Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дальневосточный экономический район 2 страница




Широкое развитие производства синтетического спирта из отходов нефтепереработки поставило под сомнение целесообразность производ­ства спирта методом гидролиза древесины. Это вызвано тем, что себесто­имость гидролизного спирта на 30—35% выше, чем синтетического.

Однако гидролизный спирт, произведенный в районе, будет доста­точно конкурентоспособным по сравнению с привозным синтетичес­ким, так как затраты на транспортировку удорожают его на 80%. По­этому при дефиците в стране такого важного продукта, как спирт, яв­ляющегося сырьем развитого в Восточной Сибири производства син­тетического каучука, нецелесообразно ограничивать производство ги­дролизного спирта.

Главным направлением гидролизного производства в настоящее время принято считать производство кормовых дрожжей, оно является энергоемкой и эффективной для Сибири отраслью. Приведенные за­траты на выпуск 1 т кормовых дрожжей здесь на 20% меньше, чем в среднем по стране.

Другим направлением гидролизного производства являются про­изводства фурфурола и кристаллической глюкозы. Наибольший эффект при производстве фурфурола получается при гидролизе лиственной древесины. Затраты снижаются по сравнению с использованием хвой­ной древесины на 18—25%, однако в связи с ограниченностью таких ресурсов в Восточной Сибири выпуск фурфурола здесь экономически не оправдан.

Производство кристаллической глюкозы не представляется доста­точно эффективным из-за ее высокой себестоимости, сложности тех­нологического процесса и невысокого качества. Производство глюко­зы из пищевых продуктов значительно эффективнее, чем при гидро­лизе древесины: затраты на 45% ниже.

В многолесных районах Восточной Сибири высокоэффективно целлюлозное производство. При производстве 1 т целлюлозы получа­ется экономия на приведенных затратах в размере 25—28% по сравне­нию со средним показателем по стране.

Основным направлением развития целлюлозной промышленнос­ти в Восточной Сибири считается сульфатный способ производства. Однако более экономичный способ варки целлюлозы для Сибири — бисульфатный на растворимом основании. Это связано с тем, что един­ственным источником получения сульфата является Кулундинское месторождение (Алтайский край), мощность которого не позволяет удовлетворить спрос целлюлозных заводов Сибири и Дальнего Восто­ка. Для бисульфатного же способа варки целлюлозы используются магнезиты, большие запасы которых имеются в Савинском месторожде­нии Иркутской области и Тальском в Красноярском крае, они содер­жат 40—45% окиси магния. На Дальнем Востоке близ Хабаровска име­ется эффективное месторождение брусита, запасы которого содержат 60—70% природного гидрата окиси магния. Брусит может употреблять­ся в производстве целлюлозы в сыром виде, без обжига. Этот способ варки является более прогрессивным, чем сульфатный. Он дает высокий выход целлюлозы, себестоимость производства которой при про­чих равных условиях на 15% ниже, оборот варки сокращается в 1,5 раза.

В результате целого ряда причин в современном размещении лесоперерабатывающей промышленности страны имеются крупные дис­пропорции. Почти 45% производственных мощностей лесопиления размещено в малолесных и безлесных районах страны. Обеспечение сырьем этих предприятий осуществляется за счет поставок круглого леса из многолесных рационов. Неправомерно было бы полагать, что дан­ную ситуацию можно быстро изменить. Очевидно, что необходимость поставок круглого леса из многолесных районов сохранится в течение 8—10 лет, при этом будут уменьшаться как относительные, так и абсо­лютные показатели перевозок.

В связи с этим целесообразно изучить вопрос о возможности ре­конструкции большинства лесопильных заводов малолесных районов с ориентацией их на переработку не круглого леса, а привозных пило­материалов. Расчеты по определению оптимального размещения лесоперерабатывающей промышленности позволяют дать рекомендации о направлениях в развитии лесоперерабатывающей промышленности Сибири.

По сравнительной эффективности производства лесоперерабаты­вающей промышленности на первом месте стоит Иркутская область. Расширение производства лесопродукции в этом районе может дать 300 руб. экономии на каждую тысячу рублей дополнительно выпущен­ной продукции.

Но если мы учтем транспортные расходы по доставке продукции лесной и лесоперерабатывающей промышленности потребителям, то распределение многолесных районов по шкале эффективности несколько изменится, особенно сибирских районов, ввиду того, что ос­новные потребители продукции находятся на западе от Сибири на боль­шом расстоянии.

Сравнительный анализ транспортных затрат на грузоперевозки из районов Сибири по таким видам продукции, как круглый лес и пило­материалы (транспортные расходы в среднем по круглому лесу состав­ляют 37%, а по пиломатериалам — 28% по отношению к производст­венным расходам), показывает, что Тюменская и Томская области как поставщики этой продукции находятся в лучшем положении, чем их восточные соседи — Иркутская область и Красноярский край. Так, сум­марные затраты на поставку круглого леса из Иркутской области в Сред­нюю Азию на 20% выше, чем из Тюменской области. Следовательно, Томская область, а особенно Тюменская область с ее большими лесосырьевыми ресурсами, являются эффективными производителями то­варного круглого леса для снабжения им потребителей в районах к за­паду от Сибири.

Относительная эффективность производства продукции глубокой переработки древесины с учетом затрат на перевозку в Тюменской об­ласти значительно ниже, чем в Иркутской области и Красноярском крае. Доля транспортных расходов на единицу целлюлозно-бумажной продукции относительно невелика по сравнению с затратами на ее про­изводство (5—7%). Экономия на транспортных расходах не перекры­вает сравнительно большой разрыв в затратах на производство (15%). Следовательно, в ближайшие годы нет экономических предпосылок развивать в Томской и Тюменской областях отрасли глубокой перера­ботки древесины такими же темпами и в таких же объемах, как в Ир­кутской области и Красноярском крае. Это, конечно, не значит, что лесные ресурсы мелкотоварной, дровяной древесины и отходов в не­которых районах Томской и Тюменской областей не следует пускать на химическую переработку Это касается, например, сырьевых баз, тяго­теющих к Верхне-Кондинскому, Тавдинскому, Сургутскому, Тобольско­му и Асиновскому районам. Но общая тенденция развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности в этих областях на ближай­шую перспективу с учетом объема производства сырья и лимитов ка­питальных вложений такова, что нецелесообразно форсировать ее раз­витие в ущерб более экономически эффективным районам.

Машиностроение и металлообработка — одна из ведущих отраслей в промышленной структуре Восточной Сибири. На ее долю приходится 12% основных промышленно-производственных фондов и 25% числен­ности промышленно-производственного персонала. Район производит 3% от общероссийского объема продукции машиностроения и метал­лообработки.

Развитие машиностроения и металлообработки в Восточной Си­бири значительно отличается от Западной Сибири. В настоящее время в Восточной Сибири машиностроение не имеет решающего значения в народнохозяйственном комплексе района. На его долю приходится 15% всей товарной промышленной продукции. Этот показатель не сви­детельствует о высоком уровне развития машиностроительной промы­шленности. Он отражает общий невысокий уровень развития других отраслей промышленного производства, определяющих специализа­цию района, прежде всего нефтехимической, цветной металлургии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Это подтвержда­ется более низкими темпами развития машиностроения в Восточной Сибири по сравнению с другими районами. В результате объем произ­водства машиностроительной продукции на душу населения в Восточ­ной Сибири в настоящее время ниже по сравнению с Поволжьем в 5,5 раза, Уралом — в 5 раз, Западной Сибирью — в 3,3 раза.

Машиностроительный комплекс Восточной Сибири не имеет ярко выраженного профиля. Здесь развито 12 отраслей машиностроения и металлообработки. При этом сравнительно заметное долевое участие (от 3 до 5%) в российском производстве имеют семь отраслей: произ­водство оборудования для горнорудной промышленности (драги для золотодобывающей промышленности), подъемно-транспортное маши­ностроение (мостовые краны), станкостроение, электротехническое машиностроение, автомобильное машиностроение (автоприцепы), сель­скохозяйственное машиностроение (зерноуборочные комбайны), про­изводство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Их удельный вес в общем объеме машиностроения и металлообработ­ки района составляет 55,2%. Остальные отрасли являются обслужива­ющими.

О недостаточном уровне развития машиностроительной и метал­лообрабатывающей промышленности в Восточной Сибири свидетель­ствует также высокий удельный вес ремонтных работ, которые в 1995 г. в общем объеме товарной продукции составили 33%.

На первый взгляд, структура производства машиностроительного комплекса отвечает специализации хозяйства Восточной Сибири, так как в общем объеме производства основная доля машиностроения приходит­ся на такие отрасли, как тяжелое, электротехническое, сельскохозяйст­венное машиностроение и станкостроение. Причем производство продук­ции указанных отраслей в 1,2 раза превышает ее потребление.

Несмотря на сравнительно узкую отраслевую специализацию ма­шиностроительной промышленности номенклатура производимой продукции настолько обширна, что это должно бы способствовать ком­плексному развитию отрасли и удовлетворению потребностей народ­ного хозяйства района. Однако только 20% внутрирегионального по­требления покрывается за счет собственного производства, 80% — за счет ввоза из других районов страны. При этом межрайонные эконо­мические связи машиностроения имеют свои особенности. Если для экономических районов европейской зоны присущ обмен грузами в ос­новном внутри своей зоны, то для Восточной Сибири характерен об­мен главным образом с районами других зон.

Из европейских районов в Восточную Сибирь ввозятся металло­емкое, крупногабаритное и малотранспортабельное оборудование и машины. Затраты на транспорт составляют 12—15% их стоимости. Такое положение вызвано тем, что сложившаяся специализация маши­ностроительных заводов района в некоторых отраслях не соответству­ет не только потребностям Восточной Сибири, но и Западной Сибири и Дальнего Востока. Потребность района во фрезерных станках на 95% удовлетворяется за счет ввоза из других регионов, в том числе 75% по­ставляется с предприятий европейской части страны. Одновременно 98% фрезерных станков с иными техническими характеристиками, выпускаемых Иркутским станкостроительным заводом, вывозится за пределы района, из них 88% — в районы европейской части страны.

Не соответствует местным потребностям и номенклатура произ­водимых подъемно-транспортных машин. Завод «Сибтяжмаш» в Крас­ноярске выпускает крупные электрические мостовые и металлургиче­ские краны, для производства которых 63% проката черных металлов завозится ежегодно с Урала. Электродвигатели и всю крановую элект­роаппаратуру завод получает из Центрального района. При этом 70% мостовых электрокранов и 82% металлургических кранов вывозится на Урал, в Центрально-Черноземный район.

Таким образом, современный технико-экономический уровень машиностроительного комплекса Восточной Сибири, несмотря на многоотраслевую структуру, не соответствует экономическому развитию региона и особенно ведущих отраслей народного хозяйства. Узость специализации большинства машиностроительных предприятий, име­ющих общероссийское значение, вызывает несоответствие между про­изводством и потреблением машин и оборудования внутри района. В результате межрайонные связи Восточной Сибири по машинострои­тельной продукции приводят к большим транспортным издержкам, снижающим экономические показатели работы машиностроительных предприятий региона.

Машиностроение Восточной Сибири в основном размещено в крупных городах: Красноярске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Абакане, Братске, Ангарске, Шелехове, Минусинске и др.

Предстоящий рост масштабов горнорудных работ в районе вызы­вает необходимость резкого увеличения производства продукции тя­желого машиностроения, потребление которого в ближайшей перспек­тиве должно возрасти в 2,5—3 раза. Крупнейшим в стране специали­зированным предприятием по производству экскаваторов, роторных угледобывающих комплексов, отвалообразователей становится строя­щийся Красноярский завод тяжелого машиностроения (Крастяжмаш). Он уже выпускает мощные экскаваторы для открытой добычи угля в Канско-Ачинском бассейне производительностью 8 млн т угля в год.

В комплексе транспортного машиностроения выделяется Абакан­ский вагоностроительный завод, который в настоящее время производит платформы-контейнеры. В 1990 г. он начал выпускать восьмиостные по­лувагоны и цистерны для перевозки химических реактивов. На заводе так­же введены в эксплуатацию вспомогательные производства — литей­ное, штамповочное, колесных пар, автосцепок. Пуск на полную мощ­ность Абаканского вагоностроительного завода даст возможность об­новить вагонный парк страны, снизить трудовые затраты на погрузо-разгрузочных работах в транспортной системе, повысить на 12—15% пропускную способность железнодорожных станций и портов.

В Восточной Сибири экономически выгодно размещать малотру­доемкое, энергоемкое и малотранспортабельное машиностроение.

Большинство территорий района расположено в экстремальных природно-климатических условиях, поэтому сельскохозяйственное производство получила развитие в основном в южной части. Затраты на продукцию сельского хозяйства в Восточной Сибири различны. Зернопродукция здесь обходится на 5—7% дороже, молоко — на 8—10%, чем в целом по стране. Затраты на производство мяса на 3—5%, шерсти — на 7—10% меньше общероссийских.

Обеспеченность населения Восточной Сибири продуктами за счет собственного производства составляет: по зерну — 85%, картофелю —100%, овощам — 60%, мясу — 75%, молоку — 77%.

Сельскохозяйственные угодья в районе занимают 23 млн га (в том числе пашня — 9 млн га). Большая часть пашни приходится на Красно­ярский край (44%), Иркутскую (19%) и Читинскую (21%) области, а пастбищ — на Читинскую область (33%), Туву (30%), Красноярский край (20%) и Бурятию (12%).

В Красноярском крае и Иркутской области преобладает земледелие. В этих регионах производится 75% зерна. Среди зерновых выделяются яровая пшеница, которая занимает 45% посевных площадей, овес — 11%, ячмень — 7%. Кормовые культуры занимают 32% посевных пло­щадей, картофель и овощи — 4,5%, технические культуры (лен-долгу­нец, подсолнечник и сахарная свекла) — 0,5%. Важнейшей задачей в области земледелия является повышение урожайности культур. По уро­жайности зерновых району принадлежит предпоследнее место в Рос­сии, он опережает только Северо-Западный район (в Восточной Сиби­ри урожайность на 20—25% ниже среднероссийских показателей).

Животноводство в Восточной Сибири представлено разведением крупного рогатого скота, овец, коз и оленеводством. Основная зона разведения крупного рогатого скота — Красноярский край (33%), Иркутская (22%) и Читинская (21 %) области. По поголовью овец ведущие позиции принадлежат Читинской области (45%), Красноярскому краю (22%), Бурятии (19%) и Туве (10%). Большая часть поголовья северных оленей сосредоточена на севере Красноярского края (почти 90%).

Важнейшей задачей сельскохозяйственного производства в Вос­точной Сибири является его интенсификация, за счет которой оно мо­жет полностью обеспечить район зерном, молоком, картофелем, на 90% овощами и мясом.

Для Восточной Сибири большое значениеимеет транспортное об­служивание, особенно северных территорий. Строительство мощных гидроэлектростанций повлекло за собой прокладку железнодорожных и автомобильных магистралей. На территории сооружались ответвле­ния от Транссибирской железнодорожной магистрали. После Великой Отечественной войны были построены железные дороги на участках: Тайшет — Лена; Ачинск — Абакан; Улан-Удэ — Наушки; Карымская — Борзя — Забайкальск; Борзя — Соловьевск. Для расширения межрай­онных связей с Западной Сибирью были созданы два выхода в Кузбасс: железные дороги Новокузнецк — Абакан — Тайшет; Белово — Ачинск. Построена железная дорога Хребтовая — Усть-Ильимск к крупной гид­роэлектростанции. На территории района берет свое начало Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (Усть-Кут). Большое значение для освоения природных ресурсов Красноярского края имеет строи­тельство железнодорожной магистрали Абалаково — Норильск. В на­стоящее время заканчивается строительство железнодорожной ветки на участке Решоты — Богучаны. Плотность железных дорог в районе за 1946—1995 гг. увеличилась почти в 3 раза и составляет 21 км (в среднем по России — 51 км) на 10 тыс кв. км.

Суммарные транспортные расходы, включая погрузо-разгрузочные работы, составляют ориентировочно свыше 1 млрд руб. (в старых це­нах). Объем капитальных вложений в транспорт к началу 1996 г. — 15% к общему объему в народное хозяйство района.

На территории района создан трубопроводный транспорт. Первым был сооружен нефтепровод Туймазы (Башкирия) — Омск — Красно­ярск — Иркутск, который в 3 раза удешевил доставку поволжской неф­ти в район. В 70-х гг. она была заменена более дешевой западно-сибирской. Новый нефтепровод Нижневартовск — Томск — Анжеро-Суд­женск — Красноярск — Ангарск сократил в 2,5 раза путь нефти в Вос­точную Сибирь.

Большое значение имеет речной транспорт, который эффективно дополняет железные дороги и Северный морской путь. Важную роль играют морские порты Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. Водным транспортом ежегодно перевозится почти 8 млн т грузов.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием за пе­риод 1946—1996 гг. увеличилась в 4,5 раза. Автодороги строились па­раллельно железным дрогам, был также реконструирован Усинский ав­томобильный тракт Абакан — Кызыл, проложена новая автомагистраль Абаза — Ак-Довурак. По протяженности автомобильных дорог с твер­дым покрытием Восточная Сибирь занимает шестое место в стране (63 тыс км). Удельный вес района по территории — 23,7%, по протя­женности автодорог с твердым покрытием — 9%.

Численность рабочих и служащих на всех видах транспорта в 1995 г. по стране составила около 5 млн чел., или 7% общей численности заня­тых в народном хозяйстве. В Восточной Сибири численность занятых на транспорте — 375 тыс чел., или 7,5% от общей численности занятых в народном хозяйстве района.

Основной поток грузов Восточной Сибири имеет западное и юго-западное направления. На них приходится 80% вывоза и 75% ввоза всех грузов. Межрайонные связи осуществляются железнодорожным, морским, трубопроводным и автомобильным транспортом. Структура меж­районных связей района по отправлению грузов выглядит следующим образом: железнодорожный транспорт — 85%, морской — 10%, автомо­бильный — 4,8%, авиационный — 0,2%. По прибытию грузов структура выглядит иначе: железнодорожный транспорт — 70,7%, трубопровод­ный — 15%, морской — 8%, автомобильный — 6%, авиационный — 0,3%. Во внутрирайонных перевозках на железнодорожный транспорт прихо­дится 70%, речной — 19,8%, автомобильный — 9%, авиационный — 1,2%.

Большая часть вывозимых грузов отправляется в Западную Сибирь (42%), в Среднюю Азию и Казахстан (22%), на Урал (21 %), на Дальний Восток — 15%. В Западную Сибирь (в основном в Кузбасс) направляет­ся железная руда, лесопродукция (крепежный лес), цемент, концент­раты цветных металлов, продукция тяжелого машиностроения и др. В Восточную Сибирь завозятся нефть и нефтепродукты, прокат чер­ных металлов, нефелины, бокситы, зерно, машины и оборудование и др. Завозимые грузы в основном поступают из Западной Сибири (48%) и с Урала (30%). Восточная Сибирь вывозит в 2,5 раза больше грузов, чем ввозит.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

 

Территория Восточно-Сибирского экономического района, равная почти 1/4 страны, имеет большие внутренние различия в направлении и уровне хозяйственного развития. В настоящее время можно выделить два крупных экономических района — Ангаро-Енисейский (Красно­ярский край и Иркутская область) и Забайкальский (Бурятия, Тува, Чи­тинская область). Специализирующими отраслями Ангаро-Енисейского района являются угледобыча, электроэнергетика, производство алю­миния, нефтехимических продуктов, лесозаготовки, выпуск целлюло­зы, бумаги и др., профиль Забайкальского — добыча и первичная пере­работка руд цветных металлов, отдельные отрасли машиностроения, асбестовая, легкая промышленность и пищевая промышленность.

На территории Восточной Сибири наиболее развитым в промыш­ленном отношении является Красноярский край, на долю которого при­ходится 45% промышленного и 28% сельскохозяйственного производ­ства района. Почти весь народнохозяйственный комплекс размеща­ется вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и к югу от нее (около 90%). На территории района получили развитие пять про­мышленных районов. Хакасско-Минусинский располагает угольными ресурсами Минусинского бассейна и железными рудами Саяно-Кузнецкой горной системы. В хозяйственном отношении территория рай­она хорошо освоена. Здесь сосредоточена значительная часть населе­ния и промышленных предприятий (25%) Красноярского края, проложены важные транспортные магистрали. В районе расположено Сорское месторождение молибдена, эксплуатация которого имеет важное общероссийское значение. Добыча молибденовых руд осуществляется открытым способом, что в сочетании с высоким качеством руд обус­ловливает получение молибденового концентрата с лучшими технико-экономическими показателями в стране. Основой экономического раз­вития района является Саяно-Шушенская гидроэлектростанция (круп­нейшая в России), на базе которой работает мощный алюминиевый завод. Помимо этого здесь хорошо развито машиностроение (Абакан­ский вагоностроительный завод), пищевая промышленность и сельское хозяйство. В перспективе могут возникнуть крупные мощности по про­изводству желтого фосфора, качественных сталей, машин и оборудо­вания для энергетики и др.

Канско-Ачинский промрайон продолжает наращивать мощности по добыче бурого угля и выработке тепловой энергии. В западной части начато освоение крупных месторождений нефелиновых руд. На терри­тории Ужурского региона находятся огромные запасы нефелинов, вы­сококачественных известняков, требующихся в больших количествах для получения глинозема, и дешевое топливо, что в совокупности обес­печивает получение глинозема с наименьшей в стране стоимостью. В настоящее время производство глинозема на базе нефелинов создано в Ачинске. Северную часть промрайона занимает Канско-Тасевская соленосная провинция, в которой сосредоточены миллиардные запа­сы высококачественной каменной соли. Эти ресурсы будут иметь важ­ное районообразующее значение при формировании энергопромыш­ленного узла в Канске. На территории промрайона имеются благоприятные возможности для организации промышленной добычи стеколь­ных и формовочных песков, каолина, известняков и доломитов.

На территории Центрально-Красноярского промрайона расположе­ны крупнейший узел Красноярск и его спутник — город энергетиков Дивногорск. Основной промышленный потенциал промрайона сосре­доточен в Красноярске (90%). Здесь функционирует свыше 500 про­мышленных предприятий. В промышленной структуре узла веду­щее место занимают энергетическая, алюминиевая, нефтехимическая, машиностроительная, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая отрас­ли. Промрайон хорошо обеспечен железнодорожным и водным транс­портом. Из полезных ископаемых можно отметить месторождения стро­ительных материалов.

Нижнеангарский промышленный район — крупнейший в Восточной Сибири по запасам уникальных ресурсов. Из общих балансовых запа­сов полезных ископаемых Восточно-Сибирского района в пределах промрайона сосредоточено 70% свинца, 47% железных руд, 42% бок­ситов, 62% талька, 43% доломитов, 37% кварцитов, 51% тугоплавких глин. Часть ресурсов в настоящее время еще не учтена во всероссий­ских балансах (сурьма, титан, поваренная соль, железные руды Северо-Енисейского региона и др.). Крупнейшие ресурсы нефелиновых руд Средне-Татарского месторождения слабо изучены и учитываются в ка­честве забалансовых запасов. Использование природных богатств это­го промрайона рассматривается в настоящее время как важная народ­нохозяйственная задача ближайшего будущего, поскольку на их базе возможно формирование эффективного территориально-производст­венного комплекса общероссийского значения. Выработка дешевой гидроэлектроэнергии Богучанской, а затем Средне-Енисейской и Осиновской гидроэлектростанциями обеспечит широкое развитие энерго­емких производств цветной металлургии, химической, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Хорошие перспективы имеют­ся по освоению Горевского месторождения свинца и цинка, Нижнеан­гарского и Татарского месторождений железных руд. Решающую роль в вовлечении в народнохозяйственный оборот полезных ископаемых будет играть развитие транспортной сети промрайона. Его развитие находится в прямой зависимости от строительства железной дороги Абалаково — Норильск.

Нижне-Енисейский (Норильский) промышленный район занимает обширную, весьма перспективную в отношении различных полезных ископаемых северо-западную часть Сибирской платформы. Он харак­теризуется суровыми природно-климатическими условиями и удален­ностью от основных промышленных центров Сибири. В условиях воз­действия на эффективность производства целого ряда удорожающих факторов объектами освоения здесь становятся обычно лишь те при­родные ресурсы, которые отличаются своими уникальными качествен­но-количественными параметрами или же дефицитностью. К концу 40-х гг. здесь сформировался крупный Норильский промышленный узел на базе медно-никелевых руд. В настоящее время его сырьевая база зна­чительно укрепилась в связи с открытием новых крупных месторожде­ний комплексных руд — Октябрьского и Талнахского. Расширение Но­рильского узла обусловлено строительством гидроэлектростанции на р. Хантайке и газопровода Месояха (Тюменская область) — Норильск. Вблизи от Норильска разрабатываются месторождения угля Тунгусского бассейна, кварциты и цементное сырье г. Рудной и Кайерканского месторождения. Западные районы Тунгусского угольного бассейна пред­ставляют собой крупнейшую в России графитоносную провинцию, в пределах которой известны крупные месторождения высококачествен­ного графита — Ногинское, Курейское и др. По качеству графит, содер­жащий 86% углерода, близок к мексиканскому, имеющему большой спрос на мировом рынке. В настоящее время Ногинское месторожде­ние является монопольным поставщиком кристаллического графита в России.

Транспортные связи Норильска осуществляются через порт Дудин­ка, с которым он соединен железной дорогой. Норильск может иметь железнодорожную связь Норильск — Новый Уренгой, но наиболее эф­фективным будет участок Норильск — Абалаково.

Второе место по экономическому развитию в Восточной Сибири занимает Иркутская область. Она производит 30% промышленной и 24% сельскохозяйственной продукции района.

На территории области выделяются три промышленных района. Из них наиболее развитый в промышленном отношении — Иркутско-Черемховский. Здесь сосредоточена большая часть промышленного потенциала области (более 60%). Профиль промрайона определяют гидроэлектроэнергетика, угольная, нефтехимическая, нефтеперераба­тывающая, алюминиевая, машиностроительная отрасли индустрии. Ведущее место среди полезных ископаемых занимают угли (Иркутский бассейн), соль (Ангаро-Ленский бассейн), стекольные и формовочные пески, гипс и др. Крупными промышленными объектами в районе яв­ляются Иркутская ГЭС, Шелиховский алюминиевый завод, завод тя­желого машиностроения в Иркутске, кабельный завод, нефтеперера­батывающий и нефтехимический комбинаты в Ангарске и др. В пер­спективе здесь получат развитие отрасли машиностроения и химичес­кой промышленности.

Зимино-Тулунский промышленный район богат нерудными полезны­ми ископаемыми. Большинство месторождений расположено в горной местности, что осложняет их разработку. Из месторождений наиболее эффективными являются Онотское тальковое, Савинское магнезито­вое, Слюдянское флогопитовое. Крупнейшее в мире — Савинское мес­торождение магнезитов. Его запасы превышают 2 млрд т. Магнезиты отличаются высоким качеством и могут использоваться для изготовления металлургического порошка и металлургического магния. Слюдянские флогопиты являются базой Иркутского завода по производству слюды. В регионе формируется крупнейший Зиминский электрохими­ческий комбинат на базе ресурсов поваренной соли Тыретского и Зиминского месторождений.

Братско-Тайшетский промышленный район выделяется наличием крупных гидроэнергоресурсов, железных руд и лесных ресурсов. Здесь сосредоточено 20% балансовых запасов железных руд Восточной Си­бири. Месторождения железных руд сосредоточены в трех группах — Ангаро-Илимской, Ангаро-Катской и Ангаро-Чунской. Всего извест­но 25 месторождений со средним содержанием железа в рудах 35—42%. В настоящее время эксплуатируется Коршуновское месторождение (Ангаро-Илимская группа), руда которого поставляется в Новокузнецк. Базу промрайона составляют две крупные ГЭС — Братская и Усть-Илимская, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат в Братске, Усть-Илимский целлюлозный завод, Коршуновский горно-обогатительный комбинат и др. В перспективе здесь возможно строи­тельство крупного металлургического завода (Тайшет).

Читинская область занимает третье место в Восточной Сибири по экономическому потенциалу. На ее долю приходится 12% промышлен­ного и 22% сельскохозяйственного производства. Ведущую роль в про­мышленности области занимает горнорудная индустрия, цветная ме­таллургия, лесная промышленность, машиностроение и металлообра­ботка. Наиболее развитым в индустриальном отношении является Вос­точно-Забайкальский промышленный район в верхнем течении рек Аргуни и Шилки. Здесь ведется добыча золота, олова, свинца, вольф­рама, молибдена, заготавливается и перерабатывается древесное сырье. Обрабатывающая промышленность — машиностроение, деревообработ­ка и пищевая — размещена в Чите (свыше 75% промышленного потен­циала области). Значительными индустриальными центрами являются Сретенск, Дарсун, Петровск-Забайкальский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.