КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 9 страница
существенные различия в уровне и в вариации потребления. Несущественны различия в дисперсиях и по доле потребителей, потребляющих кофе от 3 до 7 кг в год. Сопоставить распределения по потреблению кофе позволяют построение кривой Лоренца и расчет коэффициента Джини (табл. 6.3). Коэффициент Джини Аналогично по десятой децильной группе коэффициент Джини . Сопоставление коэффициентов между собой подтверждает ранее сделанный вывод, что дифференциация потребления кофе в наименее обеспеченных домохозяйствах выше, чем среди наиболее обеспеченных. 6. 6. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами. Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения. Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает: • разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей; • определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины (); • вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги (); • формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; • нахождение величины ПМ или МПБ. Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом: • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; • фактического объема потребления в малоимущих семьях; • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов; • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями. Сопоставим химический состав и энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей (25 наименований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины в трудоспособном возрасте (табл. 6.4). По химическому составу качество минимальной продовольственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность возросла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных корзинах изменился незначительно (табл. 6.5). Таблица 6.4 Состав и энергетическая ценность продовольственной корзины для мужчины я трудоспособном возрасте
В соответствии с действующей методикой определяется стоимость набора из 25 основных продуктов питания, которая в расчете на январь месяц на человека составила: в 1996г —209,4 тыс. руб., в 1997—229.2, в 1998 — 241,45 тыс. руб.. в 1999 — 476.33 руб., в 2000 г. — 574,26 руб. Стоимость такого набора соответствует в среднем 68,3% прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц была равна: в 1992г.—1,9 тыс. руб., в 1993—20,6, в 1994 — 87, в 1995 — 264, в 1996— 369, в 1997— 411 тыс. руб., в 1998—493руб., в 1999 г -908 руб.
Таблица 6.5 Состав продовольственной корзины
Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения: • трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы); • пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа); • дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой — 16. По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродовольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи. Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине. Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым. Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны. Рациональныйпотребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной. Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку "идеализированной" (усредненной) модели потребления населения. Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов. Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параметрам: ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека; сто литров очищенной воды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образование для детей; один радиоприемник на хозяйство; один телевизор на 100 жителей; один велосипед на домашнее хозяйство; десять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков. К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ— законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифицированный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума. Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) представляет собой законодательно зафиксированный нижний предел такого рода социальных трансфертовв денежной форме, выплачиваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии. 6.7. ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН Динамика потребления населения и потребительских цен изучается с помощьюиндексного метода. Об индивидуальных индексах потребления населением отдельных товаров и услуг, в целом и надушу населения, упоминалось ранее (см. п. 6.4 данной главы). Индексы общего физического объема потребления товаров и услуг по населению в целом и на душу населения в среднем рассчитываются в агрегатной форме следующим образом: по товарам в целом по населению на душу населения по услугам в целом по населению на душу населения Вместе по товарам и услугам: Долгое время считалось, что агрегатные индексы являются лучшей формой индексов. Действительно, а определенном смысле они более аналитичны: помимо оценки динамики интересующих нас показателей по ним легко определяется абсолютное изменение физического объема потребляемых населением товаров и услуг в стоимостном выражении — по населению в целом и в среднем на душу. Для этого находится разница между стоимостями продаж товаров и услуг в числителе и знаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса предполагает наличие сопоставимых цен и тарифов и расчета стоимости всех продаж населению товаров и услуг отчетного периода в этих ценах и тарифах ( и ), что является проблематичным. Наша практика вслед за международной статистикой решает эту проблему, применяя метод дефлятирования. Суть его заключается в пересчете стоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного с помощью сводного текуще-взвешенного индекса потребительских цен как составного индекса дефлятора ВВП (дефлятор ВВП будет рассмотрен далее): поскольку Только потом становится возможным расчет агрегатного индекса: Можно обойтись без сводного индекса потребительских цен, ограничившись индивидуальными индексами по отдельным товарам и услугам. Тогда применяется средний гармонический индекс физического объема в форме: где — стоимость продаж отдельных товаров и услуг в отчетном периоде, нетрудно представить, что этот индекс тождествен агрегатному и отличается от него лишь формой. Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физического объема потребления населения, не выделяя значение индивидуальных индексов объема ( и ) и не показывая их роли в общем индексе. Эту задачу решают средние арифметические взвешенные индексы, а именно: где
Именно данному индексу и отдается предпочтение в международной и зарубежной статистике (а теперь и в отечественной) при изучении динамики физического объема потребления. В них показатель структуры в качестве веса (d) определяется по материалам текущей статистики бюджетов домашних хозяйств и розничного товарооборота. Одним из важнейших компонентов рыночной экономики выступает цена. Ее изменение служит бесспорным показателем изменения конъюнктуры рынка. Цена — отпускная стоимость товара, для определения услуг более приемлем тариф. Стоимость товаров и услуг в денежном выражении зависит от многих факторов: величины затрат (издержек), средней нормы прибыли и рентабельности, соотношения спроса и предложения на них, покупательной способности денег. В статистике потребления населения объектом исследования выступают потребительские цены — розничные цены на приобретаемые населением продовольственные и непродовольственные товары и тарифы на оказываемые услуги. Все в большей степени они приобретают рыночный характер, становятся свободными по мере укрепления рыночных отношений. Основной задачей статистики цен и тарифов являются их наблюдение и регистрация изменений во времени. Статистикой наблюдаются цены и тарифы фактических продаж, т. е. рыночные цены и тарифы, всех видов и всех каналов реализации продукции (работ, услуг) как средств производства (оптовые цены), так и потребительских товаров и платных услуг (потребительские цены) отечественного производства и импортных. В качестве инструмента для сбора первичной информации о потребительских ценах применяется Бланк регистрации цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги населению. Их регистрация проводится еженедельно на базовых предприятиях торговли и сферы услуг 400 выбранных городов России (всего же выбрано 800 населенных пунктов страны, где статистикой наблюдаются цены и тарифы на потребительском рынке непосредственно по месту продажи соответствующих товаров и услуг). В их состав входят предприятия различных форм собственности и типов торговли, т. е. государственные предприятия и муниципальные, акционерные, частные, арендные, коммерческие и кооперативные, а также городские, в том числе и неформальные, рынки, По общему правилу информация о цене каждого товара (услуги) должна регистрироваться по понедельникам. На одном бланке записывается информация об одном товаре (услуге). Указываются также название и код товара (услуги), название и адрес торговой точки, страна производства, количество и единица исчисления объема товара, а также котировки цен в текущей и предыдущей неделях. Регистрации подлежит фактическая цена конкретных товаров (услуг), имеющихся в свободной реализации, оплаченных наличными деньгами, которые включены в набор потребительских товаров и услуг. Регистрация цен проводится по товарам (услугам) - представителям: в столицах республик в составе России, краев, областей еженедельно — по 288, ежемесячно — по 559; в районных центрах еженедельно — по 49. Отбор конкретных товаров (услуг) осуществляется с учетом регулярности их реализации и массового спроса. В случае исчезновения выбранного товара к следующему визиту регистратора он должен быть заменен на наиболее сходный товар, имеющийся в торговой точке или найденный на другом предприятии, но той же формы собственности. В целом замещение должно делаться через исключение данного товара из расчетов текущей недели и включение заменителя в индекс для использования в расчетах последующих недель. По данным еженедельной регистрации цен в пределах каждой формы собственности рассчитываются средние цены на выбранные для наблюдения товары (), а соотношение средних цен отчетного и базисного периодов определяет динамику этих цен (). В целом по всем формам собственности (по государственным и муниципальным предприятиям торговли и сферы услуг; по предприятиям частной и смешанной форм собственности, включая коммерческие и кооперативные; по рынкам, включая неформальные) средний индекс цен товара (услуги) определяется с учетом индекса средних цен по каждой форме собственности. Если их значения по каждой форме собственности различаются несущественно, то сводный индекс исчисляется как средняя арифметическая путем деления простой суммы индексов средних цен на их количество. При значительном их различии средний индекс цен по товару (услуге) рекомендуется определять как средневзвешенный, с учетом доли каждой формы собственности в общем объеме продажи данного товара (услуги). Состав наблюдаемого потребительского набора товаров (услуг) представителей и организация самого наблюдения определены Госкомстатом России (Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен. — М., 1995). Основные концепции построения индексов цен изложены в издании Международного валютного фонда "Международная финансовая статистика. Приложение по статистике цен" (Серия приложений №12. — Вашингтон: МВФ, 1986). Конкретная методология исчисления этих индексов рассмотрена в следующих работах: "Индексы потребительских цен. Источники и методы" (Париж, 1984. Департамент информации и статистики организации экономического сотрудничества и развития), "Индексы потребительских цен Европейского сообщества" (Люксембург: Евростат, 1989); Р. Торвей "Индексы потребительских цен: Методологическое руководство" / Международная организация труда (Пер- с англ. — М.: Финансы и статистика, 1993). Мировая практика применения индекса цен руководствуется резолюцией XV сессии Международного статистического института (Брюссель, 1923 г.): "Индекс должен представлять движение стоимости набора определенных покупаемых или продаваемых предметов в определенном количестве в зависимости исключительно от изменения цен. В этом случае индекс есть относительная стоимость этого набора по отношению к величине его, исчисленной по ценам определенного основания". В резолюции XIV Международной конференции статистиков труда по вопросам индексов потребительских цен (Женева, 1987 г.) его назначение определяется тем, чтобы измерять динамику общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретает, использует или оплачивает базисное население для целей непроизводственного потребления. Он представляет собой последовательность оценок изменения в последующем периоде по отношению к предшествующему периоду цен фиксированного набора потребительских товаров и услуг постоянного качества и свойств, приобретенных, использованных или оплаченных базисным населением, Отечественная статистика цен практически началась с 20-х гг. Широко использовались разнообразные индексы розничных цен с охватом государственной, кооперативной и рыночной торговли. Прежде всего это были индексы Конъюнктурного института, который возглавлял ученый-статистик Н. Д, Кондратьев (1892— 1893 гг.). Кроме того, индексы цен строились Госпланом, ЦСУ, ВСНХ, ВЦСПС и Центросоюзом. Эти индексы объективно и корректировали, и дополняли друг друга. Считалось и вполне обоснованно, что чем больше индексов, тем лучше. Это позволяло "внести больше света в тот мрак неизвестности, которым окутано движение товарных цен". По форме эти индексы были преимущественно средними (арифметическими и геометрическими) с фиксированными весами в виде структуры товарооборота в различных отраслях торговли и определенными по материалам разных переписей тех лет. Были и агрегатные индексы цен. Таким, например, был бюджетный индекс цен Центрального бюро статистики труда, фиксировавший динамику цен бюджетного набора товаров рабочего. Поначалу и этот индекс был средним арифметическим взвешенным, причем вес каждого товара устанавливался пропорционально той доле, какую этот товар занимал по своей ценности в довоенном бюджете рабочего. В целом отечественные индексы цен того времени мало чем отличались от индексов цен ведущих стран с развитой статистикой, что признавалось международным статистическим сообществом. В конце 20-х гг. меняется общее отношение к цене. Из важнейшего показателя экономической конъюнктуры она превращается в инструмент, подчиненный плану ("плану диктатуры пролетариата"). В 1929 г. была ликвидирована на местах выборочная сеть регистраторов цен финансовых органов, что сделало невозможным дальнейшее исчисление индексов розничных цен Конъюнктурного института, и на некоторое время были вообще прекращены расчеты индексов розничных цен в стране. Вскоре они появились вновь, но в агрегатной форме. Эта форма была объявлена всеобщей. С тех пор в нашей статистике индекс цен вычислялся по агрегатной форме с весами текущего периода, а именно Текуще-взвешенный индекс вошел в историю статистики под именем его автора — Г. Пааше, предложившего его в 1874 г. У него ясный экономический смысл: индекс Пааше фиксирует не только динамику цен, но и абсолютное изменение стоимости товаров от изменения этих цен, а по сути, изменение суммы расходов у населения в силу этого (достаточно найти разность ). Поскольку расчет условного агрегата в знаменателе индекса () не всегда возможен, применяется средняя гармоническая взвешенная форма индекса которая до последнего времени и была у нас основной в статистических расчетах всех индексов цен, в том числе и розничных. В основу расчета этого индекса бралась отчетная структура оборота и поставок в розничную и оптовую торговлю. В течение многих лет он охватывал около 1000 потребительских товаров, продававшихся в государственных и кооперативных магазинах и на колхозных рынках, а также около 300 различных видов потребительских услуг. Но до этого был период (с 30-хгг.), когда отечественная статистика цен отказалась от системы товаров (услуг) - представителей (что было характерным для 20-х гг., равно как и для всей мировой статистики и тогда, и потом) и перешла к их сплошному наблюдению.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |