Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 2 страница




2. Персональная дистанция (45 - 120 см). Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса при этом средняя. Такая дистанция в журналистике используется при интервьюировании человека, в процессе беседы за «круглым» столом (например, беседа А. Макаревича со своими гостями в программе «Абажур» (ОРТ), С. Сорокиной - в программе «Герой дня» (НТВ), О. Пушкиной - в «Женском взгляде» (НТВ), И. Зайцевой в передаче «Герой дня без галстука» (НТВ), К. Абаева и А. Пиманова в программе «Человек и закон» (ОРТ) и др.).

3. Социальная дистанция (120 - 400 см). На этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. Именно такая дистанция приемлема в передачах с несколькими участниками (например, в программе А. Любимова «Взгляд» (ОРТ) герои передачи находятся именно на социальной дистанции друг от друга, что во многом способствует и раскованности участников и их свободе в высказываниях).

4. Публичная дистанция (400 - 750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Именно такая дистанция приемлема в передачах с достаточно большим количеством участников (например, программы В. Познера «Мы», «Человек в маске» (ОРТ), Е. Киселева «Глас народа» (НТВ), Ю. Гусмана «Тема» (ОРТ), В. Комисарова «Моя семья» (РТР) и др.), так как она удобна для больших аудиторий, где каждый обращается и непосредственно к участнику передачи и ко всей зрительской аудитории в целом и никому не мешает /131, 11-13/.

Журналист, организуя беседу, должен четко представлять себе, какая дистанция должна быть между участниками разговора. От этого во многом зависит успех интервью, беседы, дискуссии.

Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Для журналиста знание особенностей контакта глазами важно, ибо от этого зависит установление взаимодействия с людьми. Именно поэтому журналист должен помнить следующие правила:

- контакт глазами в полном смысле возможен только тогда, когда глаза находятся «на одной линии», иначе вслед за физическим возникает и психологическое неудобство. Так, сидящий человек чувствует себя крайне неуютно, когда с ним разговаривают стоя;

- вообще взгляд не должен быть слишком пристальным (прямо в зрачки). Контакт глаз в большом количестве становится нежелательным, причиняет неудобства обоим партнерам по общению. Обычно пристальный взгляд воспринимается как признак враждебности, поэтому люди избегают визуального контакта в ситуациях спора, конфликта, соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Стремление отворачиваться в этих ситуациях особенно свойственно женщинам (р. Экслайн);

- мы стараемся меньше смотреть на человека, который нас смущает бестактными вопросами, нескромными замечаниями, попыткой вторгнуться в нашу личную жизнь, агрессией, излишне пристальным взглядом и т.д. (Р. Экслайн);

- чем ближе люди находятся друг к другу, тем меньше они смотрят в глаза как бы в знак взаимного уважения, особенно, если это расстояние вынужденное, как, например, во время давки в метро /131, 11/.

Примером соблюдения таких правил в ходе беседы может служить Светлана Сорокина – ведущая программы «Герой дня» (НТВ). Для проведения разговора подбирается специальное оформление аудитории таким образом, чтобы глаза беседующих находились на одном уровне и на определенном расстоянии, что позволяет вести беседу непринужденно и раскованно; ведущая стремится задавать корректные вопросы (если некорректный вопрос, касающийся личности героя передачи, все же задается, ведущая умело уходит от продолжения разговора на эту тему, притом извиняется не только Светлана Сорокина, но и её глаза, которые она опускает) и т.д.

Таким образом, краткий анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как и намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать её. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой вклад в неё. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» её, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Можно выделить два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порожденный её особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности?

Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. В журналистской деятельности важен кооперативный момент, так как, например, создание передачи требует участие многих людей: сценариста, постановщика, художника, музыканта, ведущего и др. Без умения взаимодействовать программы не выйдет в эфир.

Конкуренция представляет собой «конфликт, столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия» /148, 146/. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время обнаружено много и позитивных сторон конфликта (например, в ходе столкновения противоположных идей, взглядов по поводу создания новой программы на телевидении, радио рождается видение того, какой же должна быть передача, то есть рождается то общее, что и станет фундаментом будущей программы, так как каждый ещё с детства знает, что в споре рождается истина).

В структуру конфликта входят: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект конфликта, инцидент (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта: деструктивного и продуктивного.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Такой конфликт чаще всего не зависим от причины, его породившей, приводит к переходу на личности, порождает стрессы. Он быстро развивается, для него характерно наращивание напряженности, включение большого количества участников. Разрешить этот конфликт сложно.

Продуктивный конфликт возникает при различии точек зрения на какую-либо проблему, на способы её решения. Случаи такого конфликта чаще всего наблюдаются в передачах, в которых принимают участие люди, имеющие разные взгляды на жизнь. Примером этому может служить передача «Здесь и сейчас» А. Любимова, в которой встречаются люди, зачастую не способные найти общего языка, что приводит к конфликту. Но в такой позиции тоже заложен успех программы, её изюминка. При этом ведущий достаточно часто умелыми приемами выводит участников на разрешение конфликта – нахождение оптимального решения дискутируемой проблемы.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками в единый процесс деятельности /6, 84-116/.

Л.И. Уманский выделил три возможные формы организации совместной деятельности:

1) совместно-индивидуальную деятельность - когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга (например, журналист и интервьюируемые в программе Е. Киселева «Глас народа» (НТВ), посвященной предвыборной кампании. В этой передаче два человека (представители разных партий), отвечая на вопросы ведущего, рассказывают каждый о своей предвыборной позиции, но при этом вместе работают на успех этой программы, во многом обеспечиваемый ведущим, который очень умело её строит: вопросы задаются и ведущим, и зрителями в студии, и самими участниками программы);

2) совместно-последовательная деятельность - когда общая задача выполняется последовательно каждым участником (например, в программе А. Макаревича «Абажур» (ОРТ) развитие темы идет по цепочке, наблюдается четкая последовательность в подаче материала; это имеет место и в программе «Урмас Отт с…», в которой ведущий при встрече со своими гостями, будь то А. Пугачева, Г. Вишневская, П. Буре, О. Романцев, задает вопросы сначала по профессиональной деятельности и только затем, постепенно, он выходит на вопросы личного характера, достигая таким образом цели беседы – узнать о человеке как можно больше;

3) совместно-взаимодействующая деятельность когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (например, в программе В. Познера «Мы» (ОРТ), А. Караулова «Момент истины» (Ren – TV), ведущий организует совместное общение, в ходе которого достигается общность взглядов по тем или иным вопросам дискуссии /148, 147/.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представления о партнере, и как-то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения - перцептивной

Перцептивная сторона общения обозначает взаимопонимание между участниками процесса общения. Само взаимопонимание может иметь две формы:

1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию;

2) принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Во втором случае происходит не просто согласование действий, но устанавливаются особого рода отношения (близости, привязанности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

- эмоциональная оценка другого,

- попытка понять мотивы его поступков,

- основанная на этом стратегия изменения его поведения,

- построение стратегии собственного поведения и т.п.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию, рефлексию, эмпатию, благодаря которым партнер по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов, например, эффект ореола, новизны, стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Часто выработанное представление помогает журналисту в ходе беседы с человеком, но иногда оно мешает видеть действительные черты человека. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий (например, журналист) имеет минимальную информацию о том, с кем ему предстоит беседа.

Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая, информация оказывается наиболее значимой (например, герой – знаменитый человек раскрывается с неожиданной стороны – хороший рыболов).

Эффект стереотипизации возникает в условиях, когда выводы строятся на основе ограниченной информации, в условиях стереотипного представления о человеке. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Во втором случае приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие оказывается неприязнью /148, 147-150/ (например, вряд ли Юрий Лужков когда-нибудь будет доброжелательно давать интервью Сергею Доренко после выборной кампании 1999 года).

В реальной действительности каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все обозначенные стороны общения взаимосвязаны и одинаково важны в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

 

1. Что собой представляет структурная модель общения?

2. Охарактеризуйте цели общения.

3. Какие виды и разновидности общения вы знаете?

4. Чем, на ваш взгляд, определяется содержание общения?

5. Какие особенности коммуникации, перцепции, интеракции вы знаете?

6. Назовите средства невербальной (неречевой) коммуникации. В каких отношениях они находятся с речевой коммуникацией?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992. – 138 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 376 с.

3. Анпилогова Л.В. Теория и практика влияния интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества: Монография. – Оренбург: ОГУ, 1999. – 150 с.

4. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопр. псих. – 1995. - № 3. – С. 109-130.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: МГУ, 1991. – 125 с.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. – 200 с.

7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука, 1983. – 186 с.

8. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопр. филос. – 1992. - № 3. – С. 54-65.

9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.: Лениздат, 1990. – 174 с.

10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

11. Ерастов Н.П. Психология общения. – Ярославль: Ярослав. Госуд. Ун-т, 1979. – 96 с.

12. Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопр. псих. – 1991. - № 5. – С. 162-167.

13. Загадка человеческого понимания / Под ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991. – 351 с.

14. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с. – (Над чем работают, о чем спорят философы).

15. Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

16. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 99-175.

17. Ковалев А.Г. Конфликт: Житейские истории. – Л.: Лениздат, 1988. – 191 с.

18. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа: АСТ – Пресс, 1996. – 320 с.

19. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор – сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448 с.

20. Леви В. Искусство быть другим // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 8-96.

21. Леви В. Искусство быть собой. – М.: Знание, 1991. – 256 с.

22. Мудрик А.В. Воспитательные функции общения // Общение и развитие психики. – М., 1988. – С. 123 – 132.

23. Новиков В. Ноблесс оближ: О нашем речевом поведении // Новый мир. – 1998. - № 1. – С. 139 – 153.

24. Общение и развитие психики: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Родалева, Г.А. Ковалева. – М.: Изд-во АН СССР, 1986. – 176 с.

25. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. – 348 с.

26. Психологические аспекты общения: Материалы к лекциям. – С.-П., 1992. – 94 с.

27. Социальная психология // Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.

28. Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения (интервью, беседа за «круглым столом»). – Л., 1983.

29. Читаем человека. – Свердловск: Редак. издат. отд. Упрполиграфиздат, 1990.

 

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Для чего журналисту следует знать и четко представлять себе структуру общения? Ответ аргументируйте.

2. Подумайте, какие цели должен ставить перед собой журналист, выходя на процесс общения с человеком. Подтвердите свой ответ примерами из журналистской практики. Какую роль при этом играют непосредственные цели самого процесса общения?

3. Перечислите виды, разновидности и формы общения, какие вы знаете. Приведите примеры возможности их использования на телевидении, радио, в печати. Подумайте над тем, что в связи с этим вы можете предложить осуществить в журналистской деятельности.

4. Прочитайте статью «Радио- и телевизионная речь как вид общения» из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. хрестоматию) и ответьте на вопрос: Какие виды общения следует знать журналисту с точки зрения социально-психологических функций жизни общества?

5. В чем вы видите роль трех сторон общения (по Г.М. Андреевой) в журналистской деятельности? Поразмышляйте, каким образом знания о коммуникации, перцепции, интеракции помогут вам при непосредственном общении с человеком (например, в ходе интервьюирования)?

6. Используя рисунок 5 (Передача и восприятие сообщений) и материал статьи «Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)» из книги Г.М. Андреевой «Социальная психология», попробуйте представить себе процесс передачи и восприятия сообщений журналистом.

7. Используя материалы статьи «Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)» из книги Г.М. Андреевой «Социальная психология», отрывка статьи «Виды коммуникаций» из пособия «Психологические аспекты общения» (см. хрестоматию) и материал лекции (см. подробнее в 2.4), ответьте на следующие вопросы:

Что дает журналисту для его деятельности знание невербальных средств общения?

Какие невербальные средства общения вы знаете? В чем заключается знание их особенностей для журналиста?

Прокомментируйте материал статьи «Виды коммуникации», касающийся вопроса одежды. Насколько предлагаемая одежда приемлема для журналиста?

8. Прочитайте статью Г.С. Батищева «Особенности культуры глубинного общения» («Вопросы философии». – 1995. - № 3. – С. 109 - 130) и подумайте над тем, на какие особенности общения, о которых говорит автор, следует обратить особое внимание действующему журналисту для улучшения содержательной стороны своего общения.

9. Прокомментируйте высказывание Ясена Засурского: «Сегодня люди хотят видеть в журналистике не нахала, который с апломбом разоблачает всех и вся, а честного, порядочного человека». Можно ли с этим мнением согласиться? Дайте аргументированный ответ.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитайте книгу Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» и выпишите правила, необходимые для установления журналистом доверительных отношений с интервьюируемым и беседующим с ним человеком.

2. Проведите «час в редакции» и понаблюдайте за кругом, уровнем, содержанием общения действующего журналиста и представьте в виде таблицы особенности его коммуникативного, перцептивного и интерактивного процессов.

3. Приведите примеры из собственных жизненных наблюдений, помогающих увидеть положительные и негативные стороны общения современных журналистов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.