КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западно-сибирский экономический район 3 страница
Освоение ускоренными темпами нефтегазовых ресурсов на территории Западной Сибири повлекло за собой развитие всех видов транспорта и в первую очередь — трубопроводного и железнодорожного. Строительство железных дорог в районе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда были введены в строй Южно-Сибирская магистраль (Кулунда — Барнаул — Тайшет), Среднесибирская магистраль (Иртышская — Карасук — Камень-на-Оби — Алтайская). Важное значение имела железная дорога на участке Татарск — Кулунда, которая связала Транссибирскую магистраль со Среднесибирской и Южносибирской магистралями. Затем была проложена железная дорога Томск — Асино — Белый Яр для перевозки леса и лесоматериалов. Лесовозными дорогами, построенными в 60-х гг., стали Ивдень — Обь и Тавда — Сотник. Большое значение имела железная дорога Кия — Шантырь — Ачинск, которая связала Кузбасс с Восточной Сибирью. Для освоения нефтегазовых ресурсов потребовалось строительство железнодорожной магистрали Тюмень — Тобольск — Уренгой — Ямбург с ответвлением от Сургута до Нижневартовска. Эта магистраль может быть продолжена до Норильска или до Салехарда и дальше на Ямал. Плотность железных дорог в районе за 1965—1995 гг. увеличилась в 2,8 раза и составляет 34 км на 10 тыс кв. км (в среднем по России — 51 км). На перемещение массы продукции район расходует огромное количество живого и овеществленного труда, материальные и денежные ресурсы. Суммарные транспортные расходы, включая погрузо-разгрузочные работы, составляют примерно 2 млрд руб. (в старых ценах). Объем капитальных вложений в транспорт к началу 1996 г. достиг 30% к общему объему вложений в народное хозяйство района. Для хозяйства Западной Сибири характерно то, что затраты, связанные с перевозкой продукции, весьма значительны. Удельный вес затрат на железнодорожный транспорт, занятый перевозкой угля, составляет 38%, нефти — 45%, нефтепродуктов — 28%, леса и лесоматериалов — 20%, химических товаров — 12%, проката черных металлов — 10%. Численность рабочих и служащих на всех видах транспорта в 1995 г. постране составила почти 5 млн чел., или 7% общей численности занятых в народном хозяйстве. В Западной Сибири численность занятых на транспорте выше. Она составляет более 8%. В настоящее время район является крупным поставщиком газа (500 млн т), нефти (200 млн т), угля (50 млн т), черных и цветных металлов (5 млн т), химических продуктов (7 млн т), леса и лесоматериалов (7 млн т) и др. Из Западной Сибири в 1995 г. было отправлено 950 млн т грузов, а прибыло в район 170 млн т. Расчеты показывают, что 80% из отправленных грузов приходится на топливные ресурсы. Основной поток грузов Западной Сибири имеет западное направление, на него приходится 75% вывоза и почти 60% ввоза всех грузов. Особенность межрайонных связей состоит в том, что 78% грузов из района идет по трубопроводному транспорту, 17% по железным дорогам и 5% по автодорогам. По прибытии грузов ведущее место занимает железнодорожный транспорт (82%), второе место — автомобильный (17%) и третье — авиационный (1%). Во внутрирайонных перевозках картина иная: на железнодорожный транспорт приходится 68%, на речной — 12%, автомобильный — 12,2%, трубопроводный — 0,8%. Если в формировании трубопроводного транспорта за 1965—1995гг. были достигнуты большие успехи (на территории района протяженность трубопровода составляет 25 тыс км), то в строительстве автомобильных дорог с твердым покрытием отмечаются весьма скромные показатели. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает пятое место в стране (66,5 тыс км). Удельный вес района по территории 14%, по протяженности автомобильных дорог — 9,8%. Речной транспорт Западной Сибири играет большую роль во внутрирайонных связях. По речным путям ежегодно перевозится свыше 6 млн т грузов. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна является существенным дополнением железнодорожного транспорта. Освоение новых территорий Среднего Приобья и Крайнего Севера обусловило необходимость более широкого использования водных путей. С этой целью было осуществлено строительство Сургутского, Нижневартовского и Тобольского речных портов. Большое значение приобрел для Тюменского Севера морской транспорт, начало которому было положено проводкой судов Карским морем ранней весной на север Ямальского полуострова. Межрайонные экономические связи Западной Сибири достаточно полно можно проследить по массовым грузам — каменному углю, прокату черных металлов, деловой древесине и пиломатериалам (см. табл. 2.10.6). Таблица 2.10.6 Межрайонные связи Западной Сибири по массовым грузам (в %)
Основными потребителями кузнецких углей являются Уральский, Поволжский, Центральный и Центрально-Черноземный районы. Число районов сбыта стало возрастать в период 1965—1970 гг. В настоящее время доля вывезенного из Кемеровской области угля на расстояние 3 тыс км составляет 48%, на расстояние 4 тыс км — 25%. За 1965—1995 гг. потребление кузнецких углей западнее Волги выросло в 25 раз. Межрайонные связи по прокату черных металлов претерпели значительные изменения. Удельный вес восточных районов в его потреблении увеличился с 45,7% в 1965 г. до 62,7% в 1995 г. и соответственно уменьшилась доля районов западной зоны страны с 54,3 до 37,3%. Основными потребителями западно-сибирского проката в западной зоне являются Уральский, Поволжский и Центральный экономические районы, на их долю в 1995 г. пришлось 33,6% Поставки западно-сибирского леса в другие районы ежегодно растут. Они имеют одно направление — западное. Если в 1965 г. за Урал вывозилось 16,3% деловой древесины и 18,5% пиломатериалов, то в 1995 г. эти показатели увеличились соответственно до 22 и 21,1 %. Анализ сложившихся межрайонных связей Западно-Сибирского экономического района показывает, что большинство из них рациональны и отражают его специализацию в общероссийском разделении общественного труда. Но все же среди них есть и нерациональные связи. В металлургической промышленности номенклатура производимой на заводах района металлопродукции не соответствует структуре его потребления. В результате свыше 50% изделий из проката, производимых в Западной Сибири, вывозится в другие районы страны, а потребности района удовлетворяются за счет ввоза из других регионов. В машиностроении сложившиеся межрайонные связи обусловливают нерациональные транспортные издержки. В районе производятся энергетические котлы средней мощности (Барнаульский котельный завод) и полностью вывозятся в европейскую часть страны. Вместе с тем мощные электростанции Западной Сибири обеспечиваются котлами с Таганрогского завода. Из района вывозится 85% производимых здесь гусеничных тракторов и ввозится 100% колесных тракторов из европейской части.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Достигнутый уровень промышленного производства района и характер его ориентации являются следствием многих причин, главная из которых — недостаток ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), вследствие чего приоритет в развитии получали отрасли наиболее экономически выгодные с народнохозяйственных позиций. Когда страна не располагала в достаточном количестве ресурсами, такой подход был вполне оправдан. На современном этапе развития производительных сил вопрос о перспективах экономики Западной Сибири может решаться лишь с позиций необходимости совершенствования структуры хозяйства региона на основе обеспечения развития отраслей, дополняющих народнохозяйственный комплекс, и с учетом потребностей соседних экономических районов (Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток). При подобном подходе к оценке территориального разделения труда внутри экономического района необходимо учитывать современный уровень промышленного развития каждой его административной единицы, наличие природных ресурсов и полезных ископаемых, вовлечение которых в хозяйственный оборот является экономически оправданным в настоящее время и в перспективе. Немаловажным обстоятельством является и уровень развития непроизводственной инфраструктуры. В этой связи необходимо рассмотреть состояние отдельных территориальных единиц района. По занимаемой территории на первом месте стоит Тюменская область (60% общей территории района), втором — Томская область (12%), третьем — Алтайский край (10,8%), четвертом — Новосибирская область (7,3%), пятом — Омская область (5,3%), шестом — Кемеровская область (4,6%). Изменения во внутрирайонном разделении труда Западно-Сибирского района показаны в табл. 2.10.7. Таблица 2.10.7 Сдвиги во внутрирайонном разделении труда Западной Сибири (в %)
Наибольшее развитие в промышленном отношении получила Тюменская область. До 1965 г. по промышленному потенциалу она занимала предпоследнее место, но с 1980 г. она вышла на первое место и потеснила на второе место Кемеровскую область. Природные условия Тюменской области весьма разнообразны. Юг ее огромной территории представляет лесостепь, а север — лесотундру и тундру. Нефтегазовые ресурсы превратили ее в один из самых перспективных регионов России. Если в 1965 г. ведущими отраслями в области были пищевая промышленность (36% товарной продукции промышленности), машиностроение (21%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (20%), легкая промышленность (11%),тов 1995 г. главенствующая роль принадлежала нефте- и газодобывающей промышленности и электроэнергетике (52%). В настоящее время Тюменская область производит 2/3 общероссийской нефти и 9/10 природного газа. Копией Тюменской области, только в уменьшенном масштабе, является Томская область. В настоящее время здесь производится 6,3% товарной продукции промышленности экономического района. Среди отраслей промышленности ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке (30%), нефтехимической (16%), лесной и лесоперерабатывающей (12%), топливно-энергетической (17%) и пищевой промышленности (10%). Кемеровская область по численности населения занимает первое место в районе (20,8%), незначительно опережая Тюменскую область (20,6%), но по плотности населения она прочно удерживает лидирующее положение (свыше 33 чел./кв. км). Это связано с высоким экономическим развитием Кузбасса. Преимущественное развитие здесь получили отрасли тяжелой промышленности, на долю которых приходится почти 2/3 общего объема индустрии (энергетика, угольная, черная и цветная металлургия, химия и тяжелое машиностроение). В настоящее время Кузбасс производит 40% электроэнергии района, 100% железной руды, чугуна и стали, 90% проката черных металлов, 99% угля, 65% чугунных и стальных труб. Характерная особенность Алтайского края — ориентация его хозяйства на сельскохозяйственное производство. В сельской местности проживает 48,3% населения. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. В результате в регионе получили развитие земледелие и животноводство, а уровень производства сельскохозяйственной продукции превратил его в одну из крупнейших житниц России. В Алтайском крае сосредоточена 1/3 общего объема производства сельского хозяйства Западной Сибири, а удельный вес сельскохозяйственной продукции составляет 35% в общем объеме валового продукта отраслей материального производства края. Эти цифры говорят об относительно слабом промышленном развитии региона. За период 1965—1995 гг. промышленность здесь развивалась в 10 раз медленнее, чем в Тюменской области, и в 3 раза медленнее, чем в Омской и Томской областях. Этот процесс находит отражение и в таком показателе, как капитальные вложения на душу населения, здесь они также ниже среднего по району на 52% переднего по Российской Федерации — на 20%. В настоящее время в Алтайском крае ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка (27% общего объема промышленной продукции), пищевая (25%), легкая (21%), химическая и нефтехимическая (18%). В регионе имеются благоприятные природно-экономические предпосылки для дальнейшего индустриального развития: выгодное экономико-географическое положение, развитая и недостаточно загруженная сеть железных дорог, практически неограниченное количество удобных для размещения промышленности площадок, богатые водные источники, близость сырьевых и топливных баз, наличие целого ряда полезных ископаемых — железной и полиметаллической руды, строительных материалов и др. В Алтайском крае имеются хорошие перспективы для развития всех отраслей промышленности, но особенно машиностроения. В Новосибирской области хорошо развито промышленное производство, хотя по территории она занимает только 7,3%, но производит 13,2% промышленной и 18,8% сельскохозяйственной продукции района. В общем объеме валовой продукции всех отраслей сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство) удельный вес новосибирской промышленности составляет 70%, По этому показателю в районе она уступает только Кемеровской и Тюменской областям, где удельный вес промышленности соответственно равен 80 и 70%. Объем производства продукции ведущей отрасли области — машиностроения и металлообработки — в 1995 г. составил 30% общего производства продукции отрасли Западной Сибири. Сложившаяся структура промышленности Новосибирской области обусловлена отсутствием открытых крупных залежей полезных ископаемых (за исключением небольших залежей высококачественного каменного угля, цементного сырья и перспективных площадей на газ и нефть). Поэтому в регионе получили развитие отрасли по производству конечной продукции на базе местного сельскохозяйственного и привозного промышленного сырья. По объему промышленного производства Новосибирская область в настоящее время занимает третье место (13,2%) в районе. В промышленной структуре ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке (40%), второе — пищевой промышленности (25%), третье — легкой промышленности (10%). Исторические условия развития промышленности наложили определенный отпечаток на размещение предприятий в области. Подавляющее их число было эвакуировано в Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Вследствие этого почти все крупные производства сосредоточены в Новосибирске. Они выпускают 87% промышленной продукции области. Остальные города области резко отстали в развитии экономики и непроизводственной инфраструктуры, что привело к ощутимым территориальным диспропорциям. В Новосибирской области следует развивать машиностроительные производства, создавая филиалы в малых и средних городах, а в самом Новосибирске новое строительство следует прекратить. За пределами Новосибирска нужно создавать новые мощности межотраслевого назначения (по выпуску инструмента, оснастки, литья, штамповки, тары, изделий из пластмасс и др.). Следует отметить и роль науки в Новосибирской области. В Новосибирском Академгородке работают ученые известного всему миру Сибирского отделения Академии наук России, где сосредоточены крупнейшие научные силы страны. Среди территориальных единиц Западной Сибири Омская область имеет много общего с Алтайским краем и Новосибирской областью. Здесь также нет крупных запасов полезных ископаемых, а промышленность развивается на базе переработки привозного промышленного и местного сельскохозяйственного сырья. Место области в экономике района определяется тем, что она занимает 5,3% территории, на которой проживает 14% населения и производится 12,1% промышленной и 17% сельскохозяйственной продукции Западной Сибири. В современной структуре промышленности Омской области ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке (25%), нефтехимии (20%), пищевой (18%) и легкой промышленности (14%), а также электроэнергетике и нефтепереработке (10%). Здесь, как и в Новосибирской области, сложились диспропорции в размещении промышленности. В Омске выпускается 92% валовой промышленной продукции, поэтому необходимо решать вопрос о более равномерном размещении промышленных предприятий на территории области. Здесь экономически оправдано строительство небольших по мощности предприятий по производству конечной продукции на базе сельскохозяйственного, лесного и привозного сырья. В территориальном разделении труда в Западно-Сибирском экономическом районе в 1965 - 1995 гг. произошли большие изменения. На первое место по промышленному потенциалу вышла Тюменская область, где сформировался крупнейший в стране нефтегазовый комплекс. В результате Томская и Тюменская области производят 43,6% товарной промышленной и 18,8% сельскохозяйственной продукции, сосредоточивают 48% основных производственных фондов Западной Сибири.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |