Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурная модель общения




Учитывая сложность общения, журналист должен четко представлять себе, что собой представляет структура процесса общения. Это необходимо прежде всего для того, чтобы иметь возможность правильно использовать особенности общения в своей профессиональной деятельности, четко различать их и умело соединять в своей работе.

В научной литературе было сделано несколько попыток структурного анализа общения. Одна из них принадлежит М.И. Лисиной, которая выделила такие компоненты: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения, задачи общения, средства общения, продукты общения.

Несколько иначе подошел к решению задачи А.А. Леонтьев. Исходя из понимания общения как деятельности, он выделил, «во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной другим целям; наличие специфического мотива); во-вторых, его результативность - мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся прежде всего в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения» (выделено нами – Л. А.) /107, 112/.

Рассматривал общение как деятельность Е. И. Пассов, выделив шесть его основных компонентов:

- предмет общения – взаимоотношения общающихся;

- единица общения – акт социального взаимодействия;

- средства общения – вербальные и невербальные (подробнее см. в 2.4);

- способы общения – информационный, интеракционный, перцептивный;

- продукт общения – интерпретация информации;

- результат общения – изменение взаимоотношений /124, 9-10/.

В другой плоскости и более строго провел структурный анализ общения Б.Д. Парыгин. Он выделил в общении содержание (коммуникацию) и форму (взаимодействие или интеракцию), затем в каждом из этих двух составляющих структуры он вновь выделяет содержание и форму. При этом содержание коммуникации он охарактеризовывает в психологических понятиях (взаимоотношение, сопереживание, степень согласия), а форму – в понятиях семиотических (вербальные и невербальные средства). Содержание интеракции соответственно предстает как социальные отношения (экономические, правовые, политические и др.), а форма – как практическое поведение людей в совместной деятельности (действие, противодействие, конфликт, кооперация, дифференциация, интеграция и т.д.) /125, 223/.

С точки зрения философского понимания общения подходит к решению данного вопроса М.С. Каган. Исходя из понимания общения как межсубъектного взаимодействия, он начинает построение структурной модели общения с выделения взаимодействующих субъектов, далее выделяются средства, с помощью которых осуществляется общение – его языки, его механизмы, способы реализации. В пределах философского изучения общения такая модель, по мнению ученого, позволяет выявлять его содержание, формы и функции /64, 256/.

Г.М. Андреева предлагает охарактеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения, по её мнению, может быть схематично изображена следующим образом: (см. рисунок 3)

 

 
 


Общение

 
 

 

 


Коммуникация Интеракция Социальная

перцепция

 

(Коммуникативная (Интерактивная (Перцептивная

сторона) сторона) сторона)

 

 

Рисунок 3. Структура общения (по Г.М. Андреевой).

 

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, в узком смысле этого слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона, или интеракция, заключается в организации взаимодействия (см. глоссарий) между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения,или перцепция, означает процесс восприятия (см. глоссарий) и познания (см. глоссарий) друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания /6, 82-83/.

Эти термины весьма условны. Например, Б.Ф. Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о сложности и многогранности структурной модели общения. Однако такое многообразие подходов к рассмотрению общения позволяет нам сделать выбор тех компонентов структуры общения, знание которых поможет журналисту в его профессиональной деятельности. Более подробно мы остановимся на таких элементах структурной модели общения, как:

- цель общения,

- формы, виды и разновидности общения,

- содержание общения,

так как на предмете общения, потребности в общении, коммуникативных мотивах, действиях общения мы подробно останавливались при рассмотрении предыдущего вопроса (см. подробнее в 1.3, 1.4).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.