Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заключения: методы. Достоверность ответов (столбец Д)




Достоверность ответов (столбец Д).

4.3.

4.2.

4.1.

Стиль преподавания (столбец Г).

3.3.

.3.2.

3.1.

Самооценка (столбец В).

2.3.

2.2.

2.1.

Психоэмоциональное состояние (столбец Б).

1.3.

1.2.

Приоритетные ценности преподавателя (столбец А).

1.1.

Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то Вы -наш единомышленник. Вам близки интересы студентов, их пробле­мы. Общение с ними для Вас не «производственная необходи­мость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Студенты безошибочно чувствуют преподавателя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших занятиях они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благо­приятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет Ваше здоровье и здоровье Ваших студентов.

Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то в нелег­кой работе преподавателя Вам важна поддержка коллег, их призна­ние. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь, коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзни­ка, который может понять их проблемы и поддержать. Однако сту­денты в не меньшей степени нуждаются в Вашем внимании, сочув­ствии и поддержке. Возможно, что студенты не видят в Вас союз­ника, а Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной ок­раски, а в худшем - пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.

Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то универ­ситет для Вас «не один свет в окошке». Возможно, круг Ваших ин­тересов не исчерпывается университетскими проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаниям, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне университета. Или Вы настолько самодостаточ­ны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и сту­дентов, или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что мно­гое стало для Вас безразлично.

Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то, оче­видно, работа в университете отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и к окружающим. Из­менение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы преподавателя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение со студентами и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необхо­димые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помо­гут вам достичь благополучного психоэмоционального состояния.

Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то благода­ря повышенной чувствительности вашей нервной системы Вы спо­собны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение может зависеть от внешних факторов. Не­благополучное стечение обстоятельств может выбить Вас из колеи. В таком состоянии Вы можете проявлять раздражительность, испы­тывать чувства тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эф­фективность Вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить не­благополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмо­циями можно и нужно учиться.

Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то Ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффек­тивность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремаль­ных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваши эмоциональная стабиль­ность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат на кафедре, если только за внешним благо­получием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творче­ским недогматическим мышлением, способны создавать на занятии атмосферу живого общения, вступая со студентами в тесные кон­такты и оказывая им психологическую поддержку. Вы восприни­маете студента как личность, обладающую достоинством. Благода­ря этому становится возможным эмоциональное развитие студен­тов, а их представления о себе приобретают реалистический харак­тер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим под­ходом и демократизмом.

Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то Ваша самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних об­стоятельств, от настроения, от мнения окружающих. Позитивная

оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету: у Вас «вырастают крылья», вы свободны, уве­рены в себе, способны оказывать влияние на студентов, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в «полосе неудач») негативно влияет на эффективность взаимо­действия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойст­венно преуменьшать значение своей личности. В большинстве слу­чаев это сопровождается установкой на негативное восприятие ок­ружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, созда­вать благоприятную, творческую атмосферу на занятии. Чувствуя себя на занятии уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко примете определенную огра­ниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей студентов.

Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то, воз­можно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного преподавателя». Студент для Вас - объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, уста­навливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых тре­бований, часто используете свои права без учета ситуации и мне­ния студентов. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой ат­мосфере занятия. Студенты утрачивают активность, самостоятель­ность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.

Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль «преподавателя-на­чальника» и Вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействий?

Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности студентов осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у студентов уважения к препода­вателю, продуктивности в работе и чувства ответственности.

Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудов­летворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не ка­жется, что настало время решать вопрос выживания - строить но­вые, партнерские отношения со студентами?

Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то для Вас студент - равноправный партнер. Вы привлекаете студентов к при­нятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете само­стоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества студентов.

Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей професси­ей, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе спо­собов реагирования, открытость в общении со студентами и коллега­ми, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспринимается студентами, способствуя эффективности обучения.

Преобладание 1-2 вариантов говорит о высокой степени Ва­шей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание третьего варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.

Тест, который Вы только что выполнили, является экспери­ментальным. В целях совершенствования методики хотелось бы знать, какие вопросы или замечания возникали у Вас в ходе работы.

ГЛАВА 11.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.