КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 12 страница
— частота (частость) распределения семей с доходом. Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по которым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает — закон Энгеля. Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризующие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следующий вид: а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) зависимость потребления от дохода описывается уравнением равносторонней гиперболы: (рис. 6.1)
б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид: (рис. 6.2);
в) по мере роста доходапотребление товаров первой необходимости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией: (рис 6.3) где параметр трактуется как эластичность потребления от дохода (рис. 6.3); г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка
Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потребления: закон Швабе (1868 г.) — чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) — чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини — если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометрической прогрессии. Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность — мера реагирования однойпеременной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (ценили дохода). Рассчитываются теоретические и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирующие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при условии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии в уравнении регрессии можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу а пределах фактической вариации данного фактора х. Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина ус изменением величины х на один процент. Для разных форм связи этот показатель имеет вид: — при линейной; — при степенной; — при параболической; — при гиперболической. Коэффициенты эластичности рассчитываются по выровненным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эмпирические коэффициенты эластичности потребления в зависимости от изменения доходов (любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле А. Маршалла: где и — начальные доход и потребление; и — их приращение за период (или при переходе от одной группы к другой). При сравнении эластичности потребления двух групп населения с разным уровнем доходов применяется формула где и доходы и потребление группы населения с более низкими доходами; и — доходы и потребление группы населения с более высокими доходами. Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т. д. Товары, для которых , называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью (0 < Э< 1), средней (Э = 1) и высокой (Э> 1). Допустим, что за год среднедушевое потребление овощей возросло на 2,5% по сравнению с предыдущим годом, а молочных продуктов — на 5% при росте сред не душевого дохода поданной группе домашних хозяйств за этот период на 10%. Тогда коэффициент эластичности потребления овощей составит 0,25 (2,5:10), или 0,25% на 1% прироста дохода, а по молочным продуктам — 0,5 (5:10), или 0,5% на 1% прироста дохода. В целом отмечается такая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и особенно товаров ограниченного спроса (хрусталя, ювелирных украшений и т. д.) и индивидуальных транспортных средств. Среди непродовольственных товаров менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и др.), а среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, а менее эластично потребление хлеба, картофеля. Закономерности зависимости спроса от дохода были математически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста; а) для предметов первой необходимости т. е. рост спроса на товары первой необходимости (у) по мере роста дохода (z) замедляется и имеет предел насыщения . Коэффициент эластичности потребления товаров первой необходимости изменяется от 0 до 1 (кривая 1 на рис. 6.5); б) для предметов второй необходимости при функция имеет предел насыщения , но более высокого порядка. Спрос на такие товары появляется после того, как доход достигнет величины из. Эластичность спроса таких товаров близка к I (кривая II на рис. 6.5): в) для предметов роскоши (мехов, ковров) при функция не имеет предела, спрос на товары роскоши возникает после превышения дохода величины . Эластичность таких товаров больше 1 (кривая III на рис. 6.5) Динамическая модель потребления с учетом запасов разработана X. Хаутеккером и Л. Тейлором где — потребление; — запас товара или привычка к его потреблению; — доход; — случайная составляющая. Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления () от цены () и фактора времени (t): Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса больше - 1, со средней эластичностью составляют -1, с высокой эластичностью меньше - 1). К простейшим моделям спроса от цены относится модель или модель с учетом соотношения в индексах цен где — спрос на данный товар; — цена на данный товар; компаративный индекс цен, характеризующей соотношение изменения цен на данный товар и общего индекса цен. Различают прямые и перекрестные коэффициента эластичного спроса отцепы. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1 % среднего уровня: Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исключение составляет рост спроса на благо низшего порядка поищете цен и дефиците товаров (эффект Гиффена). Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемое или сопутствующие) товары. Перекрестные коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар приизменении цены на другой товар на 1% при условии, что остальные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по совокупности домохозяйств. где — цена товара j; — спрос на товар i; Между прямыми и перекрестными коэффициентами эластичности спроса от цен и коэффициентами эластичности потребления от дохода для каждой пары товаров существует следущее соотношение: В зависимости от значения перекрестного коэффициентаэластичности различают товары: • взаимодополняемые (), рост цены на товар j уменьшает спрос на товар i; • взаимозаменяемые (), т. е. при росте цены на товар j спрос переключается на товар i; • независимые товары (), т. е. изменение цены на товар j не оказывает статистически значимого влияния на спрос на товар i. Факторные модели покупательного спроса (аналитические) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен, а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства. После изучения дифференциации доходов и эластичности потребления всего населения более тщательно анализируются определенные группы населения с различной платежеспособностью: малоимущего, среднего и высокодоходного населения. Выявленные существенные и устойчивые различия в потреблении позволяют перейти к построению типологии потребления. На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления. Эта функция характеризует связь совокупного потребления в обществе с валовым внутренним продуктом — в целом и на душу населения. Отмечено (прежде всего Дж. Кейнсом) наличие соотношения между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том. что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения- Кроме эластичности потребления в рыночной экономике исследуется также эластичность спроса и предложения. Первая характеризует степень реакции покупок товара на колебания цен. Спрос будет эластичным, если , т. е. если снижение цены вызывает такое повышение спроса на товар, что общая выручка от его продажи повышается. В других случаях эластичность спроса будет единичной, когда при снижении цены спрос на товар будет расти соответственно и общая выручка остается неизменной или отрицательной — (неэластичный спрос), когда снижение цены вызывает незначительное повышение спроса и общая выручка от продажи товара снижается. Коэффициент эластичности спроса определяется как где и — проценты изменения объема продажи товара и изменения цены. Действует закон понижающегося спроса, обусловливаемый законом убывающей предельной полезности добавочной единицы потребляемого товара. Эластичность предложения характеризует относительное изменение предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением цены:
где и — относительные изменения предложения товара и цены. Крайние его случаи таковы: неэластичное предложение — товар остается неизменным (например, скоропортящийся продукт), а цена — любая, какую за него дадут; абсолютно эластичное предложение — когда малейшее снижение цены вызывает сокращение предложения товара до нуля, или малейшее повышение цены порождает бесконечно большое предложение. Между этими крайними значениями, возможно, будет эластичное или неэластичное предложение товара соответственно больше или меньше его относительного увеличения цены. Соотношение спроса и предложения в условиях рынка в конечном счете диктуется законом равновесия товара и цены, а последнее может быть мгновенным, кратковременным и длительным. Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления. В социологических исследованиях нередко приходится обрабатывать информацию, в которой потребление рассматривается либо как вероятностная, либо как порядковая величина. Данные виды моделей менее распространены. Рассмотрим примеры их применения на основе выборочного обследования 925 студентов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов по использованию услуг по физической культуре и спорту, предоставляемых спорткомплексом университета1. Были построены следующие модели, 1. Модель бинарного выбора — модель, где в качестве зависимой переменной использовалась переменная ch 3, имеющая значение 1 — для студентов, регулярно занимающихся физкультурой по расписанию, и 0 — для остальных. Получена Следующая пробит-модель: где — курс обучения, — посещаемость занятий по физкультуре по расписанию, — посещаемость тренировок в сборной команде университета; Методом наименьших квадратов (МНК) получены следующие характеристики модели:
1 Опрос проведен преподавателем И. Посошковым в 1999 г. при научном консультировании О. Н. Кашиной.
Вероятностьвыбора регулярного посещения занятий по физкультуре возрастает на младших курсах, а также при росте посещаемости таких занятий и сокращается, если студент регулярно занимается спортом. 2. Числовая модель (Poisson Count) — модель, отражающая посещаемость занятий по физкультуре: где — возраст, — регулярность занятий физической зарядкой; МНК получены следующие характеристики этой модели: При включении в модель переменной (расчетных значений на основе тобит-модели), ее характеристики резко улучшились: Фактор , выражающий вероятность выбора, был интерпретирован как степень сформированности ориентации на регулярные занятия физкультурой, т. е. регулярность посещений занятий возрастает под влиянием всех выделенных факторов, но в большей степени при сформированности ориентации на такие занятия. 3. Тобит-модель — модель зависимости предполагаемой студентами оплаты услуг спорткомплекса ( и логарифма этой величины ) от следующих факторов: где — оценка студентами важности наличия комнаты отдыха и солярия в спорткомплексе, — периодичность занятий в спортивно-оздоровительных группах за последний год, — коэффициент семейной нагрузки; ДМНК получены следующие характеристики модели: Все включенныев модель факторы оказывают прямо пропорциональное воздействие на предполагаемую оплату услуг спорткомплекса, кроме посещаемости занятий физкультурой. Другими словами, последний фактор, с одной стороны, оказывает позитивное влияние на формирование ориентации студентов на регулярные занятия физической культурой; с другой — влияет негативно, формируя искаженное представление о бесплатности таких услуг. Только студенты, регулярно занимающиеся спортом, осознают платный характер предоставляемых услуг и предполагают их оплачивать из своего бюджета.
Глава 7 СТАТИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 7.1. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища — обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня жилище — место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок. Жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни, В условиях рыночной экономики жилище выступает как товар длительного пользования. Оно индуцирует широкий дополнительный спрос (на мебель, ковры, посуду, бытовую технику и т. д.) и стимулирует развитие многих отраслей экономики. Будучи дорогим товаром, жилье является одним из важнейших факторов стимулирования сбережений населения, формирования инвестиционных ресурсов. Статистика должна давать всестороннюю и объективную информацию о жилищном фонде и жилищных условиях населения, необходимую, в частности, для проведения жилищной политики, т. е. разработки государством комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей в жилище. Последнее достигается с помощью решения статистикой следующих задач: • предоставление сведений об обеспеченности населения жильем, коммунальным и бытовым обслуживанием; оценка комфортабельности жилища и его состояния (степени изношенности); • выявление материалов о дифференциации жилищных условий разных социальных и демографических групп населения, о различии в жилищных условиях в разных регионах страны, в городах (малых, средних и крупных) и в сельской 3 местности; создание основы для международных сопоставлений жилищных условий; • анализ состояния и движения жилищного фонда, проведения его капитального ремонта; • обеспечение информацией о развитии рынка жилья, о поведении на нем продавцов и покупателей, необходимой, с одной стороны, для развития финансовых институтов, обслуживающих рынок недвижимости; с другой — для разработки социальных гарантий и льгот в жилищной сфере; • отражение взаимосвязей между доходами населения, жилищными условиями и структурой потребления; • определение развития социальной инфраструктуры иоценка эффективности ее функционирования. Важность решения этих задач усугубляется остротой жилищной проблемы в нашей стране: у 4% домохозяйств на одного человека приходится менее 7 кв. м; в 1993 г. стояло на очереди для получения жилья около 10 млн. российских семей (19% общего числа семей), из которых 1,3млн. семей (13%) ожидают жилье 10 лет и более, 14% проживают в коммунальных квартирах, 12% — в,1 общежитиях, 4% — имеют жилье в аварийном состоянии). По данным на конец 1998 г., число семей, включая одиночек, состоявших на учете на получение жилья, насчитывало 6286 семей, или 13% общего числа семей (включая одиночек), из них 2% — семьи участников Великой Отечественной войны, 4% — многодетные семьи, 5% — молодые семьи. Реформирование экономики России повлекло изменение отношении собственности на жилье, перераспределение жилищного фонда. В Конституции РФ (ст. 40), принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., отмечается, что право на жилье обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления. Бесплатно или за доступную плату жилище предоставляется лишь нуждающимся в нем малоимущим, иным указанным в законе гражданам в соответствии с определенными законом нормами. Статистика жилищных условий, коммунального и бытового обслуживания населения — сравнительно молодая область знаний: до 1917 г. ее не существовало; в советский период она была представлена в основном данными о жилом фонде, которые были
1 См.: О положении семей в Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1994. — С. 59. полностью оторваны от характеристикнаселения. Очевидна потребность перехода на международные стандарты, исходящие из того, что наряду с показателями дохода, уровнем и структурой потребления и другими факторами материальной обеспеченности жилищные условия определяют уровень жизни населения. В соответствии с перечисленными задачами статистические показатели жилищных условий населения и уровня его обслуживания можно разделить на несколько групп: • наличие, состояние и движение жилого фонда; • жилищные условия населения; • обслуживание и финансирование жилого фонда; • развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование; • оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания; • развитие рынка жилья. Источниками данных служат прежде всего государственная и ведомственная статистическая отчетность, а также данные микропереписей, специальных обследований и переписей населения. Основная текущая информация — это данные статистической отчетности по форме № 1 -жилфонд "Сведения о жилищном фонде за 20ХХ год", предоставляемые не позднее 25 февраля после отчетного года собственниками жилищного фонда либо уполномоченными ими органами, предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениями, осуществляющими оперативное управление жилищным фондом, арендаторами жилищного фонда, органами исполнительной власти в сельской местности. В форме содержатся данные об общей и жилой площади в жилых и нежилых зданиях с выделением общежитии; об оборудованности жилищного фонда '-водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ванной (душем), газом, горячим водоснабжением, напольными электрическими плитами; о числе жилых квартир (отдельных и коммунальных), числе комнат, о движении жилищного фонда, ветхих и аварийных домах. Данные о введенной и заселенной жилой площади отражаются в статистической отчетности за год по форме № 4-жилфонд "Сведения о распределении жилой площади и числе семей, получивших жилплощадь в домах государственного, муниципального, общественного жилого фонда и фонда жилищно-строительных “кооперативов”, подготавливаемой органами исполнительной "власти не позднее 20 января после отчетного года. Такая отчетность содержит информацию о количестве заселенной жилой площади в отчетном году с разбивкой получивших жилье по категориям (стоящие на учете в органах исполнительной власти, на предприятияхи в учреждениях, семьи участников Великой Отечественной войны и др.). Сюда же включается число семей, состоящих на учете для получения жилой площади, получивших жильем и улучшивших свои жилищные условия с выделением участников ВОВ, ветеранов Афганистана, военнослужащих, уволенных в запас или отставку, многодетных семей, молодых семей, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев, вынужденных переселенцев. Показываются семьи, проживающие в общежитиях, в ветхом и аварийном жилфонде, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье 10 лет и более (на конец года). В этой форме показывается жилая площадь, купленная населением, число семей, купивших жилье.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |