КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение общения
Слово «общение» является, на первый взгляд, понятным, простым и не требующим особых разъяснений. На самом деле оно многозначно: значения общения в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадают. В повседневном употреблении оно имеет широкий смысл, обозначая все формы непосредственных контактов между людьми. По определению «Большого толкового словаря русского языка», «общение – это взаимные сношения, деловая или дружеская связь» /27, 691/. Данное определение является, на наш взгляд, очень общим, не показывающим сути этого явления и требующим дополнительного разъяснения. Сложность в определении общения заключается в том, что долгое время термин «общение» отождествлялся со словом «коммуникация» (от латинского communicatio – связь), обозначающимся в «Словаре русского языка» как «сообщение, общение» /117, 233/. В «Философской энциклопедии» общее значение понятия «коммуникация» кратко определяется так: «Общение. Ср. коммуникативная функция языка, то есть функция общения, обмена мыслями». Например, в немецком «Философском словаре» понятия Verkehr, обозначающего общение, нет вообще, а понятие «коммуникация» определяется через три синонима: «соединение, взаимосвязь, общение». В самом общем смысле под коммуникацией здесь понимается скорее любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать. Исходя из предложенных в словарях определений коммуникации, можно сделать вывод о том, что чаще всего коммуникация и общение определяются как синонимичные понятия. Что же касается другого смысла термина «коммуникация», то правомерность его признается здесь только для экзистенциальной философии К. Ясперса, по мнению которого, под коммуникацией понимается «жизнь с другими, осуществляющаяся реально многообразными способами» /64, 142-143/. В данном случае происходит процесс растворения общения в коммуникации. Отождествление двух этих понятий наблюдается в теории «социального действия», в которой общение сводится к передаче разного рода информации, служащей лишь системе управления человека человеком. Например, Т. Парсонс в своей коммуникативной концепции выделяет «коммуникативный комплекс», разъясняя, что термин «коммуникация» он употребляет «в более широком смысле, чем обычно» – речь идет именно об общении между людьми, об их взаимодействии. Общение, по его мнению, выступает как передача информации познавательного порядка, не имеющей целью воздействие (см. глоссарий) на поведение людей, подобно передаче мнения или внушению. Исследования К. Черри, Э. Уилсона сводят коммуникацию к проблеме знаковых систем, характеризуя её в самом общем виде и не отличая её от общения. В последние годы в результате все более пристального исследования человеческих отношений возникла потребность развести понятия «общение» и «коммуникация», хотя до сих пор нет единого мнения о том, в каком направлении их предпочтительнее различать. Нетождественность этих понятий ощущалась многими исследователями – философами и психологами (Е.Д. Жарковым, М.С Глазманом, В.С. Соковниным, Т. Каракеевым, Х.И. Лийметсом, К.К. Платоновым, В.Е. Семеновым, А.К. Уледовым и другими), хотя необходимость их различения аргументировалась весьма разноречиво и в разных плоскостях. По мнению ученых, в двух главных отношениях различаются общение и коммуникация. Первое состоит в том, что общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений, то есть только выступает как функция общения. Второе отличие заключается в самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом. В общении получателем является не объект, а субъект. В общении нет отправителя и получателя – есть собеседники, соучастники общего дела. В коммуникации информация однонаправленна, а в общении она циркулирует между партнерами, так как они оба равны, активны и поэтому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе её циркуляции. Примером этому могут служить программы А. Любимова «Взгляд», «Здесь и сейчас» (ОРТ), когда информация циркулирует между участниками передачи, тем самым их обогащая. Эта информация двунаправленна. А программы «Время» (ОРТ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург») чисто информационные, направленные в одну сторону к зрителю. Симметричность межсубъектного взаимодействия С.Л. Рубинштейн обосновал следующим образом: «Во взаимоотношении субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного «я». Поэтому отношения между различными частными «я» обратимы… Мое отношение к другому предполагает и отношения другого ко мне: «я» такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же «я» (исходная точка системы координат), как «я» /140, 336/. Особенно важно помнить об этом журналисту. Он должен в каждом человеке видеть личность, неповторимую и индивидуальную (см. глоссарий: индивидуальность), безоценочно подходить к любому герою передачи, герою интервью. Нельзя идти на встречу с человеком, создав заранее образ «героя». Такая заданность может определить тон беседы, который негативно повлияет на получение от интервьюируемого нужной читателям, зрителям информации. Важным отличием общения и коммуникации выступает различие в присущих им способах адекватной самореализации (см. глоссарий): структура сообщения монологична, что хорошо видно на таких передачах телевидения, как «Время» (ОРТ), «Вести» (РТР), «Итоги» (НТВ) и др.; структура общения диалогична, это можно увидеть на примере телевизионных передач: «Тема» Ю. Гусмана (ОРТ), «Здесь и сейчас» А. Любимова (ОРТ), «Глас народа» Е. Киселева (НТВ) и др. Вот почему В. Бубер называл общение людей «диалогической жизнью», а М.М. Бахтин использовал понятие «диалог» для характеристики культурных и художественных явлений. Отмечая отличия между общением и коммуникацией, следует обратить внимание на то, что коммуникация рассматривается в этом случае лишь как взаимный обмен информацией, идеями, эмоциями. А такой подход позволяет определять коммуникацию лишь как функцию общения, то есть формально ничем не отличает её от общения. Однако следует заметить, что коммуникация относится к явлениям болееширокого порядка, она предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях: человек – человек; человек – машина; машина – человек; машина – машина /6; 110; 62; 50/. О коммуникации как более широком понятии говорит и М. С. Каган, отмечая, что различие между общением и коммуникацией состоит еще в том, что «последняя в принципе безразлична к системе социальных отношений, тогда как первое непосредственно от неё зависит и развивается в диалектически противоречивом взаимодействии с развитием социальных структур, общественного сознания, культуры» /64, 146-147,150/. Такой подход позволяет, по мнению Г.М. Андреевой, В.Д. Ширшова, считать коммуникацию понятием более общим, широким, включающим в себя все виды и формы общения. Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в общественных и социальных процессах различного масштаба. Примером этому служат контакты, устанавливающиеся не только между людьми, но и между различными государствами, чему в немалой степени способствуют журналисты, организуя телемосты, интервью за рубежом, рассказывая о жизни людей в других странах. Коммуникация позволяет людям осуществлять осознанное, целенаправленное действие, активно включаясь в общественные отношения. Одним из видов коммуникации сегодня является так называемая «массовая коммуникация» (далее МК), отличающаяся тем, что здесь нет обмена ролями при сообщении: роли коммуникатора и адресата постоянно определены, то есть передача сообщений осуществляется только в одном направлении, обратная связь не существует, или она сильно редуцирована. Отличие массовой коммуникации от других ступеней и форм коммуникации состоит в том, что здесь в качестве основных субъектов выступает вполне определенный тип социальных единиц, а именно: социальный слой, класс, совокупность классов (массы). Иначе говоря, МК есть общение, протекающее «на уровне» социальной структуры общества. Какие черты свойственны массовой коммуникации? Основной чертой является только использование современных технических средств передачи информации; в каждом процессе коммуникации содержатся следующие основные компоненты: 1) коммуникатор (сообщающий), 2) реципиент (принимающий), 3) сообщение, 4) в МК добавляется в качестве 4-го компонента средство коммуникации. 1. Коммуникатор в МК. В МК коммуникатор обыкновенно «коллективен», то есть в создании сообщения принимает участие определенное количество индивидов на основе специализированного разделения труда. Коммуникатором в МК может быть всякое лицо, которое принимает участие в создании, подборе или контроле сообщения. 2. Адресат в МК. В МК адресатом является множество лиц (читатели газет, телевизионная аудитория и т.д.). Характер аудитории МК определяется возрастом, полом, воспитанием, социальным положением, размерами (отдельные индивиды или малые группы (например, слушатели радио и телевидения) или большими группами (например, зрители кино). Адресат может контактировать с коммуникатором (например, контакт «напрямую» в студии (передачи В. Познера, А. Любимова и др.) или контакт опосредованный (письма в студию, в редакцию, телефонные звонки, сообщения на пейджер и т.д.). 3. Сообщение в МК. Их можно охарактеризовать как общественные, симультанные и временно ограниченные. В МК сообщения всегда направлены аудитории. Сообщения симультанны, то есть они переносятся одновременно или в течение краткого периода многочисленным адресатом, и ограничены во времени, то есть они воспринимаются только в короткий промежуток времени и быстро замещаются другими сообщениями. Несомненно, что МК влияет на общественное мнение, но этот процесс очень сложен. Если оставить в стороне технические и другие не зависящие от адресата факторы (например, неравномерное распространение телевидения на определенной территории), существуют прежде всего определенные факторы психологического и социально-психологического характера, которые обусловливают эффективность МК. В сообщении важно понимание аудитории, которое зависит от содержания текстовой информации, от сложности или простоты стилевого изложения, от синтаксического построения, от лексического состава материала. Текст должен быть доступен, интересен, четок, только тогда он будет понятен. 4. Средство массовой коммуникации. Средствами МК являются технические устройства, переносящие публично, непрямо и в одном направлении (т.е. без обратной связи) сообщения от коммуникатора к реципиенту. К основным средствам МК принадлежат: печать, радио, кино, телевидение. Они являются одной частью коммуникативного канала; другой его частью являются органы чувств человека и его установки. МК доступна человеку чаще всего посредством зрительного или слухового канала. Отдельные МК имеют свои особенности: - с точки зрения типа коммуникативного контакта (например, в газетной публицистике контакт с читателем может быть достаточно продолжительным, читатель имеет возможность вернуться к ранее опубликованным материалам, подумать, проанализировать их содержание; а на телевидении такой контакт бывает чаще всего мгновенным, анализ увиденного можно сделать, но подкрепить его нечем), - средства выражения (в печати используются вербальные (речевые) (письменные) средства выражения, в теле- и радиопублицистике – как вербальные (устные), так и невербальные (неречевые); - эффектов сообщения (наиболее эффектным в плане зрительного восприятия является телевидение, которое наглядно может показать событие, явление); - популярности (сегодня наиболее популярным является телевидение и в силу своей доступности, наглядности, красочности, экономичности во времени и т.д.) /121, 286- 299/. Но при всем этом представителям средств массовой информации следует всегда помнить о том, что и коммуникатор, и реципиент являются живыми существами, а само общение – это продукт человеческой деятельности, полученный посредством языка. Функция коммуникации заключается в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности (например, в планировании, координации, оценки совместной деятельности журналиста при создании программы; поиска решений в ходе газетной, теле- и радиодискуссии, установления контактов и их поддержания при интервьюировании, в процессе дискуссии и т.д.). Без использования коммуникации в широком смысле этого слова невозможно достижение положительного результата деятельности. При этом немаловажное значение для журналиста имеет не только прямое контактное общение, но и общение дистанционное, при котором общающиеся разделены в пространстве и во времени, и сам акт общения осуществляется через посредство созданных людьми культурных объектов (например, всевозможные телемосты между странами, между ведущим и корреспондентом. Эту форму сейчас часто используют журналисты в информационных программах «Время» (ОРТ), «Сегодня» (НТВ), «Новости» (ОРТ), «Вести» (РТР) и др.). Таким образом, межличностное общение сегодня является лишь частью общественного коммуникативного процесса, и участие в нем, заключающееся для журналиста прежде всего в умении общаться с людьми, сегодня особенно актуально. Любое общение начинается с установления контакта. Отечественный педагог П.М. Ершов выделил три вида вхождения в контакт, которые обозначил как «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка на равных». Фактически им выделяются способы самопредъявления, осуществляемого с помощью таких элементов, как поза, взгляд, темп речи, инициатива в установлении контакта /50, 42/. Например, для журналиста важным показателем его коммуникативной компетентности (см. глоссарий) в профессиональной деятельности является речь и голос. Именно они во многом определяют впечатления зрителя, а особенно слушателя о нем (ибо на радио голос (умение владеть им) является наиболее важным показателем профессионализма.). Было опытным путем установлено, что в меру тревожные люди говорят медленнее людей с повышенной тревожностью и что скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает высоким уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем оказалось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими её лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции, так и способностью передавать их другим. Конечно, многие оценивают журналиста, его деятельность исключительно по содержанию его речи, но важен и момент зрительного и слухового восприятия. Это следует учитывать журналисту. Эффективность коммуникации журналиста обусловливается его коммуникативными умениями (см. глоссарий). Перечислим главные из них: - умение устанавливать контакт с другими людьми, - входить в разные роли, - приходить к взаимопониманию в разных условиях и разных уровнях взаимодействия, сохраняя при этом собственное мнение и др. Эти умения необходимы журналисту на разных этапах его деятельности: - на подготовительном, когда происходит прогнозирование предстоящего общения, планирование речевого действия; - на адаптационном, когда происходит оценка ситуации (речевой в том числе) в данный момент решения коммуникативной задачи; - на этапе собственного общения, целью которого можно считать осуществление непосредственного общения и управления им с учетом эмоциональной стороны общения; - на этапе обратной связи, который соответствует анализу и оценке осуществления общения /19; 50;174; 176 и др./. Основными показателями эффективности такого общения можно считать: - осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей собственной психофизической природы; - умение управлять своим психофизическим состоянием, создать необходимый эмоциональный настрой, выразительно говорить; - владение мимикой, жестами, пантомимикой; - умение организовывать продуктивное общение и первичный контакт, управлять общением; - способность к оперативной импровизации в общении. Немаловажное значение при этом имеет язык. С помощью языка (речи) или хотя бы языка взглядов устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение /50, 39 – 40, 35-36, 44/. Данные размышления об общении (в сопоставлении с коммуникацией) при всем многообразии определений этого понятия (см. глоссарий) привели нас к пониманию общения как сложного и многогранного процесса, выступающего частью коммуникации, понимаемой в широком смысле этого слова, включающей в себя все виды коммуникативной связи не только человека с человеком, но и связи человека с объектом и объекта с объектом; представляющего собой межличностное взаимодействие субъектов, в котором можно выделить отдельные стороны: коммуникативную (взаимоинформирование), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие) (см. глоссарий: коммуникация, перцепция, интеракция). Эти три стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализуют в совместной жизнедеятельности людей (см. подробнее в 2. 4). Как непосредственно общение осуществляется на практике, очень хорошо показала Г.М. Андреева, которая считает, что любая совместная деятельность рождает коммуникативный процесс (например, журналисту необходимо организовать новую программу, при этом он прежде всего обменивается со своими коллегами, с теми людьми, которые в этом проекте заинтересованы, идеями и знаниями по поводу предстоящей деятельности). В ходе общения достигается взаимопонимание, при котором в расчет принимаются не только свои потребности, мотивы, установки, но и то, как другой их понимает. Каждый вносит свой вклад в общее дело: один работает над музыкальным, другой над художественным оформлением; третий пишет сценарий, четвертый ищет героев будущей передачи и т.д. Этот процесс можно интерпретировать как взаимодействие в общении. В ходе подготовки происходит не только обмен информацией, но и обмен действиями. Все эти действия общения в совокупности и создают условия, способствующие организации любой деятельности, в том числе и журналистской /7, 16/.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |