Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западно-сибирский экономический район 3 страница




Освоение ускоренными темпами нефтегазовых ресурсов на тер­ритории Западной Сибири повлекло за собой развитие всех видов транс­порта и в первую очередь — трубопроводного и железнодорожного.

Строительство железных дорог в районе интенсивно началось по­сле Великой Отечественной войны, когда были введены в строй Южно-Сибирская магистраль (Кулунда — Барнаул — Тайшет), Среднесибир­ская магистраль (Иртышская — Карасук — Камень-на-Оби — Алтай­ская). Важное значение имела железная дорога на участке Татарск — Кулунда, которая связала Транссибирскую магистраль со Среднесибир­ской и Южносибирской магистралями. Затем была проложена желез­ная дорога Томск — Асино — Белый Яр для перевозки леса и лесомате­риалов. Лесовозными дорогами, построенными в 60-х гг., стали Ивдень — Обь и Тавда — Сотник. Большое значение имела железная доро­га Кия — Шантырь — Ачинск, которая связала Кузбасс с Восточной Сибирью. Для освоения нефтегазовых ресурсов потребовалось строи­тельство железнодорожной магистрали Тюмень — Тобольск — Урен­гой — Ямбург с ответвлением от Сургута до Нижневартовска. Эта маги­страль может быть продолжена до Норильска или до Салехарда и даль­ше на Ямал. Плотность железных дорог в районе за 1965—1995 гг. уве­личилась в 2,8 раза и составляет 34 км на 10 тыс кв. км (в среднем по России — 51 км).

На перемещение массы продукции район расходует огромное ко­личество живого и овеществленного труда, материальные и денежные ресурсы. Суммарные транспортные расходы, включая погрузо-разгрузочные работы, составляют примерно 2 млрд руб. (в старых ценах). Объем капитальных вложений в транспорт к началу 1996 г. достиг 30% к общему объему вложений в народное хозяйство района.

Для хозяйства Западной Сибири характерно то, что затраты, свя­занные с перевозкой продукции, весьма значительны. Удельный вес затрат на железнодорожный транспорт, занятый перевозкой угля, со­ставляет 38%, нефти — 45%, нефтепродуктов — 28%, леса и лесома­териалов — 20%, химических товаров — 12%, проката черных метал­лов — 10%.

Численность рабочих и служащих на всех видах транспорта в 1995 г. постране составила почти 5 млн чел., или 7% общей численности заня­тых в народном хозяйстве. В Западной Сибири численность занятых на транспорте выше. Она составляет более 8%.

В настоящее время район является крупным поставщиком газа (500 млн т), нефти (200 млн т), угля (50 млн т), черных и цветных ме­таллов (5 млн т), химических продуктов (7 млн т), леса и лесоматериа­лов (7 млн т) и др. Из Западной Сибири в 1995 г. было отправлено 950 млн т грузов, а прибыло в район 170 млн т. Расчеты показывают, что 80% из отправленных грузов приходится на топливные ресурсы.

Основной поток грузов Западной Сибири имеет западное направ­ление, на него приходится 75% вывоза и почти 60% ввоза всех грузов. Особенность межрайонных связей состоит в том, что 78% грузов из рай­она идет по трубопроводному транспорту, 17% по железным дорогам и 5% по автодорогам. По прибытии грузов ведущее место занимает же­лезнодорожный транспорт (82%), второе место — автомобильный (17%) и третье — авиационный (1%). Во внутрирайонных перевозках картина иная: на железнодорожный транспорт приходится 68%, на речной — 12%, автомобильный — 12,2%, трубопроводный — 0,8%.

Если в формировании трубопроводного транспорта за 1965—1995гг. были достигнуты большие успехи (на территории района протяженность трубопровода составляет 25 тыс км), то в строительстве автомобильных дорог с твердым покрытием отмечаются весьма скромные показатели. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь за­нимает пятое место в стране (66,5 тыс км). Удельный вес района по тер­ритории 14%, по протяженности автомобильных дорог — 9,8%.

Речной транспорт Западной Сибири играет большую роль во вну­трирайонных связях. По речным путям ежегодно перевозится свыше 6 млн т грузов. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна является существенным дополнением железнодорожного транспорта. Освоение новых территорий Среднего Приобья и Крайнего Севера обусловило необходимость более широкого использования водных путей. С этой целью было осуществлено строительство Сургутского, Нижневартов­ского и Тобольского речных портов. Большое значение приобрел для Тюменского Севера морской транспорт, начало которому было поло­жено проводкой судов Карским морем ранней весной на север Ямаль­ского полуострова.

Межрайонные экономические связи Западной Сибири достаточ­но полно можно проследить по массовым грузам — каменному углю, прокату черных металлов, деловой древесине и пиломатериалам (см. табл. 2.10.6).

Таблица 2.10.6

Межрайонные связи Западной Сибири по массовым грузам (в %)

  Район   Кузнецкие угли   Прокат черных металлов   Деловая древесина   Пиломатериалы  
1980 г.   1995 г.   1980 г.   1995 г.   1980 г.   1995 г.   1980 г.   1995 г.  
Западно-Сибирский 50,2 48,3 46,3 48,1 80,0 78,0 79,2 77,9
Восточно-Сибирский 0,8 1,5 7,5 8,7
Уральский 21,5 27,2 24,7 21,5 7,6 7,9 1,5 1,2
Поволжский 10,5 9,0 7,5 6,8 5,5 6,7 9,0 10,9
Центральный 6,5 6,0 5,5 5,3 2,4 2,5 6,5 5,3
Центрально-Черноземный 6,0 5,0 2,0 1,9 4,5 4,9 3,8 4,7
Волго-Вятский 4,5 3,0 1,5 1,8
Дальневосточный 5,0 5,9

 

Основными потребителями кузнецких углей являются Уральский, Поволжский, Центральный и Центрально-Черноземный районы. Число районов сбыта стало возрастать в период 1965—1970 гг. В настоящее вре­мя доля вывезенного из Кемеровской области угля на расстояние 3 тыс км составляет 48%, на расстояние 4 тыс км — 25%. За 1965—1995 гг. потребле­ние кузнецких углей западнее Волги выросло в 25 раз.

Межрайонные связи по прокату черных металлов претерпели зна­чительные изменения. Удельный вес восточных районов в его потреб­лении увеличился с 45,7% в 1965 г. до 62,7% в 1995 г. и соответственно уменьшилась доля районов западной зоны страны с 54,3 до 37,3%. Основными потребителями западно-сибирского проката в западной зоне являются Уральский, Поволжский и Центральный экономичес­кие районы, на их долю в 1995 г. пришлось 33,6%

Поставки западно-сибирского леса в другие районы ежегодно рас­тут. Они имеют одно направление — западное. Если в 1965 г. за Урал вы­возилось 16,3% деловой древесины и 18,5% пиломатериалов, то в 1995 г. эти показатели увеличились соответственно до 22 и 21,1 %.

Анализ сложившихся межрайонных связей Западно-Сибирского экономического района показывает, что большинство из них рацио­нальны и отражают его специализацию в общероссийском разделении общественного труда. Но все же среди них есть и нерациональные свя­зи. В металлургической промышленности номенклатура производи­мой на заводах района металлопродукции не соответствует структуре его потребления. В результате свыше 50% изделий из проката, произ­водимых в Западной Сибири, вывозится в другие районы страны, а по­требности района удовлетворяются за счет ввоза из других регионов. В машиностроении сложившиеся межрайонные связи обусловливают нерациональные транспортные издержки. В районе производятся энер­гетические котлы средней мощности (Барнаульский котельный завод) и полностью вывозятся в европейскую часть страны. Вместе с тем мощ­ные электростанции Западной Сибири обеспечиваются котлами с Та­ганрогского завода. Из района вывозится 85% производимых здесь гу­сеничных тракторов и ввозится 100% колесных тракторов из европей­ской части.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

 

Достигнутый уровень промышленного производства района и ха­рактер его ориентации являются следствием многих причин, главная из которых — недостаток ресурсов (трудовых, материальных и финан­совых), вследствие чего приоритет в развитии получали отрасли наи­более экономически выгодные с народнохозяйственных позиций. Когда страна не располагала в достаточном количестве ресурсами, такой под­ход был вполне оправдан. На современном этапе развития производи­тельных сил вопрос о перспективах экономики Западной Сибири мо­жет решаться лишь с позиций необходимости совершенствования структуры хозяйства региона на основе обеспечения развития отрас­лей, дополняющих народнохозяйственный комплекс, и с учетом по­требностей соседних экономических районов (Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток).

При подобном подходе к оценке территориального разделения тру­да внутри экономического района необходимо учитывать современный уровень промышленного развития каждой его административной едини­цы, наличие природных ресурсов и полезных ископаемых, вовлечение которых в хозяйственный оборот является экономически оправданным в настоящее время и в перспективе. Немаловажным обстоятельством яв­ляется и уровень развития непроизводственной инфраструктуры.

В этой связи необходимо рассмотреть состояние отдельных терри­ториальных единиц района. По занимаемой территории на первом мес­те стоит Тюменская область (60% общей территории района), втором — Томская область (12%), третьем — Алтайский край (10,8%), четвертом — Новосибирская область (7,3%), пятом — Омская область (5,3%), шес­том — Кемеровская область (4,6%). Изменения во внутрирайонном раз­делении труда Западно-Сибирского района показаны в табл. 2.10.7.

Таблица 2.10.7

Сдвиги во внутрирайонном разделении труда Западной Сибири (в %)

 

  Регион   Товарная продукция промышленности   Валовая продукция сельского хозяйства  
1975 г.   1995 г.   1975 г.   1995 г.  
Западная Сибирь        
в том числе:        
Алтайский край 15,0 12,0 31,6 33,3
Кемеровская область 29,7 19,1 12,9 13,1
Новосибирская область 15,2 13,2 21,3 18,8
Омская область 15,1 12,1 19,0 17,0
Томская область 4,4 6,3 4,2 5,0
Тюменская область 20,6 37,3 11,0 13,8

 

Наибольшее развитие в промышленном отношении получила Тюменская область. До 1965 г. по промышленному потенциалу она зани­мала предпоследнее место, но с 1980 г. она вышла на первое место и потеснила на второе место Кемеровскую область. Природные условия Тюменской области весьма разнообразны. Юг ее огромной территории представляет лесостепь, а север — лесотундру и тундру. Нефтегазовые ресурсы превратили ее в один из самых перспективных регионов Рос­сии. Если в 1965 г. ведущими отраслями в области были пищевая про­мышленность (36% товарной продукции промышленности), машино­строение (21%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (20%), легкая промышленность (11%),тов 1995 г. главенствующая роль принадлежала нефте- и газодобывающей промышленности и электро­энергетике (52%). В настоящее время Тюменская область производит 2/3 общероссийской нефти и 9/10 природного газа.

Копией Тюменской области, только в уменьшенном масштабе, является Томская область. В настоящее время здесь производится 6,3% товарной продукции промышленности экономического района. Сре­ди отраслей промышленности ведущее место принадлежит машиност­роению и металлообработке (30%), нефтехимической (16%), лесной и лесоперерабатывающей (12%), топливно-энергетической (17%) и пи­щевой промышленности (10%).

Кемеровская область по численности населения занимает первое место в районе (20,8%), незначительно опережая Тюменскую область (20,6%), но по плотности населения она прочно удерживает лидирую­щее положение (свыше 33 чел./кв. км). Это связано с высоким эконо­мическим развитием Кузбасса. Преимущественное развитие здесь по­лучили отрасли тяжелой промышленности, на долю которых приходит­ся почти 2/3 общего объема индустрии (энергетика, угольная, черная и цветная металлургия, химия и тяжелое машиностроение). В настоящее время Кузбасс производит 40% электроэнергии района, 100% желез­ной руды, чугуна и стали, 90% проката черных металлов, 99% угля, 65% чугунных и стальных труб.

Характерная особенность Алтайского края — ориентация его хозяй­ства на сельскохозяйственное производство. В сельской местности про­живает 48,3% населения. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. В результате в регионе получили развитие зем­леделие и животноводство, а уровень производства сельскохозяйствен­ной продукции превратил его в одну из крупнейших житниц России. В Алтайском крае сосредоточена 1/3 общего объема производства сель­ского хозяйства Западной Сибири, а удельный вес сельскохозяйствен­ной продукции составляет 35% в общем объеме валового продукта от­раслей материального производства края. Эти цифры говорят об отно­сительно слабом промышленном развитии региона. За период 1965—1995 гг. промышленность здесь развивалась в 10 раз медленнее, чем в Тюменской области, и в 3 раза медленнее, чем в Омской и Томской об­ластях. Этот процесс находит отражение и в таком показателе, как ка­питальные вложения на душу населения, здесь они также ниже сред­него по району на 52% переднего по Российской Федерации — на 20%.

