Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация рассмотрения




Рассмотрение кассационных, частных и апелляционных жалоб по уголовным делам осуществляется в соответствии с нормами, содержащимися в главах 43—45 УПК РФ.

На начальном этапе работы важно проверить, проданы ли жалобы в сроки, установленные ст. 356 УПК РФ (10 суток с момента провозглашения приговора, а осужденными, содержащимися под стражей — 10 суток с момента вручения приговора), убедиться, что жалобы соответствуют требованиям, содержащимся в ст. 363 и 375 УПК РФ. Необходимо также учитывать, что рассмотрение дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток с момента поступления апелляционной жалобы или представления, а в кассационном порядке — не позднее одного месяца с момента поступления дела в суд кассационной инстанции.

Существует также ряд правил, касающихся оформления дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном или кассационном порядке, содержащихся в названной Инструкции.

На жалобах и представлениях уполномоченный на то работник суда отмечает время их поступления в суд. К жалобам и представлениям, полученным по почте, для определения даты их подачи приобщаются конверты.

Уголовное дело с жалобой или представлением, поступившее от мирового судьи для рассмотрения в апелляционном порядке, регистрируется на учетно-статистической карточке (форма № 5.2) и в алфавитном указателе (форма № 5-б) в порядке, установленном разделом 3 Инструкции, и передается председателю суда. Не позднее следующего рабочего дня дело с апелляционной жалобой передается для рассмотрения судье.

Апелляционные жалобы, поступившие непосредственно в районный суд, подлежат возвращению мировому судье, рассмотревшему дело, для надлежащего оформления и направления в апелляционную инстанцию.

Кассационные жалобы, представления подаются через районный суд, принявший решение. В случаях, предусмотренных законом, кассационные жалобы, представления и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле, либо по числу лиц, чьи интересы затронуты в жалобе.

Лицо, подающее кассационную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на которой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей подписью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление.

Осужденные, содержащиеся под стражей, извещаются о подаче представления или жалобы, а также о направлении дела в кассационную инстанцию через начальника соответствующего места предварительного заключения.

Осужденному или оправданному обязательно вручается копия представления или жалобы потерпевшего.

После получения кассационной жалобы (представления) ее копии с приложением письменных доказательств не позднее следующего дня направляются участникам процесса, чьи интересы затронуты в жалобе.

Возражения или объяснения, поступившие на жалобу или представление по уголовному или гражданскому делу, приобщаются к делу или в течение суток направляются в дополнение к делу в вышестоящий суд.

По истечении срока, установленного для обжалования приговора, а если поступили замечания на протокол судебного заседания, то и после их рассмотрения в установленный законом срок, дело с жалобой или представлением направляется в вышестоящий суд с сопроводительным письмом (форма № 43), при этом по гражданским делам суд первой инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы (представления) в кассационном порядке, по уголовным делам стороны извещаются лишь о направлении дела в вышестоящий суд.

Вместе с уголовным делом канцелярия суда направляет в вышестоящий суд заполненные статистические карточки на подсудимого и на всех лиц, осужденных или оправданных по делу, либо в отношении которых дело было прекращено, а также на лиц, признанных судом невменяемыми. Контрольные талоны статистических карточек направляются в установленном порядке управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте РФ для контроля за результатами рассмотрения дела судом второй инстанции.

По уголовному делу, по которому подсудимые совершили оконченные преступления, связанные с причинением ущерба имуществу, вместе с делом в вышестоящий суд, кроме того, направляется заполненная карточка по учету сумм ущерба. Правильность оформления дела, направляемого в кассационную инстанцию, проверяет работник суда, в чьи обязанности это входит в соответствии с должностной инструкцией, а также председательствующий по делу.

Дата направления дела в кассационную инстанцию и дата возвращения дела в суд, результаты кассационного рассмотрения отмечаются в учетно-статистической карточке.

В суде должны быть заведены журналы учета уголовных и гражданских дел, направленных на рассмотрение в кассационную инстанцию (форма № 44-а).

