Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 18 страница




где — коэффициент роста численности экономически активного населения;

и — коэффициенты роста численности занятых и безработных;

и — уровни занятости и безработицы в базисном периоде.

Предположим, что по региону имеется информация, пред­ставленная в табл. 9.3.

В соответствии с приведенным равенством получим;

0,95 • 0,93 + 1,333 • 0,07 = 0,977.

Таблица 9.3

Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения региона

  Период Численность, млн. человек Уровень, %
занятых безра­ботных экономически активных безрабо­тицы занятости
Базисный год 20,0 1,5 21,5 7,0 93,0
Отчетный год 19,0 2,0 21,0 9,5 90,5
Коэффициент роста 0,95 1,222 0,977 1,357 0,973
             

 

Таким образом, общий темп динамики численности экономи­чески активного населения 97,7% определяется темпами роста численности занятых (95%) и безработных (133,3%), Изменения в уровнях занятости и безработицы хотя и могут быть измерены ко­эффициентами роста (как дано в табл. 9.3), но нагляднее харак­теризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в про­центных пунктах. Так, уровень безработицы в отчетном периоде возрос на 2,5 процентных пункта, Соответственно на эту же вели­чину снизился уровень занятости экономически активного населе­ния. Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, не обращаясь к данным табл. 9.3, а основываясь на модели динамики численности экономически активного населе­ния:

где — абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах.

Применительно к рассматриваемому примеру получим:

процентных пункта.

Принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в органах Государственной службы занятости РФ. Так, к концу 1999 г, были признаны безра­ботными по методологии МОТ 8,7 млн. человек, а официально за­регистрировано лиц, получавших статус безработного в соответ­ствии с Законом РФ «О занятости населения», введенным в действие с 1 июня 1991 г., лишь 1,3 млн. человек, или 1,7 % числен­ности экономически активного населения.

В службах занятости среди граждан, обратившихся с прось­бой о трудоустройстве, выделяются три группы:

1) работающие, но желающие переменить место работы или трудиться по совместительству в свободное от основной работы время;

2) студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;

3) не занятые на момент обращения с просьбой о трудоуст­ройстве.

Для регулирования в регионе уровня безработицы наиболь­ший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные. Например, к концу ноября 1999 г. Федеральной службой занятости было зарегистрировано граждан, не занятых трудовой деятель­ностью, 1,5 млн. человек, а статус безработного получили 1,3 млн. человек, т. е. 87% из незанятых и обратившихся за помощью в трудоустройстве граждан.

По регионам этот показатель имеет свою специфику. Так, в тот же период в Санкт-Петербурге статус безработного получили лишь 62,6 % граждан, состоящих на учете в службе занятости. При этом по месяцам 1999 г этот показатель систематически снижался: с 80,7% о январе до 61,8 % в декабре, в феврале 2000 г. составил 57,1%1.

Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного обследования, в 3 — 6 раз выше уровня, зарегистри­рованного в органах Государственной службы занятости РФ: в 1999 г в среднем за год численность безработных, зарегистриро­ванных в органах, составляла 17% общей численности безработ­ных. Следовательно, из каждых 100 безработных, определенных по методологии МОТ лишь 17 по России в 1999 г. регистрирова­лись в службе занятости. Различия этих показателей еще более ощутимы, если учесть состав безработных по полу (табл. 9.4).

Табл. 9.4 показывает существенные различия по полу в доле безработных, обращавшихся в государственную службу занятости:

в ноябре они составили 9,5, в августе — 10 процентных пунктов, Оценка значимости подобного различия может быть дана с помо­щью F-критерия Фишера, если рассматривать материалы выбор­ки до распространения их на генеральную совокупность.

 

1См.: Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинград­ской области. — СПб.: Петербургкомстат, 2000. — С. 92.

 

Таблица 9.4

Процент безработных мужчин и женщин, обратившихся

в поисках работы в Государственную службу занятости РФ

(по данным выборочных обследований в России за 1999 г.)

Месяц Мужчины Женщины Всего
Февраль 30,5 40,2 35,0
Май 30,4 38,1 34,0
Август 27,8 37,8 32,6
Ноябрь 25,0 34,5 29,5
Источник. Обследование населения по проблемам занятости, ноябрь 1999г. — М.: Госкомстат России, 2000. —С. 64,

 

Например, в регионе в ходе выборки были зарегистрированы 305 безработных, в том числе 245 мужчин и 160 женщин. Среди них обращались за помощью в службу занятости 29 мужчин и 60 жен­щин, т. е. от опрошенных безработных 20 и 37,5 %, В целом из всех обследованных обратились 29,2 % (89/305).

Существенность различия по полу в доле безработных, обра­щавшихся в службу занятости, может быть оценена с помощью F-критерия Фишера:

где и факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.

Для определения этих дисперсий можно использовать следу­ющие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий аль­тернативного признака:


где

где — число групп населения по полу;

— доля безработных, обратившихся в службу занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);

— средняя доля безработных, обратившихся в службу занятости в целом по обследованию;

— численность безработных — отдельно для мужчин и женщин;

— общая численность безработных.

Используя данные формулы, получим значения факторной и остаточной дисперсий на одну степень свободы:

— характеризует различия по полу уровня обращения безработных в службу занятости;

— оценивает вариацию доли безработных, обратившихся в службу занятости, независимо от пола граждан.

Отсюда F-критерий

Эта величина значительно превышает табличную величину при 5% вероятности ошибки, равную 3,87. Следовательно, со­став безработных по полу обусловливает существенные разли­чия в уровне официально зарегистрированной в службах занято­сти безработицы. Данные текущей статистики службы занятости о трудоустрой­стве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции,

Вначале определяется, как измен ил ось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученной поданным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы за­нятости. Предположим, что по данным последнего обследования численность безработных в регионе составила 180 тыс. человек (), в службе занятости на конец месяца обследования числилось 30 тыс. человек (). Следовательно, соотношение численности безработных по двум источникам информации составило 6:1 ().

Аналогично по результатам предыдущего обследования чис­ленность безработных 160 тыс. человек (); в службах занятости состояло на конец месяца, в котором проводилось обследование, 40 тыс. человек (), соотношение этих данных равно 4 (). Изменение этих соотношений между двумя последние обследованиями

ли в среднем за месяц

где — число месяцев между двумя смежными обследованиями.

Если обследование проводится раз в квартал, то и . Если предположить, что ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца определится как

где — порядковый номер месяца после даты предыдущего обследо­вания;

— численность незанятого населения, состоящего на учете в ор­ганах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.

Значит, если в нашем примере обследования проводились в ноябре 1999 г. и феврале 2000г., то для декабря 1999 г, когда в ор­ганах службы занятости состояло на учете 39 тыс., человек, общая численность безработных может быть оценена тыс. человек.

В январе 2000 г при общая численность безработных составит; тыс. человек. Продолжая далее расчеты по этому методу, получим для февраля 2000 г общую численность безработных () в 180 тыс. человек, т. е. столько же, сколько было на дату последнего обследования.

Возможен и другой метод интерполяции численности безра­ботных между двумя датами обследования, если предположить, что ежемесячно рассматриваемое соотношение двух источников информации о численности безработных меняется не в арифме­тической, а в геометрической прогрессии (в одно и тоже число раз). С этой целью определим общий коэффициент роста данного со­отношения:

т. е, коэффициент роста соотношения данных за период между двумя смежными обследованиями. В нашем примере он составит .

Средний ежемесячный коэффициент роста данного соотно­шения найдем как

при для нашего примера . Тогда, предпо­лагая, что ежемесячно данное соотношение изменяется в одно и то же число раз — , численность безработных в месяце t можно оценить по формуле

Так, интерполируя попей, получим численность безработных на конец декабря 1999 г. как

Соответственно в январе 2000 г. по этой методике общая чи­сленность безработных составила: тыс. человек, в феврале 2000 г., как и по данным текущего обследова­ния, — 180 тыс. человек.

Теоретически оба варианта интерполирования равноправны, хотя на практике отдается предпочтение первому методу как бо­лее простому.

9.3. ТРУДОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ

В поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые, так и не занятые трудовой деятельно­стью граждане. С позиции оценки ситуациина рынке труда прежде всего определяется численность зарегистрированных Государ­ственной службой занятости РФ граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, заня­тых трудовой деятельностью, но желающих сменить место рабо­ты, опасающихся возможного сокращения на своих предприяти­ях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.

Статистика изучает не только численность, но и структуру об­ратившихся в Государственную службу занятости РФ за помо­щью в трудоустройстве по следующим категориям:

занятые трудовой деятельностью;

• учащиеся;

• не занятые трудовой деятельностью,

• пенсионеры.

С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но жела­ющих сменить место работы. Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающихна ниве труда улучшить свое ма­териальное положение.

Так, к концу ноября 1999 г, в общей численности безработных (по методологии МОТ) 10,9% составили граждане, которым в со­ответствии с законодательством России не может быть присвоен статус безработного в органах по содействию занятости


 

Таблица 9.5

Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности

обратившихся в органы службы занятости (по данным

Министерства труда и социального развития РФ, %)

Категория населения, обратившегося по вопросам трудоустройства % трудоустроенных среди соответствующих ка­тегорий населения % каждой категории населения в общей численности трудоустроенных
1998 г. 1997 г. 1995 г 1998 г. 1997 г. 1995 г.
Занятые трудовой деятельностью 33,2 29,1 10,5 1,6 1,2 0.8
Учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 96,4 96,2 94,9 31,0 27,2 36,4
Незанятые трудовой деятельностью 41,8 45,0 34,6 65,6 70,2 61,4
Пенсионеры 20,4 16,2 18,9 1,8 1,4 1,4
Всего 50,6 52,3 43,3      
Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999.—С. 124.

 

населения. Среди них 2,3% студентов и 8,6% пенсионеров, занимаю­щихся поисками работы и готовых к ней приступить.

Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, не занятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет, среди которой преобладает доля женщин.

Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. В настоящее время наблюдается рост доли трудоустроенных граждан среди обратившихся в поисках работы в службу занятости, особенно среди учащихся (табл. 9.5).

Наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица. Высок процент трудоустройства молодежи: в 1998 г. среди трудоустроенныхне занятые трудовой деятельностью составляли 65,6%, а ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) — 40,9%.

Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Для анализа дифференциации трудоустроенных по секторам экономики составляется следующая таблица:

Места прежней трудовой деятельности Места трудоустройства с помощью службы занятости Всего трудоустроено Не трудоустроено Количество обратившихся в службы занятости
     
Секторы 1 Экономики 2 . . .
             

 

Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.

В органы Государственной службы занятости РФ чаще обращаются граждане, работавшие ранее в государственном и частном секторах экономики, что обусловлено доминированием предприятий этих форм собственности в национальной экономике. Абсолютное большинство из работавших ранее в государственном секторе трудоустраивается через службу занятости также в государственный сектор. Иными словами, структура трудоустроенных по секторам экономики мало дифференцирована по местам прежней трудовой деятельности граждан.

Анализ структуры предложения рабочей силы по отраслям экономики ведется по таблице, аналогичной приведенной ранее, в которой секторы экономики заменены соответствующими отраслями. Распределения трудоустроенных и обратившихся за помощью по трудоустройству по отраслям экономики позволят видеть, в какой мере пополнение кадров идет за счет преимущественно внутриотраслевого притока рабочей силы и за счет межотраслевого движения кадров. Наибольшими возможностями для трудоустройства через службы занятости в 90-е гг. обладали лица, работавшие ранее в торговле и общественном питании, на транспорте, в промышленности, строительстве, в сфере управления, а наименьшими — уволившиеся из науки и научного обслуживания. Пополнение кадров за счет преимущественно внутриотраслевого притока характерно в основном для промышленности.

Межотраслевое движение кадров, трудоустроенных через службы занятости, зачастую имеет место в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и в управлении.

Связанные с развитием рыночных отношений структурные преобразования в экономике приведут к изменению спроса и предложения на рабочую силу не только в отраслевом разрезе, но и по секторам экономики. Различные организационно-правовые нормы предприятий (государственные, частные, акционерные и др.) предоставляют неодинаковые возможности решения проблемы занятости: они дифференцированы по уровню эффективности производства, резервам его роста, доходам работающих, а соответственно и по перспективам развития.

В отчете о трудоустройстве граждан фиксируется численность направленных на профессиональное обучение из числа не занятых прудовой деятельностью и еще не трудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и др.

Статистика изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу

Средняя продолжительность трудоустройства граждан (дней) = Общая продолжительность трудоустройства граждан за год (человеко-дней) Общее число трудоустроенных граждан в отчетном году

 

Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как безработного до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году).

Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т. е.

Уровень обращаемости населения в органы службы занятости =   Численность обратившихся за трудоустройством граждан за год Средняя численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте

 

Например, в 1998 г. в России этот показатель оказался равным 55,8 (обратились за трудоустройством 4739,1 тыс. человек, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте — 84 967 тыс. человек).

Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству населения во многом зависит от достоверности и своевременности информации от предприятий о потребности в рабочей силе, о вакансиях на рабочие места. В настоящее время по регионам России определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию:

Нагрузка незанятого населения на одну вакансию = Численность незанятых, обратившихся в службы занятости на конец периода Число вакансий на конец периода

 

К концу 1998г. в среднем по России этот показатель составил 6,6 человека (2147,6 тыс. человек/327,6тыс. человек). Учитывая, что в центры занятости обращаются не все граждане, потерявшие (не имевшие) работу, показатель реально выше. Данный показатель фиксирует масштаб напряженности на рынке труда. Так, если в Санкт-Петербурге на начало 1999г. он составлял 2,3 человека на одно вакантное место (в феврале 2000 г. — 0,6), то в Ленинградской области — 18,9, в Пскове — 39,6, в Архангельской области — 66,9 человека.

9.4. СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ

Социальный состав безработных средствами статистики получают при анализе данных выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) «Отчет о трудоустройстве и занятости населения» за год. В Отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного со става безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система

Таблица 9.6

Структура безработных по наличию опыта работы и причинам незанятости (%)

Показатель Октябрь 1995 г. Ноябрь 1999 г.
Всего безработных В том числе: Не имеют опыта работы Имеют опыт работы Из них: Оставили прежнее место работы в связи с: высвобождением, сокращением штатов, ликвидации предприятий, собственного дела по собственному желанию окончанием временной, сезонной работы, контракта увольнением из вооруженных сил другими причинами   16,8 83,2     28,3 39,4   4,8 1,5 9,2   18,9 81,1     32,4 21,3   5,1 0,6 21,7

 

подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).

Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. В России острота проблемы безработицы во многом висит от изменений в структуре экономики и конверсии военно-умышленного комплекса. Поэтому среди причин увольнений первое место в 1999 г. занимали высвобождение работников, увольнение их в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела (табл. 9.6).

Как видно из табл. 9.6, среди причин потери работы существенную роль играло не только высвобождение работников в связи реорганизацией производства, но и их увольнение по собственному желанию, за которым нередко скрывается не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные изменения в производстве. Велика доля и лиц, уволившихся по прочим причинам, не раскрываемым сегодня статистикой: 21,7% в 1999 г.

Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, преобладают женщины, в общей же численности бездетных, рассчитанной по методологии МОТ, — мужчины (53,9% в октябре 1995 г.; 54,2% в октябре 1997 г.; 59,4% в октябре 1998 г; 52,4% в ноябре 1999 г.). По причинам незанятости среди мужчин в большей мере распространено увольнение по собственному желанию: за 1995—1999 гг. доля лиц, оказавшихся без работы по данной причине, колебалась в следующих пределах: 43,9% в октябре 1995г. и 24,2% в августе 1999г., а среди женщин—34,1% в октябре 1995 г. и 15,4% в августе 1999 г.

Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

Распределение регионов России по уровню безработицы в 1998г. таково:

Уровень безработицы, % Число регионов
До 8  
8,1—12  
12,1—16  
16,1-20  
20,1-24  
24,1-32  
32,1 и более  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.