В настоящее время в Алтайском крае ведущими отраслями про­мышленности являются машиностроение и металлообработка (27% общего объема промышленной продукции), пищевая (25%), легкая (21%), химическая и нефтехимическая (18%). В регионе имеются бла­гоприятные природно-экономические предпосылки для дальнейшего индустриального развития: выгодное экономико-географическое по­ложение, развитая и недостаточно загруженная сеть железных дорог, практически неограниченное количество удобных для размещения промышленности площадок, богатые водные источники, близость сы­рьевых и топливных баз, наличие целого ряда полезных ископаемых — железной и полиметаллической руды, строительных материалов и др. В Алтайском крае имеются хорошие перспективы для развития всех отраслей промышленности, но особенно машиностроения.

В Новосибирской области хорошо развито промышленное произ­водство, хотя по территории она занимает только 7,3%, но производит 13,2% промышленной и 18,8% сельскохозяйственной продукции рай­она. В общем объеме валовой продукции всех отраслей сферы матери­ального производства (промышленность, сельское хозяйство, строи­тельство) удельный вес новосибирской промышленности составляет 70%, По этому показателю в районе она уступает только Кемеровской и Тюменской областям, где удельный вес промышленности соответст­венно равен 80 и 70%. Объем производства продукции ведущей отрас­ли области — машиностроения и металлообработки — в 1995 г. составил 30% общего производства продукции отрасли Западной Сибири. Сло­жившаяся структура промышленности Новосибирской области обус­ловлена отсутствием открытых крупных залежей полезных ископаемых (за исключением небольших залежей высококачественного каменного угля, цементного сырья и перспективных площадей на газ и нефть). Поэтому в регионе получили развитие отрасли по производству конеч­ной продукции на базе местного сельскохозяйственного и привозного промышленного сырья.

По объему промышленного производства Новосибирская область в настоящее время занимает третье место (13,2%) в районе. В промыш­ленной структуре ведущее место принадлежит машиностроению и ме­таллообработке (40%), второе — пищевой промышленности (25%), тре­тье — легкой промышленности (10%).

Исторические условия развития промышленности наложили оп­ределенный отпечаток на размещение предприятий в области. Подав­ляющее их число было эвакуировано в Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Вследствие этого почти все крупные производ­ства сосредоточены в Новосибирске. Они выпускают 87% промышлен­ной продукции области. Остальные города области резко отстали в раз­витии экономики и непроизводственной инфраструктуры, что приве­ло к ощутимым территориальным диспропорциям.

В Новосибирской области следует развивать машиностроительные производства, создавая филиалы в малых и средних городах, а в самом Новосибирске новое строительство следует прекратить. За пределами Новосибирска нужно создавать новые мощности межотраслевого на­значения (по выпуску инструмента, оснастки, литья, штамповки, тары, изделий из пластмасс и др.).

Следует отметить и роль науки в Новосибирской области. В Ново­сибирском Академгородке работают ученые известного всему миру Сибирского отделения Академии наук России, где сосредоточены круп­нейшие научные силы страны.

Среди территориальных единиц Западной Сибири Омская область имеет много общего с Алтайским краем и Новосибирской областью. Здесь также нет крупных запасов полезных ископаемых, а промышлен­ность развивается на базе переработки привозного промышленного и местного сельскохозяйственного сырья. Место области в экономике района определяется тем, что она занимает 5,3% территории, на кото­рой проживает 14% населения и производится 12,1% промышленной и 17% сельскохозяйственной продукции Западной Сибири.

В современной структуре промышленности Омской области веду­щее место принадлежит машиностроению и металлообработке (25%), нефтехимии (20%), пищевой (18%) и легкой промышленности (14%), а также электроэнергетике и нефтепереработке (10%). Здесь, как и в Новосибирской области, сложились диспропорции в размещении про­мышленности. В Омске выпускается 92% валовой промышленной про­дукции, поэтому необходимо решать вопрос о более равномерном раз­мещении промышленных предприятий на территории области. Здесь экономически оправдано строительство небольших по мощности пред­приятий по производству конечной продукции на базе сельскохозяй­ственного, лесного и привозного сырья.

В территориальном разделении труда в Западно-Сибирском эко­номическом районе в 1965 - 1995 гг. произошли большие изменения. На первое место по промышленному потенциалу вышла Тюменская область, где сформировался крупнейший в стране нефтегазовый ком­плекс. В результате Томская и Тюменская области производят 43,6% товарной промышленной и 18,8% сельскохозяйственной продукции, сосредоточивают 48% основных производственных фондов Западной Сибири.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.