Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям




Внедрение психолого-педагогических принципов организации педагогического процесса в медицинских вузах тормозится рядом тонких психологических механизмов, связанных с внутренним не­принятием их отдельными преподавателями или целыми кафед­ральными коллективами. Рационально-логическое понимание опы­та других не всегда ведет к его принятию личностью и автоматиче­ской реализации в собственной деятельности.

Процесс сопоставления «новации» с собственным опытом — внутренне противоречивый и неоднозначный, он представляет со­бой своеобразную дискуссию, диалог (часто внутренний), в резуль­тате которого вырабатывается эмоциональное отношение к предла­гаемым идеям, принятие или отвержение их.

Теория когнитивного диссонанса (Фестингер) является наибо­лее проработанной психологической концепцией, объясняющей внутренние механизмы избирательного отношения личности к вос­принимаемой информации. Согласно этой теории, основным стремлением человека, воспринимающего информацию об окру­жающем мире (и о самом себе) является стремление к согласован­ности, непротиворечивости, конгруэнтности имеющихся конгитивных элементов (представлений, мнений, убеждений, оценок). В этом случае, если между некоторыми элементами возникает проти­воречие (одно мнение противоречит другому), человек испытывает эмоциональное состояние диссонанса, которое долго продолжаться не может и которое поэтому необходимо снять тем или иным спо­собом. В одних случаях человек редуцирует когнитивный диссо­нанс за счет изменения старого мнения в соответствии с новой информацией, в других — за счет обеспечения нового, в третьих — за счет введения некоторых промежуточных звеньев, благодаря которым согласуются два имеющихся мнения и диссонанс смягчается.

Особенно интересны экспериментальные данные об избиратель­ном отборе информации, которая подтверждает сложившееся мнение (консонансная информация) или противоречит ему (диссонансная ин формация). Человек отдает естественное предпочтение информации, подтверждающей его мнение, и игнорирует противоположную. Даже в том случае, когда воспринимается диссонансная информация, чело­век обращает внимание на доводы, которые легко опровергнуть, и как бы не замечает с трудом опровергаемые аргументы и факты.

Какие психологические факторы влияют на процессы внутрен­него согласия с воспринимаемыми идеями и решениями?

 

10.2.1. Фактор новизны.

Первый вопрос, который задает педагог при анализе конкрет­ного решения, есть вопрос о том, что нового содержится в предла­гаемом решении. В каждом конкретном случае степень новизны воспринимаемой информации имеет относительный характер: то, что для опытного преподавателя является хорошо известным или даже стереотипным, молодой преподаватель может интерпретиро­вать как нечто оригинальное, новое и в высшей степени интерес­ное. Поэтому при анализе личностного отношения к воспринимае­мой информации речь обычно идет о степени новизны «для меня», т.е. «для моего» индивидуального обогащения знаниями и «для моего» собственного продвижения в решении той или иной педаго­гической проблемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.