КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая часть. Основные понятия темы
Основные понятия темы Вопросы к изучению Теоретическая часть 1. Теоретико-множественный смысл натурального числа, нуля и отношения «меньше» 2. Теоретико-множественный смысл суммы 3. Теоретико-множественный смысл разности 4. Теоретико–множественный смысл произведения 5. Теоретико– множественный смысл частного Ø Число «нуль» с теоретико–множественных позиций – это число элементов пустого множества: 0 = n (Æ). Ø Если отношение “меньше” рассматривать с теоретико–множественной точки зрения, то: а < b ÛNа Ì N b, где Nа = {1, 2, …,а}, Nb = {1, 2, …, b} а < b Û А ~ В1, где В1 Ì В и В1¹ В, В1 ¹ Æ, а = n (В), b = n (В). Ø Так как количественные натуральные числа связаны с конечными множествами, то действия над числами оказались связанными с действиями над множествами: Сложение чисел – с объединением конечных непересекающихся множеств; Вычитание чисел – с дополнением подмножества; Умножение чисел – с объединением равночисленных попарно непересекающихся множеств; Деление чисел – с разбиением множества на попарно непересекающиеся подмножества. Ø Было установлено, что: а + b = n (А ÈB), где n (А), b = n (В) и A Ç B = Æ; а – b = n (А \ В), где а = n (А), b = n (В) и В Ì А; а × b = n (А 1È А 2È…È А n), где n (А1) = n (А2)= …= n (А n) = а и множества А 1, А 2, …, А n попарно не пересекаются; а: b, то: 1) число элементов в каждом подмножестве разбиения множества А, если n (А) = а и b - число подмножеств; 2) число подмножеств в разбиении множества А, если n (А) = а и b – число элементов в каждом подмножестве. Ø Так как действия над числами получили теоретико–множественную трактовку, то такую же трактовку оказалось возможным дать и их свойствам.
Обязательные задания 1. Почему на уроке, где изучается число «четыре», можно использовать картинку с изображением четырех яблок, четырех тетрадей, а можно воспользоваться и другими примерами четырехэлементных множеств? 2. Какой подход к определению отношения «меньше» используется при ознакомлении младших школьников с неравенством 3 < 4, если выполняются следующие действия: возьмем три розовых кружка и четыре синих и каждый розовый кружок наложим на синий; видим, что синий кружок остался незакрытым, значит, розовых кружков меньше, чем синих, поэтому можно записать: 3 < 4. 3. Исходя из различных определений отношения «меньше», объясните, почему 2 < 5? 4. Как, используя теоретико-множественный подход к числу, объяснить, что 4 = 4? 5. Каков теоретико-множественный смысл суммы: а) 3+5; б) 0+4; в) 0+0. 6. Дайте теоретико-множественное истолкование суммы k слагаемых и, используя полученный вывод, объясните теоретико-множественный смысл суммы: а) 3 + 4 + 2; б) 1 + 2 + 3 + 4. 7. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются сложением. а) Дима сорвал 8 слив, Нина - 4. Сколько всего слив сорвали Дима и Нина вместе? б) Из коробки взяли 6 красных карандашей и 4 синих. Сколько всего карандашей взяли из коробки? 8. Объясните с теоретико-множественной точки зрения смысл выражений: а) 8 - 3; б) 4 - 4; в) 4 - 0. 9. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются при помощи вычитания. а) В корзине было 7 морковок, 3 из них отдали кроликам. Сколько морковок осталось? б) На столе 8 чашек, их на 3 больше, чем стаканов. Сколько стаканов на столе? в) На верхней полке шкафа 7 книг, а на нижней 4. На сколько книг больше на верхней полке, чем на нижней? 10. Обоснуйте выбор действий при решении задач. а) На одной полке 5 книг, на другой на 3 больше. Сколько книг на двух полках? б) Во дворе гуляли 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько всего детей гуляло во дворе? 11. Запишите, используя символы, правило вычитания суммы из числа и дайте его теоретико-множественное истолкование. 12. Используя определение произведения чисел через сумму, объясните, каков теоретико-множественный смысл произведения 2 ´ 4. 13. Раскройте теоретико-множественный смысл произведения 2 ´ 4, используя определение произведения чисел через декартово произведение множеств. 14. Объясните, почему следующие задачи решаются при помощи умножения. а) На каждую из трех тарелок положили по 2 яблока. Сколько всего яблок положили? б) Школьники посадили в парке 4 ряда деревьев, по 5 штук в ряду. Сколько деревьев они посадили? 16. Используя теоретико-множественный смысл действий над числами, обоснуйте выбор действий при решении задач. а) Первоклассники заняли в кинотеатре 3 ряда, второклассники - 4 ряда, а третьеклассники - 5 рядов. Сколько учеников начальных классов было в кинотеатре, если в каждом ряду они занимали по 9 мест? б) В саду 8 рядов деревьев, по 9 в каждом. Из них 39 яблонь, 18 груш, остальные сливы. Сколько сливовых деревьев в саду? 17. Какие рассуждения учащихся вы будете считать правильными при выполнении ими следующих заданий. а) Вера и Надя сажали тюльпаны. Вера посадила 8 рядов тюльпанов, по 9 в каждом, а Надя 9 рядов по 8 тюльпанов. Можно ли, не выполняя вычислений, утверждать, что Вера посадила столько же тюльпанов, сколько Надя? Пользуясь данным условием, объясните, что означают выражения: 72+ 72; 72×2; 8×9-8. б) В гараже в 6 рядов стояло по 9 машин. Из каждого ряда выехало 8 машин. Сколько машин осталось в гараже? 18. Объясните, что означают выражения, составленные по условию данной задачи: 9× 6; 8 × 2; 8 × 6; 9 - 8; (9 - 8) ×2; (9-8) × 6. 19. Используя теоретико-множественный смысл частного, объясните смысл выражений: а) 10:2; б)5:1; в) 5:5. 20. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются при помощи деления. а) 15 редисок связали в пучки по 5 редисок в каждом. Сколько получилось пучков? б) 15 тетрадей раздали поровну 5 ученикам. Сколько тетрадей получил каждый? 21. Назовите отношения, которые рассматриваются в задачах, решите задачи арифметическим методом, выбор действий обоснуйте. а) Для украшения елки девочка вырезала 4 звездочки, а флажков в 3 раза больше. Сколько флажков вырезала девочка? б) У Коли в 4 раза больше открыток, чем у Вовы. А у Лены их на 20 меньше, чем у Коли. Сколько открыток у Лены, если у Вовы их 7? в) Миша поймал 48 окуней, Саша - на 6 меньше, чем Миша, а Коля - в 7 раз меньше, чем Саша. Сколько окуней поймали все мальчики? 22. Какое правило является обобщением различных арифметических способов решения задачи. а) В коробке лежало 12 зеленых и 20 красных хлопушек. Все хлопушки раздали детям, по 4 каждому. Сколько ребят получили хлопушки? б) В лапту играли 8 девочек и 6 мальчиков. Они разделились на 2 команды. Сколько человек было в каждой команде? Творческие задания 1.Докажите, что дистрибутивность умножения относительно сложения вытекает из равенства А ´ (В È С) = (А ´ В) È (А ´ С), а относительно вычитания - из равенства (А \ В) ´ С) = (А ´ В) \ (А ´ С). 2.Составьте сценарий практической работы для младших школьников по сравнению численностей множеств без их нахождения. 3.Проведите практическую работу, подтверждающую, что сумма 5 + 3 не зависит от выбора множеств, численности которых равны 5 и 3. 4.Докажите, что 0+0+…+0=0. 5.Докажите важное правило прибавления суммы к сумме, опираясь на теоретико-множественный подход к определению суммы: (a+b)+(c+d)=(a+c)+(b+d), (a+b)+(c+d)=(a+d)+(b+c) 6.Придумайте практическую работу по нахождению того, на сколько в одном множестве больше элементов (без нахождения их численности). 7.Опишите практическую работу в начальной школе, подтверждающую эквивалентность деления “на” и “по”.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |