КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 16 страница
Информация об уровне цен продаж жилья в сопоставлен» минимальным или средним уровнем доходов населения (типа: на минимальный заработок за год можно купить 0,3 кв. м. жилья) является одним из свидетельств дифференциации населения по уровню доходов. Объем сделок по продаже фешенебельное, особенно дорогого, жилья позволяет оценить масштабы формирования категории «состоятельное население». Динамика цен на жилье отражает динамику состоятельного слоя, подъем цен дорогие, комфортабельные квартиры свидетельствует о росте спроса на них и, следовательно, об увеличении численности состоятельного слоя. Потребности населения отражаются в структуре спроса рынке жилья. Статистический анализ изменений структуры спроса и предложения служит основой для составления прогноза о дифференциации жилищных условий. В категории «лидеров» рынка жилья особых изменений происходит: как пользовались, так и пользуются преимущественным спросом качественные одно- и двухкомнатные квартир Доля сделок с ними в общем объеме возрастает; так, в Санкт-Петербурге сделки с однокомнатными квартирами составлял» 1997 г. 23—27%. в 1999 г. — свыше 40%. Объекты этого класса более эластичны по цене, их продавцы быстрее реагируют на изменение конъюнктуры. Сократилась доля покупателей элитного жилья. Дифференциацию жилищных условий населения можно проследить,изучая изменение географии внутригородского населения, в процессе которого в определенных районах концентрируется население определенного социального статуса, с соответствующим уровнем доходов. Вследствие оживления рынка жилья можно ожидать, что за счет перераспределения жилищного фонда в крупных городах сформируется социально-экономическая география города с многосторонними различиями между благополучными и деградирующими анклавами. Ближайшие 5—10 лет могут стать годами «великого переселения». Особенности этого процесса, его интенсивность будут зависеть в значительной мере от жилищной политики местной администрации. Возникновение сегрегации прослеживается в переселении жильцов многокомнатных коммунальных квартир из престижного центра в «хрущевки», расположенные в наименее престижных районах крупных городов. В шикарные квартиры старого центра и особняки поселяются наиболее богатые горожане. Критерий "социальная однородность» стал уже практически обязательным: супержилье в окружении «клоповников» сбыть практически невозможно. В элитном секторе наибольшим спросом пользуются квартиры площадью 100—120 кв. м либо 180— 260 кв. м. Налог на имущество пока что не смущает собственников жилья, поскольку он берется в процентах не от рыночной, а от инвентаризационной стоимости недвижимости. Как показывает опыт формирования рынка недвижимости в Санкт-Петербурге, сумма издержек при проведении сделок с жилой недвижимостью доходит сегодня до 10% цены объекта. С ростом конкуренции на рынке брокерских услуг, упорядочиванием тарифов на услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, эта величина имеет некоторую тенденцию к снижению, прежде всего в связи со снижением уровня комиссионного процента (с 8— 10% до 5—7%, а иногда и менее). Однако она остается весьма существенной. Примерно такой же уровень издержек на проведение сделок (относительно цены объекта) характерен для стран с развитым рынком недвижимости (в США — около 6%, в Великобритании — примерно 5%). Непосредственно жилищные условия отражает информация о распределении различных категорий населения по типам жилищ. Источником такой информации служат специально проводимые обследования населения, как правило, выборочные—на базе научно обоснованного отбора семей. При организации наблюдения необходимы четкое территориальное и временное ограничение объекта наблюдения,формирование программы, отбор едини» наблюдения. Особую проблему составляет изучение платеже способного спроса на жилье у разных социальных групп населения При обработке собранных материалов наблюдения основные методом являются группировки семей по варьирующим параметрам жилищных условий. Эти группировки являются основой длявычисления обобщающих показателей вариации, для сопоставления жилищных условий полярных групп. В динамике показателе вариации проявляется динамика дифференциации жилищных условий населения. Целесообразны группировки населения по социальным группам. Процессы перераспределения жилья развития жилищного строительства затрагивают острые социальные проблемы. Одной из актуальных проблем статистики выступает сбор информации о рынке жилья. Как отмечалось в п. 7.1, сведения о жилищном фонде, распределении введенного в действие жилья поступают в виде статистической отчетности в органы госстатистики, которые обрабатывают эту информацию, отражающую предпосылки формирования рынка жилья. Собственно информация о рынке жилья (оборот и цены, деятельность фирм, специализирующихся на работе с недвижимостью и др.) в органы госстатистики не поступает. Отдельные факты такой информации разбросаны в публикациях риэлторских фирм в периодической печати. Эти сведения неполные (по соображениям коммерческой тайны не публикуются данные о числе сделок, о доходах фирмы и т. д.). Зачастую информация носит рекламный характер, поэтому не всегда достоверна. Вследствие использования агентствами по недвижимости разных методик учета материалы разных агентств не всегда сопоставимы, что следует учитывать при их обсуждении. Начиная с III квартала 1996 г. Госкомстат России проводит наблюдение за ценами на первичном и вторичном рынках жилья (раздельно) в территориальных центрах и крупных городах Российской Федерации по трем видам квартир: типовым, улучшение планировки, элитным (на вторичном рынке выделяются, кроме того, квартиры низкого качества). Фиксируются число комнат, материал стен дома, район города. Это дает возможность проводить классификацию регионов РФ, измерять взаимосвязи. При наличии более детальных сведений (этажности, наличия балкона, лоджии, удаленности от станции метро и пр.) по массовым сделкам строятся статистические модели зависимости цен предложения (у) от определяющих факторов (х1, х2,.,.), большинство из которых — фиктивные переменные, т. е. принимают значения 0 или 1. Например, и т.д. Обычно строится мультипликативная регрессионная модель вида: Переход к логарифмической форме позволяет привести модель к линейному виду, а также устранить правостороннюю асимметрию распределения результативного признака, приблизив распределение к нормальному распределению. Параметры такой регрессии показывают, на сколько процентов в среднем изменяется цена при изменении фактора на 1%. Такие модели строятся по типам жилых помещений: для однокомнатных квартир, двухкомнатных, трехкомнатных и т. д. Построение модели цены на рынке жилья позволяет выявить статистически значимые факторы, оценить сравнительную силу их воздействия на цену предложения, рассчитать ожидаемую цену квартир разных типов. Большую помощь в статистическом изучении сферы жилья окажет банк данных жилищного фонда региона: регистр жилых помещений с развернутой характеристикой каждой жилой ячейки. Особую проблему составляет изучение потребительского спроса на жилье у разных категорий населения. Статистический анализ рынка жилья предполагает изучение структуры продавцов и покупателей. Продавцами на первичном рынке выступают частные фирмы и муниципальные власти. На вторичном рынке продавцами являются риэлторские фирмы, физическиелица, стремящиеся улучшить свое жилищное или материальное положение, лица, эмигрирующие за рубеж. На вторичном рынке жилья выделяется арендный сектор. Сдачей жилья в аренду занимаются как частные владельцы, так и муниципальные власти. Покупателями жилья выступают риэлторские фирмы, юридические и физические лица. Юридические лица покупают либо арендуют жилье для своих сотрудников, в качестве гостевого или под офис. Кроме продавцов и покупателей, инфраструктуру рынка жилья образуют агентства по недвижимости (риэлторские фирмы), оценщики жилья, банки, занимающиеся кредитованием, финансированием жилищного строительства, кредитованиемпокупки жилья и ипотечными операциями, юристы, специализирующиеся на операциях с недвижимостью, страховые компании, информационные (в том числе рекламные) структуры. Статистическое изучение последствий формирования и развития рынка жилья включает многосторонний анализ изменения, жилищных условий населения, дифференциации обеспеченности жильем, качества жилищ, расселения в городе. Статистика должна, отслеживать и другие последствия функционирования рынка жилья: массовые переселения вызывают развитие потребительского рынка соответствующих услуг и товаров, связанных с ремонтом и обустройством жилищ. Для характеристики состояния сферы жилья рекомендуется использовать систему статистических показателей, включающую следующие блоки: 1. Качество жилищ. 2. Демографические показатели. 3. Жилищное строительство, в том числе строительство для свободной продажи. 4. Государственные расходы на жилье. 5. Жилищные кредиты. 6. Рынок жилья. 7. Индикаторы-регуляторы. В последнюю группу индикаторов-регуляторов входят соотношения цен продаж жилья и доходов населения, цен продаж жилья и цен строительства и др. Эти блоки показателей описывают жилищный сектор и трансформирование экономических отношений внутри него. Сводная информация о ситуации в сфере жилья обеспечивает открытость рынка жилья, что способствует его становлению и функционированию.
Глава 8 СТАТИСТИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ 8.1. БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА Одним из важнейших обобщающих характеристик условий для развития человека и удовлетворения его потребностей выступает бюджет времени населения. Актуальная задача социальной статистики и социологии — выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов. С этой целью нуждаются в согласований программы обследования бюджета времени населения, текущего учета и отчетности, переписей населения и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований. Бюджет времени населения представляет собой распределение фонда времени (чаще всего суточного) всего населения или отдельных его социально-демографических групп по, направлениям его использования. Он позволяет определить, каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи). Может быть представлен и в абсолютных, и в относительных величинах. Основным источником информации о бюджете времени населения служат выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами. Первые такие обследования в нашей странебылипроведены в 20-х гг. под руководством С. Г. Струмилина (1877 — 1974 гг.) с охватом разных социальных групп населения (рабочих, крестьян, служащих и учащихся). Из последних работ такого рода, проведенных Госкомстатом СССР, можно назвать следующие: выборочное обследование затрат времени на ведение домашнего хозяйства и использование свободного времени в 53 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1977 г.); обследование бюджета времени в 52 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1980 г.); обследование 51 тыс. семей тех же социальных групп, постоянно ведущих бюджет (1985 г.); обследование бюджета времени 200 тыс. членов семей рабочих, служащих, колхозников и пенсионеров (возраст опрашиваемых 12 лет и старше), из них более 80 тыс. работающих женщин (1990 г.). Во всех обследованиях была получена детальная и достоверная информация об использовании бюджета времени населения страны. По принятой классификации в суточном фонде времени выделяются следующие элементы: рабочеевремя и время, связанное с работой, время на ведение домашнего хозяйства, на работу в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном и другом земельном участке; время на воспитание детей; свободное время; время на удовлетворение физиологических потребностей (из них сон); другие затраты времени. Рабочее время и время, связанное с работой, состоит из рабочего времени по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также времени передвижения к месту работы и обратно, включающего ожидание транспорта, продолжительность поездки на работу и передвижение пешком, В затратах времени на ведение домашнего хозяйства выделены затраты на работы по дому (приготовление пищи, стирка, глажение, шитье, вязка, уход за одеждой, обувью, уборка квартиры, ремонт бытовых приборов, мебели, жилья, отопления, уход за детьми, прочие виды домашнего труда, например, изготовление предметов домашнего обихода для личных нужд, переработка продуктов и др.) и затраты времени на покупку продуктов, непродовольственных товаров и услуг. Сюда относятся затраты времени на покупку товаров в магазинах, ларьках, на рынках, на получение услуг в ателье и мастерских по пошиву и ремонту одежды, обуви, по ремонту и изготовлению мебели, ремонту бытовых приборов, культтоваров и др., в предприятиях химчистки и крашения, прачечных, банях, душевых, затраты на посещение поликлиник, жилищных контор, банковских учреждений и других организаций, В этой группе затрат предусматривается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и времени на ожидание в очереди. Наибольший вес во всем времени составляют затраты на удовлетворение физиологических потребностей, складывающихся из времени на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за собой и др. Выделение «других затрат времени» в составе внерабочего связано с практической невозможностью детального учета всех видов временных затрат в их классификации. Речь идет о нетипичных затратах или о таких, которые по тем или иным причинам могут быть скрыты опрашиваемыми (праздное времяпрепровождение, удовлетворение мнимых потребностей, антиобщественные поступки). Вместе с тем их исследование необходимо, и для их учета нужны специальные обследования. Особое место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения занимает свободное время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развитие и отдыха населения. Его величина, удельный вес и структура дли каждой группы населения во многом обусловлены величиной рабочего времени и времени, связанного с работой, а также затратами времени на физиологические потребности, покупку товаров и получение услуг, на ведение домашнего хозяйства. В этом смысле оно носит «остаточный» характер. Организация учета бюджета времени населения включает; помимо классификации временных затрат, решение вопросов б моменте его наблюдения, о представительстве в совокупности обследуемых различных типов семей (одиночки, семьи, состоящие из двух, трех, четырех лиц и более) и различных отраслей, различных территорий и т. д. Учитывается возможность размещения различных видов деятельности в одно и то же время - для этого в опросном листе предусмотрено выделение забалансовых затрат времени. Бюджеты времени населения разрабатываются по социальны группам, возрастно-половым признакам, уровню образовав обследуемых, источникам средств существования и др. Структур бюджета времени населения определяется тем, является ли де» наблюдения рабочим или нерабочим, предвыходным, выходным или днем отпуска. В разработках материалов выборочных обследований чаще всего фигурируют раздельно бюджеты времен групп населения по рабочим и выходным дням. Примером представления данных о бюджете времени в бывшем СССР может служить табл. 8.1. Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства среднем на одну работающую женщину составили 3 ч. 13 ми» (рабочий день) и 6 ч. 18 мин. (выходной день). Структура этих за трат такова: работа по дому — 81,8 и 85,9%, в том числе: приготовление пищи — 41,8 и 33,4; стирка, глажение — 12,6 и 18.S шитье, вязка, уход за одеждой, обувью—8,2 и 10,9; уборка квартиры — 10,2 и 13,3; ремонт бытовых приборов, мебели, жилы отопление — 1,2 и 1,8; уход за детьми — 6,0 и 5,6; прочие виды домашнего труда — 1,8 и 2,0. К последним относятся затраты на покупку товаров и получение услуг — 18,2% (рабочий день) и 14,1 (выходной день), в том числе: на покупку продуктов — 13,9 и 9,ЭД на покупку непродовольственных товаров—4,0 и 3,7; на получение услуг — 0,8 и 0,5%. Для сравнения приведем бюджет времени среднего европейца, выведенный международной группой «Информационная реклама» Таблица 8.1 Бюджет времени рабочих и служащих по данным обследования 51 тыс. семей в марте 1985г.
по материалам опроса, проведенного в20 странах (без СНГ)1. На первом месте в бюджете времени у него сон — 8 ч 03 мин, или 33,4% суточного времени, а рекордсмены по сну — бельгийцы (8 ч 30 мин). На втором месте работа — в среднем 7 ч 20 мин, или 20,6% (самый короткий день у англичан — 6 ч 25 мин, а самый длинный у португальцев — с двумя дополнительными часами работы в сутки). Далее просмотр телепрограмм — 3 ч 27 мин (у англичан более 4 ч, у скандинавов — 30 мин), воспитание — около 3 ч в среднем (у шведов — 5 ч 30 мин, у португальцев и бельгийцев — 1 ч 50 мин), учеба — 5 ч 10 мин, домашние поделки — 2 ч 50 мин, посещение ресторанов, баров и пивных — 2 ч 17 мин. Меньше всего V среднего европейца уходит времени на покупки (1 ч 09 мин), контакты с административными органами (1 ч 06 мин), еда на работе (45 мин), каждодневный туалет (43 мин), косметический уход (27 мин).
1См.: Санкт-Петербургские ведомости. — 1993- — 15янв.
8.2. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ Свободное время населения представляет собой часть его внерабочего времени. Роль его с развитием общества будет возрастать.Оно органично связано с рабочим временем. Будучи определенным результатом общественного развития и действия объективного закона экономии рабочего времени, оно в то же время выступает и фактором этого развития. Однако механизм приведенного закона обеспечивает лишь сбережение рабочего времени, а это еще не гарантирует его превращение в свободное. Оно может перейти в прибавочное рабочее время, не выйдя за пределы экономической деятельности. От самого общества уже зависит, как будет реально использовано сбереженное рабочее время. Для решения этой задачи, возможно, необходимо использовать нормативный подход в сфере свободного времени и ввести показатель — норму свободного времени. Свободное время - социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности и понимаемая как время для возвышенной деятельности человека. В этом смысле оно является богатством общества. Важно лишь, чтобы это богатство использовалось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны преобладать общественно полезные временные затраты. Оно включает элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечений. В классификации затрат свободного времени сейчас выделяются следующие: посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; просмотр телепередач, прослушивание радио; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т. п., прочие виды отдыха: социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия. Продолжив приведенный ранее пример о распределении суточного фонда времени рабочих и служащих поданным бюджетного обследования семей в марте 1985 г., расшифруем свободное время (табл. 8. 2). Приведем другой пример, характеризующий использование свободного времени женщинами-рабочими и служащими в бывшем СССР по итогам обследования бюджета времени в марте 1990 г. (табл. 8.3). Свободное время дифференцировано у мужчин и женщин. Прежде всего отметим, что у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин Однако в обоих случаях оно сокращается. У работающих Таблица 8.2 Свободное время работающих (СССР, март 1985 г.)
Таблица 8.3 Свободное время работающих женщин (СССР, март 1990г.)
женщин оно сократилось в 1990 г. по сравнению с 1985 г, с 2 ч 07 мин до 1 ч 23 мин в рабочие дни; с 6 ч 02 мин до 4 ч 36 мин—в выходные. Возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, в садовом, дачном и других земельных участках, Свободное время населения сокращается и с возрастом. Так. у женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16—19 лет, в 1,7 раза. Общая закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сводится к тому, что большая его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60% свободного времени, а на чтение — в среднем 1 0%. В выходные дни свободное время используется более разнообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры, посещение кафе и т. п. Статистика позволяет выявить особенности бюджета времени у разных групп населения. Например, по данным отечественной государственной статистики, доля свободного времени у разных групп населения колеблется от 5 до 34% суточного фонда времени. Среди членов обследованных в 1990 г. семей почти 20% составили учащиеся. Вот как распределилось свободное время у учащихся в возрасте 18—19 лет: его продолжительность в среднем за день составляет 4 ч 12 мин, в том числе; просмотр телепередач 1 ч 23 мин, чтение — 29 мин, посещение театров, концертов, музеев —4 мин, дискотек — 10 мин. На бюджет времени населения влияет сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в целом и особенно несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов — для мужчин и женщин с учетом социальной или социально-профессиональной группы. Что касается других стран, то по результатам международного исследования, проведенного учеными Мичиганского университета, меньше всего свободного времени остается у японцев, традиционно отличающихся трудолюбием и высокой работоспособностью: немногим более 13ч в неделю — у мужчин и около 11 ч — у женщин. На другом полюсе датчане, у которых время на отдых составляет 54 ч в неделю — у мужчин и на 1 ч меньше — у женщин. На «среднего» мужчину в США приходится в неделю 20,4 ч отдыха и на женщину — около 22 ч. Наша страна (бывший СССР) в этом исследовании фигурировала в числе лидеров по продолжительности рабочей недели: мужчины в неделю проводили на работе в среднем 54 ч (для сравнения в Японии—52, США—44, в Дании—33,4 ч). Среди женщин здесь также было наше лидерство: продолжительность рабочей недели составляла более 39 ч. Изучение структуры свободного времени у отдельных социальных групп, половозрастных категорий населения, жителей города и села, сезонных и территориальных различий составляет основную задачу статистики бюджета времени населения. Она решается с помощью разного рода группировок и известных показателей статистики. Для оценки различий в структуре временных затрат у отдельных групп и категорий населения уместно воспользоваться показателями среднего линейного и среднего квадратического структурных различий, построенных по аналогии с показателями вариации. Только в данном случае берутся разности не между вариантами и средней величиной, а между структурными составляющими бюджета времени двух сравниваемых совокупностей. Более универсальным показателем, обобщающим различия в структуре временных затрат, считается коэффициент А. Салаи: где и — затраты времени на m-й элемент затрат в i-и и j-й группах; — число элементов затрат времени. Этот показатель принимает значения в интервале их различий. Воспользуемся приведенными ранее данными о распределении свободного времени у мужчин и женщин по рабочим дням (в часах и минутах) и рассчитаем А. Салаи, переведя часы в минуты, поданным табл. 8.3: Как видно, различия у мужчин и женщин в использовании своего свободного времени в рабочие дни невелики. Расчет того же показателя по выходным дням дал следующий результат: Здесь различия оказались более значительными и возросли по сравнению с рабочими днями почти в 1,4 раза. Наибольшее влияние на этот результат оказали различия у мужчин и женщин в использовании ими свободного времени на просмотр телепередач и прослушивание радио (преимущество здесь у мужчин в 1 ч, или в 1,4 раза), чтение (у мужчин преимущество составило 36 мин, или в 1,9 раза) и особенно прогулки и занятия спортом (существенное преимущество у женщин —40 мин, или в 3,4 раза). Изучая структуру свободного времени населения, важно выделить долю общественно полезных его затрат, исключив из общей его величины затраты на встречи, визиты, рестораны, кафе и т, п. По тем же данным этот показатель составил:
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |