Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тюлюлюкина Татьяна Николаевна




 

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Оренбургского государственного университета, журналист, член Союза журналистов РФ, автор – составитель следующих тем: «Жанр – важная категория общения», «Интервью – основной путь получения информации», «Текст «как превращенная форма общения» (4.2 – 4.4 в соавторстве), «Итоговое занятие» (в соавторстве); хрестоматии (3 - 4) и приложений (Е, Ё, Й, Л).

 

Авторский коллектив учебного пособия «Общение в деятельности журналиста» выражает особую благодарность заведующему кафедрой журналистики ОГУ, кандидату филологических наук, доценту Ю.Т. Долину за оказание помощи в издании учебного пособия.

Выражаем особую признательность нашим рецензентам: доктору педагогических наук, профессору, заведующей кафедрой общей педагогики, директору института педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета В.Г. Рындак, заведующему кафедрой журналистики ОГУ, кандидату филологических наук, доценту Ю.Т. Долину, председателю ГТРК «Оренбург », заслуженному работнику культуры РФ П.Г. Рыкову, высказавшим полезные замечания и предложения по улучшению пособия.

Авторы приносят благодарность заместителю председателя ГТРК «Оренбург» по телевидению, заслуженному работнику культуры РФ Ю.М. Карасевичу, редактору программ по межнациональному общению ГТРК «Оренбург» Л.И. Сафаровой, ответственному секретарю газеты «Московский комсомолец в Оренбурге» О.А. Максимовой, принявшим участие в обсуждении рукописи.

Авторский коллектив будет благодарен и всем тем, кто поделится своими суждениями об этом издании.

 

 

Содержание

 

Предисловие ……………………………………………………………………… 10

Пояснительная записка ……………………………………………………. ….. 12

Тематическое содержание спецкурса

1 Общение в деятельностном мире ………………………………………...16

1.1 Проблемы общения в истории общественного сознания……………..16

1.2 Определение общения…………………………………………………. 22

1.3 Деятельностный мир человека………………………………………… 29

1.4 Взаимосвязь деятельности и общения в социальной жизни человека 37

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие……………………………………………… 43

2 Особенности процесса общения …………………………………………..47

2.1 Структурная модель общения………………………………………… 47

2.2 Цель общения………………………………………………………….. 49

2.3 Виды, разновидности, формы общения……………………………... 52

2.4 Содержание общения…………………………………………………...57

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие………………………………………… 71

3 Диалог как высшая форма общения ………………………………………76

3.1 Понятие диалога……………………………………………………….. 76

3.2 Разновидности диалога, их роль в процессе общения журналиста… 86

3.3 Условия успешного ведения диалога………………………………….92

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие………………………………………… 103

4 Текст «как превращенная форма общения» …………………………...107

4.1 Определение понятия «текст»………………………………………...107

4.2 Отличительные признаки текста……………………………………. 109

4.3 Виды и типы текстов………………………………………………….119

4.4 Стилистические особенности публицистического текста…………. 125

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие……………………………………….. 134

5 Жанр – важная категория общения …………………………………….138

5.1 Определение жанра……………………………………………………138

5.2 Классификация газетных жанров……………………………………. 141

5.3 Жанры телевизионной публицистики………………………………..156

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие……………………………………… 170

6 Интервью – основной путь получения информации ………………….174

6.1 Понятие интервью……………………………………………………..174

6.2 Классификация интервью……………………………………………..179

6.3 Вопросы в интервью…………………………………………………..188

6.4 Жанр интервью в телевизионной публицистике…………………….195

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие………………………………………… 197

7 Культура речи журналиста ……………………………………………...201

7.1 Основные проблемы и понятия культуры речи…………………… 201

7.2 Публицистический стиль вчера и сегодня…………………………. 211

7.3 Средства речевой выразительности в публицистике…. ………….. 221

7.4 Типичные ошибки в употреблении слов, словоформ и в строе

предложения…………………………………………………………. 228

Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая

литература, семинарское занятие, практическое занятие……………… 234

8 Итоговое занятие ………………………………………………………. 242

Хрестоматия …………………………………………………………………….. 245

1 Материал к темам: «Общение в деятельностном мире», «Осо-

бенности процесса общения», «Диалог как высшая форма общения»

Лазуткина Е.М. Коммуникативные цели, речевые стратегии, такти-

ки и приемы…………………………………………………………… 245

Лозовский Б.Н. В лабиринтах доверия …………………………………… 255

Виды коммуникаций (отрывок)…………………………………………… 257

Чехов А.П. О вреде табака…………………………………………………..259

Каган М.С. Общение реального субъекта с реальным партнером

(отрывок)…………………………………………………………………… 262

Анпилогова Л. В. Понимаешь? Понимаю?……………………………… 264

Бодалев А.А. Психологические трудности общения и пути их преодо-

ления (отрывок)………………………………………………………… 267

Лазуткина Е.М. Причины коммуникативных неудач……………………..272

2 Материал к теме «Текст «как превращенная форма общения»

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика

(отрывок)………………………………………………………………… 277

3 Материал к теме «Жанр – важная категория общения»

Текутьева Т. Беда: Буран!…………………………………………………. 281

Валентинова О. Пушкин в присутствии эффектов, в отсутствии себя… 283

Андреева О. Ученье и труд «Синим по белому»………………………… 286

Бегом по Бразилии………………………………………………………….. 288

Морозов А. Вкус войны……………………………………………………. 290

Марченко Т. Шаг сделан, но, к сожаленью, только первый……………. 292

Песков В. Бескрылые летуны…………………………………………….. 295

Изгаршев И. Королева мира………………………………………………. 298

Кулагин А. Гобсек (отрывок)……………………………………………… 300

Емельянова Н. Время спасать и спасаться……………………………….. 303

Неживенко И. Собачья жизнь не так уж и плоха………………………….305

Плахина Л. Как спасали Серого…………………………………………… 306

Хавкина Л. От НТВ до Лужкова – расстояние в один шнур…………... 307

Баранец В. Что рвануло на Манежной…………………………………… 308

Коц А. Здоровые мужики рыдали, как дети…………………………….. 308

Константинов В. Из России делают траншвеститку…………………….. 310

Юлаева Т. Из века в век переходя… (отрывок)…………………………. 311

Будберг А. Предвыборное падение……………………………………… 312

Аманова Н., Макаров Д. Нация и «кайф» (отрывок)…………………… 314

Земляков Ф. Половой вопрос в СИЗО……………………………………. 316

4 Материал к теме «Интервью – основной путь получения ин-

формации»

Демидова О. Второй срок для школьника…………………………………319

Арутюнова В. Мы будем реагировать на любые нарушения

любых СМИ………………………………………………………………... 322

Скворцова-Ардабацкая Е. Кто слезам не верит………………………… 323

Газета, как и жизнь, пока что черно-белая. «Комсомолка» у аппарата… 328

Тюлюлюкина Т. Наши дети голодают и теряют зрение………………… 328

Бродзкий В. Виктор Мережко: «Полеты во сне и наяву» смотрю раз

в два месяца как некую инъекцию душевную………………………… 330

Юлаева Т. Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может

уйти без тебя………………………………………………………… ….. 331

Бинхем У., Мур Б. Как интервьюировать………………………………. 335

5 Материал к теме «Культура речи журналиста»

Бернштейн С.И. Общие вопросы радиоязыка……………………………. 343

Особенности общения по радио и телевидению………………………… 346

Радио- и телевизионная речь как вид общения……………………………348

Долин Ю. О культуре нашей речи. Заметки филолога………………….. 352

Заключение …………………………………………………………………….. 356

Глоссарий ……………………………………………………………………….. 358

Список использованных источников ……………………………………….. 369

Приложения ……………………………………………………………………. 378

Приложение А Тест «Приятно ли с Вами общаться?»………………….. 378

Приложение Б Тест «Взаимоотношения с собеседником» (из цикла

тестов «Умение вести диалог»)………………………….379

Приложение В Тексты - описание………………………………………. 381

Приложение Г Тексты для анализа……………………………………… 383

Приложение Д Работа с текстом……………………………………….. 386

Приложение Е Схема связности газетного текста (по Л.М. Май-

дановой)……………………………………………………387

Приложение Ё Монтажный лист………………………………………… 388

Приложение Ж Меморандум руководства «РС» от 19 января 1971 года 389

Приложение З Микрофонная папка…………………………………….. 391

Приложение И Словарный минимум (по Л. Введенской)……………. 393

Приложение Й План проведения интервью (по Т.В. Шумилиной)…… 395

Приложение К Вопросы в интервью (по Т.В. Шумилиной)…………. 396

Приложение Л Особенности вопросов в интервью (по книге «Психо-

логические аспекты общения»)……………………… 397

Приложение М «Двенадцать ступеней к неотразимому интервью»

(по Д. Аллену)…………………………………………… 398

Приложение Н Сенкевич М.П. Слово в эфире. Типичные ошибки в

употреблении слов, словоформ и в строе предложения 399

Список условных обозначений, сокращений и выделений ……………… 403

 

Предисловие

В условиях постоянного изменения, происходящего в нашем обществе сегодня, система образования всё активнее приходит к осознанию необходимо­сти создания такого образовательного процесса, который будет способствовать организации условий не только для приобретения человеком знаний, умений и навыков в рамках определённой узкой специальности, но и для воспитания и развития целостного, «духовно-душевно-телесного человеческого существа» (В.В. Вейдле), свободного и творческого, способного к постоянному самосо­вершенствованию.

Понимая это, многие педагоги ищут эффективные пути и средства для осуществления такого образования, при котором в полной мере могла бы рас­крыться человеческая личность, раскачаться ее «маятник активности» (В. Леви). Именно от этого и будет в большей степени зависеть, каким станет человек ХХI века? Будет ли он человеком, имеющим твердую жизненную позицию, ос­нованную на культурных и нравственных ценностях; человеком релаксирую­щим, свободным в собственных решениях и замыслах; человеком духовным, творящим, мыслящим, верящим в себя и свои силы, или перед нами будет чело­век, способный к удовлетворению лишь естественных потребностей, человек «экзистенционально необеспеченный» (Г. Марсель), «человек экзамена» (М. Вебер)?

В современных условиях новых рыночных отношений это является осо­бенно актуальным, так как, к сожалению, в человеческом обществе сегодня сложилась такая обстановка, при которой наступил «кризис доверия» (Г. Белль), кризис «совестливой рефлексии», «внутренней собранности» (Г. Марсель); произошло «забвение нравственного долга человека» (В.Н. Акулинин); «сис­тема ценностей… утратила свою очевидность, притягательность, императив­ность» (В.В. Бибихин). Люди либо в погоне за прибылью, богатством, либо в условиях борьбы за возможность остаться «на плаву» постепенно утрачивают свою духовную культуру, тот нравственный стержень, благодаря которому че­ловек остается человеком.

По нашему представлению, человек нового века должен быть высокооб­разованным, культурным, нравственно воспитанным, саморазвивающимся, творческим. Только такой человек сможет не допустить превращения себя в «хлам», застраховаться от духовного уничтожения личности, распада внут­реннего мира индивидуальности. Поэтому важным на сегодняшний день явля­ется формирование в человеке его профессионального мастерства, включаю­щего в себя как знания, умения, навыки по специальности, так и высокую нрав­ственную культуру, в основе которой должно лежать духовное стремление че­ловека к самосовершенствованию, к саморазвитию, к созданию уникального собственного «Я». Но осуществление этого процесса станет возможным лишь при понимании человеком необходимости непрерывного развития собственной активности, направленной на познание, на совершенствование своих интеллек­туальных, духовных, нравственных, творческих потенциалов.

Иными словами, только в постоянном движении, только в максимуме духовных стремлений че­ловек сможет «осуществить свое абсолютное предназначение и достичь того безусловного содержания, той полноты бытия, которые достигаются лишь бес­конечным стремлением человеческого «Я» (В.Н. Акулинин).

По нашему мнению, для становления человека, для его совершенствова­ния большую роль призвано сыграть общение, которое является универсальной деятельностью, объединяющей людей всех возрастов, профессий, социальных статусов, национальностей.

Человек общается постоянно, и от того, насколько он обладает умением это делать, знает технологию вступления в контакт, во многом зависит его успех и положение в обществе. «Удача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор» (Б.Н. Лозовский).

Для журналиста вся его работа заключается в общении, благодаря кото­рому решаются его профессиональные задачи. Именно поэтому целью предла­гаемого пособия является ознакомление читателей - будущих журналистов - с особенностями общения, знание которых позволит им стать высо­копрофессиональными мастерами своего дела.

Редактор.

 

 

Пояснительная записка

 

Общая тенденция образовательной политики нашего государства сего­дня направлена на повышение профессионализма человека. В связи с этим ак­туализируется проблема совершенствования профессионального мастерства студентов (учащихся) - будущих специалистов-профессионалов. Именно по­этому в современных условиях возникает необходимость качественного изме­нения системы профессиональной подготовки человека.

Специальная подготовка к будущей социально-полезной деятельности будет наиболее эффективной при условии поэтапного её осуществления. Важ­ным при этом является осознание человеком ещё на первом этапе его профес­сионального совершенствования в стенах вуза, общеобразовательной школы того пути, по которому пойдет он по жизни.

Учитывая это, педагогами кафедры журналистики Оренбургского госу­дарственного университета был разработан спецкурс «Общение в деятельности журналиста», который вклю­чает в себя основные моменты, связанные с проблемой общения в журналист­ской деятельности, так как важным аспектом профессионализма журналиста выступает его умение контактировать с людьми. От того, насколько журналист обладает навыками, умениями общения и взаимодействия, зависит уровень его профессионального мастерства.

Важным при этом является и то, что посредством общения (через полу­чение новой информации, её анализа и рефлексии) происходит процесс самосо­вершенствования личности журналиста. Для того, чтобы будущий журналист стал профессиональной личностью, необходимо на занятиях формировать у него понимание значимости общения, повышения его уровня для развития собственного «Я». Это является особенно актуальным сейчас, когда на рынке труда требуются не просто грамотные и образованные специалисты, а профес­сионалы – высоко компетентные целостные личности, обладающие высоким профессионализмом, способностью творчески, соответственно ус­ложняющимся задачам, осуществлять свое человеческое и социальное предназначение. Именно такие специалисты смо­гут выйти победителями из конкурентной гонки, происходящей на экономиче­ском рынке.

 

Предлагаемый спецкурс «Общение в деятельности журналиста» был по­строен с учетом требований, предъявляемых сегодня высокопрофессиональ­ному журналисту, которому необходимо:

- знать основные приемы и методы общения с различными людьми;

- учитывать специфику читательской и зрительской аудитории;

- обладать «информационной жаждой» ко всему новому, необычному, интересному, происходящему в окружающем мире;

- владеть изобразительными средствами выражения мысли, создания текста;

- в совершенстве знать нормы современного русского литературного языка и непрерывно повышать культуру речии т. д.

 

Данный спецкурс призван:

- помочь студентам – будущим журналистам осмыслить такой важный аспект их профессиональной деятельности, как общение, благодаря которому человек через постоянное расширение «полей» общения, благодаря «встречным токам» в общении (К.С. Станиславский) сможет совершенствовать себя, расти нравственно и духовно, «без фальши откликнуться на смысловые токи жизни» (И.Б. Роднянская);

- формировать у будущих журналистов умения и навыки общения в процессе деятельности как обязательного условия их профессионального мастерства, способствующего активизировать внутренние резервы, энергию человека и направить их на созидание себя и других;

- научить глубоко мыслить, работать самостоятельно и творчески.

 

Исходя из вышеперечисленного, была определена следующая цель данного спецкурса: через изучение содержания общения и его особенностей в журналистской деятельности и обобщение уже имеющегося опыта работы в журналистике развить творческий потенциал студентов (учащихся) и на основе этого совершенствовать их профессиональное мастерство.

Отсюда вытекают следующие задачи предлагаемой дисциплины:

- познакомить студентов с содержанием общения и его ролью в деятельности человека;

- показать особенности общения в журналистской деятельности;

- дать основные представления студентам об искусстве получения информации;

- научить создавать текст как результат творческой деятельности журналиста, учитывая его жанровое и стилистическое своеобразие;

- развить творческий потенциал студентов - важный фактор формирования профессионального мастерства журналиста.

 

Спецкурс «Общение в деятельности журналиста» целесообразно ввести на первом году обучения в вузе либо в выпускных классах общеобразовательных школ, колледжей, гимназий. Это дает возможность студентам (учащимся) получить новые, важные для них знания и апробировать их на практике. Спецкурс предусматривает ознакомление студентов с теоретическими вопросами по формированию собственного стиля общения и умений владеть коммуникативным мастерством.

 

Программа спецкурса будет наиболее эффективно реализована при следующих условиях, если:

- наряду с теоретическим материалом по общению будут использоваться творческие задания, обеспечивающие приобретение практических навыков общения, культуры речи; тесты, помогающие студенту оценить свой уровень, стиль общения, что будет способствовать развитию рефлексии, самоанализа и т. д.;

- студенты будут выполнять самостоятельные задания, направленные на развитие творческого потенциала, совершенствование коммуникативных умений;

- будет использована наряду со специальной литературой по общению и журналистике дополнительная научная литература по философии, социологии, психологии и педагогике;

- студенты будут сознательно работать над улучшением своего уровня общения, повышением творческого мастерства;

- на занятиях будут использоваться материалы газет и журналов, аудио- и видеозаписи радио- и телепрограмм (особенно местных);

- в проведении спецкурса будут принимать участие несколько преподавателей кафедры журналистики, поэтапно реализуя предлагаемое содержание дисциплины, подключаясь к спецкурсу на определенном тематическом материале, близком к научным интересам педагога. Такое участие преподавателей кафедры в рамках одного спецкурса позволит:

во-первых, уже на первом курсе студентам познакомиться со своими будущими педагогами, с которыми они встретятся позднее при изучении одной из дисциплин (журналистской, лингвистической, литературоведческой и т.д.);

во-вторых, студентам сплотиться вокруг кафедры журналистики, что будет способствовать сближению педагогов и студентов, формированию их взаимопонимания, взаимодействия.

 

В результате изучения курса «Общение в деятельности журналиста» студент должен обнаружить:

- знание содержания и особенностей процесса общения;

- умение устанавливать контакт с людьми, строить беседу, четко выражать свои мысли, использовать гуманные приемы в общении в ходе практической деятельности;

- понимание необходимости знания процесса общения как важного условия жизнедеятельности человека и деятельности журналиста;

- знание норм современного русского литературного языка, языковой культуры;

- умение создавать авторский текст с учетом жанрового многообразия, стилей, смысловой структуры текста;

- повышение профессионального уровня через развитие своих коммуникативных навыков и творческого потенциала.

Содержание спецкурса:

№ п/п Темы занятий Количество часов
Лекци-онных Семина-рских Практи-ческих
1. Общение в деятельностном мире      
2. Особенности процесса общения      
3. Диалог как высшая форма общения      
4. Текст «как превращенная форма общения»      
5. Жанр – важная категория общения      
6. Интервью – основной путь получения информации      
7. Культура речи журналиста      
8. Итоговое занятие      
  Итого:      
 

 

Программа спецкурса рассчитана на 14 лекционных, 14 семинарских, 6 практических часов. Занятия предлагаемого цикла рекомендуется проводить с регулярностью 2 часа в неделю, чередуя лекционные занятия с семинарскими; 3 практических занятия лучше проводить на заключительном этапе спецкурса. Такое построение предлагаемой дисциплины позволит студентам не только познакомиться с теоретическими вопросами по исследуемой проблеме, что обогатит их необходимой для будущей профессиональной деятельности информацией, но и закрепить полученные знания, апробировать их на практике, осмыслить собственный опыт.

 

 

Тематическое содержание спецкурса

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.