КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тюлюлюкина Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Оренбургского государственного университета, журналист, член Союза журналистов РФ, автор – составитель следующих тем: «Жанр – важная категория общения», «Интервью – основной путь получения информации», «Текст «как превращенная форма общения» (4.2 – 4.4 в соавторстве), «Итоговое занятие» (в соавторстве); хрестоматии (3 - 4) и приложений (Е, Ё, Й, Л).
Авторский коллектив учебного пособия «Общение в деятельности журналиста» выражает особую благодарность заведующему кафедрой журналистики ОГУ, кандидату филологических наук, доценту Ю.Т. Долину за оказание помощи в издании учебного пособия. Выражаем особую признательность нашим рецензентам: доктору педагогических наук, профессору, заведующей кафедрой общей педагогики, директору института педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета В.Г. Рындак, заведующему кафедрой журналистики ОГУ, кандидату филологических наук, доценту Ю.Т. Долину, председателю ГТРК «Оренбург », заслуженному работнику культуры РФ П.Г. Рыкову, высказавшим полезные замечания и предложения по улучшению пособия. Авторы приносят благодарность заместителю председателя ГТРК «Оренбург» по телевидению, заслуженному работнику культуры РФ Ю.М. Карасевичу, редактору программ по межнациональному общению ГТРК «Оренбург» Л.И. Сафаровой, ответственному секретарю газеты «Московский комсомолец в Оренбурге» О.А. Максимовой, принявшим участие в обсуждении рукописи. Авторский коллектив будет благодарен и всем тем, кто поделится своими суждениями об этом издании.
Содержание
Предисловие ……………………………………………………………………… 10 Пояснительная записка ……………………………………………………. ….. 12 Тематическое содержание спецкурса 1 Общение в деятельностном мире ………………………………………...16 1.1 Проблемы общения в истории общественного сознания……………..16 1.2 Определение общения…………………………………………………. 22 1.3 Деятельностный мир человека………………………………………… 29 1.4 Взаимосвязь деятельности и общения в социальной жизни человека 37 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие……………………………………………… 43 2 Особенности процесса общения …………………………………………..47 2.1 Структурная модель общения………………………………………… 47 2.2 Цель общения………………………………………………………….. 49 2.3 Виды, разновидности, формы общения……………………………... 52 2.4 Содержание общения…………………………………………………...57 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие………………………………………… 71 3 Диалог как высшая форма общения ………………………………………76 3.1 Понятие диалога……………………………………………………….. 76 3.2 Разновидности диалога, их роль в процессе общения журналиста… 86 3.3 Условия успешного ведения диалога………………………………….92 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие………………………………………… 103 4 Текст «как превращенная форма общения» …………………………...107 4.1 Определение понятия «текст»………………………………………...107 4.2 Отличительные признаки текста……………………………………. 109 4.3 Виды и типы текстов………………………………………………….119 4.4 Стилистические особенности публицистического текста…………. 125 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие……………………………………….. 134 5 Жанр – важная категория общения …………………………………….138
5.1 Определение жанра……………………………………………………138 5.2 Классификация газетных жанров……………………………………. 141 5.3 Жанры телевизионной публицистики………………………………..156 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие……………………………………… 170 6 Интервью – основной путь получения информации ………………….174 6.1 Понятие интервью……………………………………………………..174 6.2 Классификация интервью……………………………………………..179 6.3 Вопросы в интервью…………………………………………………..188 6.4 Жанр интервью в телевизионной публицистике…………………….195 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие………………………………………… 197 7 Культура речи журналиста ……………………………………………...201 7.1 Основные проблемы и понятия культуры речи…………………… 201 7.2 Публицистический стиль вчера и сегодня…………………………. 211 7.3 Средства речевой выразительности в публицистике…. ………….. 221 7.4 Типичные ошибки в употреблении слов, словоформ и в строе предложения…………………………………………………………. 228 Контрольные вопросы для закрепления материала, рекомендуемая литература, семинарское занятие, практическое занятие……………… 234 8 Итоговое занятие ………………………………………………………. 242 Хрестоматия …………………………………………………………………….. 245 1 Материал к темам: «Общение в деятельностном мире», «Осо- бенности процесса общения», «Диалог как высшая форма общения» Лазуткина Е.М. Коммуникативные цели, речевые стратегии, такти- ки и приемы…………………………………………………………… 245 Лозовский Б.Н. В лабиринтах доверия …………………………………… 255 Виды коммуникаций (отрывок)…………………………………………… 257 Чехов А.П. О вреде табака…………………………………………………..259 Каган М.С. Общение реального субъекта с реальным партнером (отрывок)…………………………………………………………………… 262 Анпилогова Л. В. Понимаешь? Понимаю?……………………………… 264 Бодалев А.А. Психологические трудности общения и пути их преодо- ления (отрывок)………………………………………………………… 267 Лазуткина Е.М. Причины коммуникативных неудач……………………..272 2 Материал к теме «Текст «как превращенная форма общения»
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика (отрывок)………………………………………………………………… 277 3 Материал к теме «Жанр – важная категория общения» Текутьева Т. Беда: Буран!…………………………………………………. 281 Валентинова О. Пушкин в присутствии эффектов, в отсутствии себя… 283 Андреева О. Ученье и труд «Синим по белому»………………………… 286 Бегом по Бразилии………………………………………………………….. 288 Морозов А. Вкус войны……………………………………………………. 290 Марченко Т. Шаг сделан, но, к сожаленью, только первый……………. 292 Песков В. Бескрылые летуны…………………………………………….. 295 Изгаршев И. Королева мира………………………………………………. 298 Кулагин А. Гобсек (отрывок)……………………………………………… 300 Емельянова Н. Время спасать и спасаться……………………………….. 303 Неживенко И. Собачья жизнь не так уж и плоха………………………….305 Плахина Л. Как спасали Серого…………………………………………… 306 Хавкина Л. От НТВ до Лужкова – расстояние в один шнур…………... 307 Баранец В. Что рвануло на Манежной…………………………………… 308 Коц А. Здоровые мужики рыдали, как дети…………………………….. 308 Константинов В. Из России делают траншвеститку…………………….. 310 Юлаева Т. Из века в век переходя… (отрывок)…………………………. 311 Будберг А. Предвыборное падение……………………………………… 312 Аманова Н., Макаров Д. Нация и «кайф» (отрывок)…………………… 314 Земляков Ф. Половой вопрос в СИЗО……………………………………. 316 4 Материал к теме «Интервью – основной путь получения ин- формации» Демидова О. Второй срок для школьника…………………………………319 Арутюнова В. Мы будем реагировать на любые нарушения любых СМИ………………………………………………………………... 322 Скворцова-Ардабацкая Е. Кто слезам не верит………………………… 323 Газета, как и жизнь, пока что черно-белая. «Комсомолка» у аппарата… 328 Тюлюлюкина Т. Наши дети голодают и теряют зрение………………… 328 Бродзкий В. Виктор Мережко: «Полеты во сне и наяву» смотрю раз в два месяца как некую инъекцию душевную………………………… 330
Юлаева Т. Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя………………………………………………………… ….. 331 Бинхем У., Мур Б. Как интервьюировать………………………………. 335 5 Материал к теме «Культура речи журналиста» Бернштейн С.И. Общие вопросы радиоязыка……………………………. 343 Особенности общения по радио и телевидению………………………… 346 Радио- и телевизионная речь как вид общения……………………………348 Долин Ю. О культуре нашей речи. Заметки филолога………………….. 352 Заключение …………………………………………………………………….. 356 Глоссарий ……………………………………………………………………….. 358 Список использованных источников ……………………………………….. 369 Приложения ……………………………………………………………………. 378 Приложение А Тест «Приятно ли с Вами общаться?»………………….. 378 Приложение Б Тест «Взаимоотношения с собеседником» (из цикла тестов «Умение вести диалог»)………………………….379 Приложение В Тексты - описание………………………………………. 381 Приложение Г Тексты для анализа……………………………………… 383 Приложение Д Работа с текстом……………………………………….. 386 Приложение Е Схема связности газетного текста (по Л.М. Май- дановой)……………………………………………………387 Приложение Ё Монтажный лист………………………………………… 388 Приложение Ж Меморандум руководства «РС» от 19 января 1971 года 389 Приложение З Микрофонная папка…………………………………….. 391 Приложение И Словарный минимум (по Л. Введенской)……………. 393 Приложение Й План проведения интервью (по Т.В. Шумилиной)…… 395 Приложение К Вопросы в интервью (по Т.В. Шумилиной)…………. 396 Приложение Л Особенности вопросов в интервью (по книге «Психо- логические аспекты общения»)……………………… 397 Приложение М «Двенадцать ступеней к неотразимому интервью» (по Д. Аллену)…………………………………………… 398 Приложение Н Сенкевич М.П. Слово в эфире. Типичные ошибки в употреблении слов, словоформ и в строе предложения 399 Список условных обозначений, сокращений и выделений ……………… 403
Предисловие В условиях постоянного изменения, происходящего в нашем обществе сегодня, система образования всё активнее приходит к осознанию необходимости создания такого образовательного процесса, который будет способствовать организации условий не только для приобретения человеком знаний, умений и навыков в рамках определённой узкой специальности, но и для воспитания и развития целостного, «духовно-душевно-телесного человеческого существа» (В.В. Вейдле), свободного и творческого, способного к постоянному самосовершенствованию. Понимая это, многие педагоги ищут эффективные пути и средства для осуществления такого образования, при котором в полной мере могла бы раскрыться человеческая личность, раскачаться ее «маятник активности» (В. Леви). Именно от этого и будет в большей степени зависеть, каким станет человек ХХI века? Будет ли он человеком, имеющим твердую жизненную позицию, основанную на культурных и нравственных ценностях; человеком релаксирующим, свободным в собственных решениях и замыслах; человеком духовным, творящим, мыслящим, верящим в себя и свои силы, или перед нами будет человек, способный к удовлетворению лишь естественных потребностей, человек «экзистенционально необеспеченный» (Г. Марсель), «человек экзамена» (М. Вебер)? В современных условиях новых рыночных отношений это является особенно актуальным, так как, к сожалению, в человеческом обществе сегодня сложилась такая обстановка, при которой наступил «кризис доверия» (Г. Белль), кризис «совестливой рефлексии», «внутренней собранности» (Г. Марсель); произошло «забвение нравственного долга человека» (В.Н. Акулинин); «система ценностей… утратила свою очевидность, притягательность, императивность» (В.В. Бибихин). Люди либо в погоне за прибылью, богатством, либо в условиях борьбы за возможность остаться «на плаву» постепенно утрачивают свою духовную культуру, тот нравственный стержень, благодаря которому человек остается человеком. По нашему представлению, человек нового века должен быть высокообразованным, культурным, нравственно воспитанным, саморазвивающимся, творческим. Только такой человек сможет не допустить превращения себя в «хлам», застраховаться от духовного уничтожения личности, распада внутреннего мира индивидуальности. Поэтому важным на сегодняшний день является формирование в человеке его профессионального мастерства, включающего в себя как знания, умения, навыки по специальности, так и высокую нравственную культуру, в основе которой должно лежать духовное стремление человека к самосовершенствованию, к саморазвитию, к созданию уникального собственного «Я». Но осуществление этого процесса станет возможным лишь при понимании человеком необходимости непрерывного развития собственной активности, направленной на познание, на совершенствование своих интеллектуальных, духовных, нравственных, творческих потенциалов. Иными словами, только в постоянном движении, только в максимуме духовных стремлений человек сможет «осуществить свое абсолютное предназначение и достичь того безусловного содержания, той полноты бытия, которые достигаются лишь бесконечным стремлением человеческого «Я» (В.Н. Акулинин). По нашему мнению, для становления человека, для его совершенствования большую роль призвано сыграть общение, которое является универсальной деятельностью, объединяющей людей всех возрастов, профессий, социальных статусов, национальностей. Человек общается постоянно, и от того, насколько он обладает умением это делать, знает технологию вступления в контакт, во многом зависит его успех и положение в обществе. «Удача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор» (Б.Н. Лозовский). Для журналиста вся его работа заключается в общении, благодаря которому решаются его профессиональные задачи. Именно поэтому целью предлагаемого пособия является ознакомление читателей - будущих журналистов - с особенностями общения, знание которых позволит им стать высокопрофессиональными мастерами своего дела. Редактор.
Пояснительная записка
Общая тенденция образовательной политики нашего государства сегодня направлена на повышение профессионализма человека. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования профессионального мастерства студентов (учащихся) - будущих специалистов-профессионалов. Именно поэтому в современных условиях возникает необходимость качественного изменения системы профессиональной подготовки человека. Специальная подготовка к будущей социально-полезной деятельности будет наиболее эффективной при условии поэтапного её осуществления. Важным при этом является осознание человеком ещё на первом этапе его профессионального совершенствования в стенах вуза, общеобразовательной школы того пути, по которому пойдет он по жизни. Учитывая это, педагогами кафедры журналистики Оренбургского государственного университета был разработан спецкурс «Общение в деятельности журналиста», который включает в себя основные моменты, связанные с проблемой общения в журналистской деятельности, так как важным аспектом профессионализма журналиста выступает его умение контактировать с людьми. От того, насколько журналист обладает навыками, умениями общения и взаимодействия, зависит уровень его профессионального мастерства. Важным при этом является и то, что посредством общения (через получение новой информации, её анализа и рефлексии) происходит процесс самосовершенствования личности журналиста. Для того, чтобы будущий журналист стал профессиональной личностью, необходимо на занятиях формировать у него понимание значимости общения, повышения его уровня для развития собственного «Я». Это является особенно актуальным сейчас, когда на рынке труда требуются не просто грамотные и образованные специалисты, а профессионалы – высоко компетентные целостные личности, обладающие высоким профессионализмом, способностью творчески, соответственно усложняющимся задачам, осуществлять свое человеческое и социальное предназначение. Именно такие специалисты смогут выйти победителями из конкурентной гонки, происходящей на экономическом рынке.
Предлагаемый спецкурс «Общение в деятельности журналиста» был построен с учетом требований, предъявляемых сегодня высокопрофессиональному журналисту, которому необходимо: - знать основные приемы и методы общения с различными людьми; - учитывать специфику читательской и зрительской аудитории; - обладать «информационной жаждой» ко всему новому, необычному, интересному, происходящему в окружающем мире; - владеть изобразительными средствами выражения мысли, создания текста; - в совершенстве знать нормы современного русского литературного языка и непрерывно повышать культуру речии т. д.
Данный спецкурс призван: - помочь студентам – будущим журналистам осмыслить такой важный аспект их профессиональной деятельности, как общение, благодаря которому человек через постоянное расширение «полей» общения, благодаря «встречным токам» в общении (К.С. Станиславский) сможет совершенствовать себя, расти нравственно и духовно, «без фальши откликнуться на смысловые токи жизни» (И.Б. Роднянская); - формировать у будущих журналистов умения и навыки общения в процессе деятельности как обязательного условия их профессионального мастерства, способствующего активизировать внутренние резервы, энергию человека и направить их на созидание себя и других; - научить глубоко мыслить, работать самостоятельно и творчески.
Исходя из вышеперечисленного, была определена следующая цель данного спецкурса: через изучение содержания общения и его особенностей в журналистской деятельности и обобщение уже имеющегося опыта работы в журналистике развить творческий потенциал студентов (учащихся) и на основе этого совершенствовать их профессиональное мастерство. Отсюда вытекают следующие задачи предлагаемой дисциплины: - познакомить студентов с содержанием общения и его ролью в деятельности человека; - показать особенности общения в журналистской деятельности; - дать основные представления студентам об искусстве получения информации; - научить создавать текст как результат творческой деятельности журналиста, учитывая его жанровое и стилистическое своеобразие; - развить творческий потенциал студентов - важный фактор формирования профессионального мастерства журналиста.
Спецкурс «Общение в деятельности журналиста» целесообразно ввести на первом году обучения в вузе либо в выпускных классах общеобразовательных школ, колледжей, гимназий. Это дает возможность студентам (учащимся) получить новые, важные для них знания и апробировать их на практике. Спецкурс предусматривает ознакомление студентов с теоретическими вопросами по формированию собственного стиля общения и умений владеть коммуникативным мастерством.
Программа спецкурса будет наиболее эффективно реализована при следующих условиях, если: - наряду с теоретическим материалом по общению будут использоваться творческие задания, обеспечивающие приобретение практических навыков общения, культуры речи; тесты, помогающие студенту оценить свой уровень, стиль общения, что будет способствовать развитию рефлексии, самоанализа и т. д.; - студенты будут выполнять самостоятельные задания, направленные на развитие творческого потенциала, совершенствование коммуникативных умений; - будет использована наряду со специальной литературой по общению и журналистике дополнительная научная литература по философии, социологии, психологии и педагогике; - студенты будут сознательно работать над улучшением своего уровня общения, повышением творческого мастерства; - на занятиях будут использоваться материалы газет и журналов, аудио- и видеозаписи радио- и телепрограмм (особенно местных); - в проведении спецкурса будут принимать участие несколько преподавателей кафедры журналистики, поэтапно реализуя предлагаемое содержание дисциплины, подключаясь к спецкурсу на определенном тематическом материале, близком к научным интересам педагога. Такое участие преподавателей кафедры в рамках одного спецкурса позволит: во-первых, уже на первом курсе студентам познакомиться со своими будущими педагогами, с которыми они встретятся позднее при изучении одной из дисциплин (журналистской, лингвистической, литературоведческой и т.д.); во-вторых, студентам сплотиться вокруг кафедры журналистики, что будет способствовать сближению педагогов и студентов, формированию их взаимопонимания, взаимодействия.
В результате изучения курса «Общение в деятельности журналиста» студент должен обнаружить: - знание содержания и особенностей процесса общения; - умение устанавливать контакт с людьми, строить беседу, четко выражать свои мысли, использовать гуманные приемы в общении в ходе практической деятельности; - понимание необходимости знания процесса общения как важного условия жизнедеятельности человека и деятельности журналиста; - знание норм современного русского литературного языка, языковой культуры; - умение создавать авторский текст с учетом жанрового многообразия, стилей, смысловой структуры текста; - повышение профессионального уровня через развитие своих коммуникативных навыков и творческого потенциала. Содержание спецкурса:
Программа спецкурса рассчитана на 14 лекционных, 14 семинарских, 6 практических часов. Занятия предлагаемого цикла рекомендуется проводить с регулярностью 2 часа в неделю, чередуя лекционные занятия с семинарскими; 3 практических занятия лучше проводить на заключительном этапе спецкурса. Такое построение предлагаемой дисциплины позволит студентам не только познакомиться с теоретическими вопросами по исследуемой проблеме, что обогатит их необходимой для будущей профессиональной деятельности информацией, но и закрепить полученные знания, апробировать их на практике, осмыслить собственный опыт.
Тематическое содержание спецкурса
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |