Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Основные направления развития системы высшего образования по подготовке кадров при переходе к рынку




Основные направления развития системы высшего образования по подготовке кадров при переходе к рынку, особенности ёе реформирования и развития, правовые, организационные и экономических основы функционирования

Особенности реформирования и развития системы высшего образования. Современная научная теория и методология местного самоуправления формируют представления о модели специалиста. В основе таких представлений, прежде всего, стоит реальная практика, тенденции и перспективы развития системы образования России. На первых этажах (уровнях) этой модели - прочные естественнонаучные, гуманитарные и социально-экономические знания, с особым статусом психолого-педагогического комплекса дисциплин; стержневой комплекс составляют фундаментальные циклы - блоки экономики, менеджмента, права и т.д. которые рассматриваются как основа высокопрофессиональной деятельности в переходном периоде становления рыночной экономики

В современной России, занимающей 1/8 часть суши планеты, проблемы регионального развития и региональной политики в области подготовки и переподготовки специалистов приобрели чрезвычайную остроту, определяя все грани развития государства. Неразрешенность этих проблем препятствует стабилизации экономики, осложняет этнонациональные и конфессиональные отношения, усугубляет экономические опасности, а главное - усиливает и обостряет, доводит до критических состояний противоречия федеральных и региональных интересов. Эти противоречия проецируются на уровень местного самоуправления, становятся дестабилизирующим фактором развития субъектов местного самоуправления. К тому же, регионалистика в широком смысле этою понятия - это комплекс экономических, социальных, правовых, экологических знаний особенностей национально-этнических отношений, общественно значимых парадигм, имеющих пространственные особенности проявления.

Анализ развития передовых в экономическом отношении стран показывает, что информатизация системы высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее развитие экономики и управленческой практики. В современной России информатизация образования отстает от наиболее развитых стран мира, что связано с низкой оснащенностью вычислительной и другой информационной техникой. Отсюда стратегическая задача по подготовке служащих должна предусматривать решение проблем информатизации и резкого усиления подготовки студентов в этом направлении за счет переоснащения технической базы вузов и увеличения доли часов на изучение информатики в учебных планах.

Второе направление - совершенствование государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В работе[63] рассматриваются исторические предпосылки и правовая база действующего образовательного стандарта, введение которого отражает тенденцию усиления государственного регулирования и регламентации учебного процесса, определена компетенция муниципальных образований.

Предпринята попытка обоснования отличий в специфических требованиях, предъявляемых к государственному и муниципальному служащему. От государственного служащего требуются, в первую очередь, глубокие знания в области права, политологии, макроэкономики, теории управления, умение принимать участие в разработке и реализации государственной политики, в том числе ее региональной составляющей. Основная функция государственного служащего - управление посредством нормативного регулирования.

В этой связи должны быть намечены и содержательно раскрыты следующие основные направления стратегии реформирования и развития высшего профессиональною образования в сфере подготовки как одного из трех взаимосвязанных уровней территориальною управления в Российской Федерации:

· разработка многоступенчатой системы подготовки кадров;

· разработка модели специалиста в сфере государственного и муниципального управления и выработка соответствующих квалификационных требований;

· создание системы профессионально ориентированной структуры вузовской подготовки кадров;

· разработка системы научного и учебно-методического обеспечения подготовки кадров

Определение правовых, организационных и экономических основ функционирования образовательных учреждений дополнительного образования служащих.

Образовательное пространство, как связующее звено между профессиональной и непрофессиональной сферами в определенной области деятельности, возникает при следующих условиях: когда сформирована необходимая профессиональная среда с соответствующими кадровыми потребностями и когда квалификационные требования к кадрам таковы, что их удовлетворение предусматривает наличие специфических знаний и навыков, которые отсутствуют в рамках непрофессиональной (для данной профессии) среды.

Исходя из этого тезиса, можно произвести анализ правовых и организационных аспектов формирования и развития отдельных элементов образовательного пространства современной России, которые представляют собой субъекты системы дополнительного профессионального образования. В результате получены следующие выводы:

· федеральная правовая база формирования и развития системы подготовки специалистов лишь обосновывает наличие данного вида профессиональной деятельности и, даже дополненная законодательством на уровне субъектов Российской Федерации, не полностью раскрывает вопросы профессионального соответствия и профессионального роста служащих, которые отнесены к компетенции самих организаций;

· осуществление управленческой деятельности в современных условиях без специальных знаний приводит к возникновению так называемых, организационных патологий, которые, накапливаясь, служат практически невидимым, но трудно преодолимым препятствием для достижения необходимых результатов.

Некоторые виды организационных патологий - такие, как "бессубъектность", т.е. оторванность от процесса принятия решений, "стагнация", т е уклонение от назревших нововведений - обусловлены, в первую очередь, отсутствием необходимых знаний и навыков. Профессионализм, как акмеологическое качество специалиста, становится обязательным требованием в условиях инновационной управленческой деятельности, характерной для функционирования органов власти в переходные, или кризисные, периоды.

Таким образом сложилась ситуация, когда правовое и организационное обеспечение системы дополнительного профессионального образования служащих организаций, особенно в сфере муниципального управления, формируется под давлением обострившихся проблем, а не в соответствии с требованием опережающего развития кадровой подсистемы реформируемой системы местного самоуправления

Многие проблемы функционирования рассматриваемых образовательных учреждений (отсутствие четкого механизма получения в аренду, оперативное управление или собственность необходимых помещений и формирования собственной экономического базы с учетом некоммерческого статуса учреждения, сложности в удовлетворении потребностей организаций в рамках установленных дополнительных образовательных программ, проявление элементов нездоровой конкуренции на рынке образовательных услуг и др.) обусловлены в значительной степени несовершенством законодательной базы, которая включает, помимо базового Федерального закона "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", однако не содержит аналогичного законодательного акта "О дополнительном профессиональном образовании" (ДПО), в котором были бы уточнены формы и методы обучения виды деятельности образовательных учреждений ДПО, предусмотрены некоторые особенности их функционирования, в отличие от других образовательных структур.

