избавиться от этой игры можно, если Вы позволите пациенту самому рассказать, как бы он хотел лечиться и что ему помогает, или использовать вопрос: «Что для Вас важнее - доказать, что мы не умеем лечить, или Ваше здоровье?»

В книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, кото­рые играют в игры» Вы найдете более полное описание игр — и се­мейных, и профессиональных. Вот названия некоторых из них.

«Деревянная нога» — что вы хотите от человека, у которого деревянная нога (трое детей, маленькая зарплата, экзамен по био­химии и т.п.).

«Попался, негодяй» - собеседник (преподаватель, врач) ло­вится на неточности или незнании какого-либо факта, либо ему указывают на его личные недостатки.

«Оранжерея» - игра для больных у кабинета врача: соревно­вание, чьи страдания больше.

Задание. Вспомните и опишите похожую ситуацию из Вашего опыта.

Чтобы избежать конфликтов в общении, необходимо увидеть, в каком состоянии находится Ваш партнер, и знать, в какое Ваше «Я»-состояние направлен коммуникативный стимул. Ваш ответ должен быть параллельным (теория амортизации, предложенная М.Е. Литваком в книге «Если хочешь быть счастливым»).

Помните пример с запонками? Вариант амортизации:

Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки? В-В

Жена: Ты уже не маленький, пора самому знать, где запонки! Р-Д

Муж: Да, я не маленький, мне давно пора знать, где мои запонки, зато ты у меня такая хозяйственная, все­гда мне подскажешь. Д-Р

При таком ответе конфликт не возникнет, если не будет скрытой трансакции, где невербальными средствами партнер передает неис­кренность своих слов.

Определить «Я»-состояние можно но следующим признакам.

РОДИТЕЛЬ - указующий перст, руки на бедрах или скрещены на груди, на лице - снисходительность или презрение, нередко - кри­вая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Ему все ясно, он знает истину. Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

ВЗРОСЛЫЙ - взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза несколько расширены или сужены, на лице - выражение внимания. Употребляет выражения: «Извините, я Вас не понял, объяс­ните, пожалуйста, еще раз», «Это мое мнение», «А что, если нам по­ступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.

ДИТЯ - и поза, и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию: радость, горе, страх, тревога, восторг, смех, слезы, дрожа­ние губ, пожимание плечами и т.д. Часто восклицает: «Превосход­но!», «Замечательно!», «Хочу», «Не хочу», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда все это кончится?» и т.п.

Кроме амортизации, существует еще суперамортизация. Принцип: если Вы получили конфликтный стимул, усильте сами то качество, которое Вам приписал партнер по общению (подходит для случайных конфликтов в общественных местах, например в транспорте).

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже - бегемот, нет мне прощения, и т.п.

Обычно суперамортизация прекращает конфликт немедленно, но она не является приглашением к сотрудничеству.

Задание 1. Опишите конфликт между педагогом или студентом, в котором Вы были участником или свидетелем. В каких «Я»-состояниях, на Ваш взгляд, находились конфликтующие? Ка­ким образом можно было предотвратить конфликт? Какая стратегия была наиболее эффективной при разрешении дан­ной ситуации?

Задание 2. Какая позиция (Р-Д, В-Д, В-В) преподавателя по отно­шению к студентам является, на Ваш взгляд, наиболее конст­руктивной? Обсудите это на занятиях.

ГЛАВА 10.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.