Для того, чтобы реализовать объективные относительно благоприятные условия для своего становления и развития, учреждениям ДПО необходима разумная адаптация на прочном экономическом фундаменте.

При рассмотрении экономических аспектов деятельности образовательных учреждений ДПО можно воспользоваться концепцией "человеческого капитала", отдельными положениями которого являются положения нового научного направления "экономика образования". В частности, раскрывается различие понятий "образовательная система" и "образовательная среда". При этом подразумевается, что если образовательная система осуществляет профессиональную подготовку человека, то образовательная среда представляет собой профессионально-ориентированные, энергоинформационные, психологические, социокультурные. интеллектуальные, материальные и финансовые условия как совокупность ресурсов, при помощи которых функционирует система. Признавая ключевую роль финансовых и интеллектуальных ресурсов, мы обычно рассматриваем финансы как экономический ресурс, который определяет условия существования организационной (образовательной) системы, но не ее жизнеобеспечения: источником жизнеобеспечения является интеллектуальный ресурс, все остальные ресурсы создаются при взаимодействии ключевых элементов - "интеллекта" и "финансов". Существенное различие этих ресурсов в том, что если интеллект, обладает практически неограниченным потенциалом то финансы всегда ограничены.

Анализ научных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал вообще и его образовательную составляющую в частности, показал несовершенство имеющихся методик, которые до настоящего времени не способны адекватно учесть все особенности сущности и формы проявления данных категорий, выходящих за рамки собственно экономики, которые рассматриваются как сложные динамические социально-экономические, системные явления, затрагивающие социально-нравственные, социально-психологические, экологические, философские и иные гуманитарные аспекты. Результаты анализа позволяют сделать вывод, что проблема оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал должна стать предметом дальнейших научных исследований. В частности, представляется, что допустимо говорить не только об интегральном эффекте, но и "об эффекте мультипликатора", свойственного инвестициям как в образование конкретного человека, так и в систему образования, обеспечивающую рост человеческого капитала общества за счет воспроизводства знаний интеллектуального, инновационного и духовного потенциала.

При этом понятие "экономика образования" следует рассматривать в контексте рыночного образовательного пространства России, что позволяет ввести понятие "экономика образовательного учреждения". Если говорить об экономике конкретного образовательного учреждения, действующего в системе дополнительного профессионального образования, то целесообразно исходить из того, что под этим понятием подразумевается совокупность всех видов ресурсов, использование которых обеспечивает функционирование образовательного учреждения и обуславливает его положение на рынке образовательных услуг.

При этом предлагается следующая классификация ресурсов:

· интеллектуальные ресурсы;

· статусные ресурсы;

· технологические ресурсы;

· инфраструктурные ресурсы;

· базовые экономические ресурсы.

Каждый из выделенных классов рассматривается как ресурсный блок, включающий комплекс, соответствующих видов ресурсов, а именно:

блок интеллектуальных ресурсов включает преподавательский состав, образовательные программы, учебно-методические материалы и набор образовательных услуг;

блок статусных ресурсов включает правовые гарантии уровня и характера деятельности данного образовательного учреждения по обеспечению заявленных форм и видов обучения, а также имеющуюся профессиональную и общественную репутацию учреждения;

технологические ресурсы включают реализуемые в данном образовательном учреждении инновационные, финансовые. Организационные, информационные и маркетинговые технологии;

блок инфраструктурных ресурсов включает организационно-техническую инфраструктуру, социально-бытовую инфраструктуру, местоположение образовательного учреждения и финансовые условия обучения;

под базовыми экономическими ресурсами понимаются ресурсы, составляющие экономическую и финансовую основу деятельности образовательного учреждения, включая имущество, собственником которого является само учреждение, а также арендуемое и находящееся в оперативном управлении (земля, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иное имущество потребительского, социально-культурного, иного назначения); денежные средства, поступающие в виде кредитов, займов, платы за выполненные работы и услуги в рамках закрепленных видов деятельности; ценные бумаги. Базовые экономические ресурсы являются источником саморазвития образовательного учреждения и одновременно пополняются за счет финансовых результатов деятельности учреждения, олицетворяя собой завершенность экономики образовательною учреждения как системного элемента рыночного образовательного пространства.

 

Практические задания

1. Обоснуйте модель воспроизводства интеллектуальных ресурсов организации посредством систем подготовки и переподготовки кадров

2. Поясните сущность сферы образования как объекта экономического развития в условиях их инновационного совершенствуя

3. Каковы основные концепции формирования современных систем подготовки и доподготовки современных систем подготовки специалистов

4. Каковы основные направления развития системы высшего образования

5. каковы основные законы построения систем непрерывной подготовки специалистов

6. Организационно-экономические основы функционирования систем непрерывной подготовки специалистов организации

 

1. Структурная схема формирования интеллектуального капитала организаций

2. Управление в сфере образования как объект социально – экономического развития организаций

3. Характеристика сферы образования в период трансформации российского общества

4. Особенности управления в сфере образования

Методологические основы формирования системы управления подготовкой и повышения квалификации служащих организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.