Организация технической работы по назначению кассационных заседаний регламентирована также Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов.

Рассмотрение надзорных жалоб и представлений по уголовным делам осуществляются в соответствии с нормами главы 48 УПК РФ. При этом важно проверить, подана ли жалоба или представление надлежащим лицом, указанным в ст. 402 УПК РФ, и соответствует ли она требованиям, установленным в ст. 404 УПК РФ.

Если требования данных норм закона не соблюдены, то жалоба с приложенными к ней материалами подлежит возврату заявителю с разъяснением, почему она не может быть принята к рассмотрению. Уголовно-процессуальный закон не требует вынесения отдельного судебного постановления о возврате жалоб и представлений, не отвечающих требованиям закона. Более того, на практике такие жалобы возвращаются аппаратом суданадзорной инстанции.[78]

Общие требования по техническому оформлению надзорных жалоб или представлений сводятся к следующему.

Жалобы, присланные по почте или принятые на личном приеме, регистрируются работником аппарата суда в журналах (формы № 28 и 30) или на карточках в день их поступления в суд.

Перед регистрацией работник аппарата суда обязан проверить, не являются ли эти жалобы повторными.

Повторными считаются жалобы: поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу на решение, принятое по ранее поданной жалобе; на несвоевременное рассмотрение предыдущих жалоб, если истекли сроки, установленные для их разрешения.

В соответствии со ст. 412 УПК РФ внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее отставивший их без удовлетворения, не допускается. В случае их внесения такие жалобы или представления подлежат возврату лицу, их направившему, с разъяснением данного требования уголовно-процессуального закона.

Для облегчения поиска на каждую жалобу заводится алфавитная карточка. Алфавитные карточки хранятся в картотеках отдельно на уголовные и гражданские дела. Кроме того, для удобства поиска могут использоваться компьютерные базы данных.

На жалобе проставляется регистрационный номер, который состоит из индекса президиума (4), буквального обозначения категории дела ("у" — уголовное дело) и порядкового номера по журналу регистрации жалоб.

Такой же номер проставляется на алфавитной карточке и на обложке истребованного по жалобе дела.

На каждую надзорную жалобу заводится отдельное производство.

После рассмотрения жалобы судьей суда надзорной инстанции в журнале или на карточке указывается результат рассмотрения.

Жалоба, по которой председателем суда принято решение об истребовании дела, находится на контроле до поступления его из районного суда. В районный суд направляется требование о высылке дела.

Вместе с отклоненной жалобой в производстве хранятся: постановление судьи об отказе в удовлетворении жалобы; копия сообщения председателя суда об отклонении жалобы в порядке ч. 4 ст. 406 УПК РФ.

Присланные с жалобами документы, в случае отклонения жалоб, подлежат возвращению заявителям.

Рассмотрение заявлений в порядке гражданского судопроизводства. Жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства подразделяются на жалобы, подлежащие рассмотрению по первой инстанции, в кассационном и апелляционном порядке, и в надзорном порядке.

По первой инстанции в основном рассматриваются заявления (жалобы) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Рассмотрение этих заявлений производится в соответствии с нормами главы 25 ГПК РФ. При подготовке к рассмотрению дел данной категории необходимо установить:

а) чьи действия (бездействие) обжалуются. Если оспариваются действия лиц, не указанных в ст. 254 ГПК РФ, то оснований для рассмотрения дела в порядке, установленном нормами главы 25 ГПК РФ не имеется;

б) какие конкретно права и свободы граждан нарушены, либо какие препятствия к осуществлению прав и свобод созданы, либо какая обязанность возложена на гражданина или к какой ответственности он привлечен. При отсутствии в заявлении сведений, подтверждающих реальность факта затрагивания прав и свобод гражданина, он не может быть принят к рассмотрению;

в) соблюдены ли сроки обращения с заявлением в суд. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин имеет право обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о том, что его права и интересы затронуты. Пропуск срока не является основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению по существу, однако, если суд не признает причины пропуска срока уважительными, то в удовлетворении заявления может быть отказано только по этому основанию, вне зависимости от оценки законности действий (бездействия) должностных лиц.

Оформление гражданских дел данной категории производится в соответствии с общими требованиями по порядку делопроизводства, установленными Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

К числу отдельных категорий принадлежат дела об оспаривании (обжаловании) нормативных правовых актов, о приостановлении деятельности политических партий и общественных объединений, об обжаловании действий (бездействия) избирательных комиссий, о приостановлении или прекращении полномочий судей либо прекращении их отставки. Подсудность этих дел определена в ст. 26—27 ГПК РФ. Организация деятельности судов по рассмотрению данных дел строится в соответствии с требованиями к делопроизводству, установленными в данных судах.

Работа по рассмотрению апелляционных и кассационных жалоб и представлений по гражданским делам организуется в соответствии с требованиями норм, содержащихся в главах 39 и 40 ГПК РФ.

При принятии жалоб и представлений данной категории судье следует установить:

а) подана ли жалоба или представление надлежащим лицом (ст. 320, 336 ГПК РФ);

б) соблюден ли срок на подачу жалобы или представления (ст. 321, 338 ГПК РФ);

в) соответствует ли содержание жалобы или представления требованиям закона (ст. 322, 339 ГПК РФ);

г) оплачена ли государственная пошлина;

д) приложены ли копии жалоб или представлений по числу лиц, участвующих в деле.

При несоблюдении указанных требований жалоба остается без движения по определению судьи того суда, через который подается жалоба или представления. В случае неустранения недостатков в срок, назначенный судьей, жалоба или представление возвращается лицу, его подавшему, по отдельному определению.

Оформление гражданских дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном и кассационном порядке, производится по общим правилам делопроизводства, установленным инструкциями посудебному делопроизводству в районном суде и в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов.

Организация работы по рассмотрению надзорных жалоб и представлений по гражданским делам строится в соответствии с требованиями норм, содержащихся в главе 41 ГПК РФ.

При рассмотрении надзорных жалоб и представлений следует устанавливать:

а) подана ли жалоба или представление надлежащим лицом (ч. 1 ст. 376 ГПК РФ);

б) соблюдены ли правила подсудности, установленные ст. 377 ГПК РФ;

в) не пропущен ли годичный срок с момента вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ);

г) соблюдены ли требования закона по содержанию жалобы или представления (ст. 378 ГПК РФ).

В том случае, если указанные требования не соблюдены, жалоба возвращается судьей суда надзорной инстанции без рассмотрения по существу в течение 10 дней. При этом по смыслу ст. 380 ГПК РФ судья должен вынести определение о возвращении жалобы или представления, в котором следует указать основания возвращения жалобы.

На практике возникают вопросы о возможности обжалования данных определений, если заявитель не согласен основаниями, указанными в определении судьи о возвращении жалобы без рассмотрения по существу. Хотя гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования подобных определений, представляется, что было бы неправильным оставлять их вне сферы контроля со стороны председателя соответствующего суда и вышестоящей надзорной инстанции.

В целях осуществления такого контроля допустимо рассматривать жалобы на указанные определения по аналогии закона (ч. 3 ст. 11 ГПК РФ) в порядке реализации полномочий председателя соответствующего суда (ч. 6 ст. 381 ГПК РФ) и вышестоящего суда надзорной инстанции (ч. 2 ст. 381 ГПК РФ). Например, если судья областного суда ошибочно вынес определение о возвращении надзорной жалобы без рассмотрения по существу по одному из оснований, указанных в ст. 380 ГПК РФ, председатель областного суда вправе не согласиться с таким определением и со ссылкой на ч. 3 ст. 11 и ч. 6 ст. 383 ГПК РФ вынести свое определение о направлении основной надзорной жалобы судье для рассмотрения в порядке, установленном ч. 2 ст. 381 ГПК РФ.

Данная позиция не является бесспорной и приведена лишь в качестве предложения варианта решения одного из проблемных вопросов применения норм ГПК РФ.

Организация рассмотрения жалоб по делам об административых правонарушениях. Особенности рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях определены в главе 30 КоАП РФ. Разъяснения о порядке применения норм КоАП даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В ст. 30.1 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано соответствующими заинтересованными лицами:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В ст. 30.2 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Порядок совершения действий по подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении определен в ст. 30.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

В ст. 30.6—30.7 КоАП РФ определен порядок рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и вынесения решения. В ст. 30.9 КоАП РФ установлены правила пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

В ст. 30.11 КоАП РФ определен порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решениях по результатам рассмотрения жалобы, протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Вступившие в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Судьи Верховного Суда РФ таким правом не наделены.

В случае принятия решения об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений указанные председатели судов и их заместители выносят мотивированное постановление. Если же ими принимается решения об оставлении этих постановлений без изменения, они сообщают об этом заинтересованным лицам, подавшим соответствующую жалобу, мотивированным ответом в письменной форме.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Конституционно-правовой смысл положений ч. 1, 2 и 3 ст. 30.11 КоАП раскрыт также в определениях Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 113-О, от 12 мая.2005 г. № 145-О. Так, в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 № 113-О, ч. 3 ст. 30.11 КоАП РФпредполагает обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте подачи надзорной жалобы потерпевшим (если только жалоба не возвращается заявителю), а также предоставить возможность ознакомиться с жалобой и привести свои возражения на нее.

§ 2. Порядок рассмотрения в судах жалоб и заявлений непроцессуального характера

Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений непроцессуального характера в районном суде регламентированв разделе 4 Инструкции по делопроизводству в районном суде. Применение правил рассмотрения обращений непроцессуального характера, установленных данным нормативным актом, должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».[79]

Обращения от граждан и организаций поступают в виде предложений, заявлений и жалоб.

Предложения — обращения граждан и организаций, не связанные с нарушением их прав, направленные на улучшение работы федеральных судов общей юрисдикции и иных государственных органов и должностных лиц.

Заявления — обращения с целью реализации прав и законных интересов граждан и организаций.

Жалобы — обращения с требованиями об устранении нарушений прав и о восстановлении в правах, нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц и органов власти.

Все поступающие в суд от граждан и организаций предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале (форма № 23) с указанием даты их поступления. Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение, с указанием даты их поступления. Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам или одному и тому же адресату, если не истек срок рассмотрения по первому обращению.

Обращения считаются повторными, если они поступили от одного и того же лица по одному и тому же вопросу в случаях: если заявитель не удовлетворен данным ему по первоначальному обращению ответом; если со времени подачи первого обращения истек установленный законом срок рассмотрения, а ответ заявителю не дан.

Обращения, содержащие оскорбительные выражения либо не поддающиеся прочтению, к рассмотрению не принимаются и после регистрации возвращаются автору с указанием мотивов. Аналогичная норма об отказе в принятии к рассмотрению обращений, содержащих оскорбительные выражения, включенная в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним (приказ Судебного департамента от 23 декабря 1999 г. № 112), обжаловалась в Верховном Суде РФ в порядке судебного нормоконтроля и была признана соответствующей действующему законодательству[80]. В настоящее время аналогичная норма содержится в названном Законе ст. 11.

Письменные обращения, не содержащие данных о фамилии заявителя, месте его жительства, регистрируются как анонимные и рассмотрению не подлежат, за исключением анонимных сообщений о преступлениях.

Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены председателем или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.

Начальник отдела делопроизводства или лицо, его замещающее, систематически просматривает журнал регистрации и по всем обращениям, по которым истекает установленный срок разрешения, заблаговременно докладывает председателю суда.

Если обращение не содержит вопросов, относящихся к компетенции суда, оно не позднее пяти дней после поступления в отдел делопроизводства направляется органам или должностным лицам, правомочным разрешить обращение, с сообщением об этом заявителю.

Аналогичная схема рассмотрения предложений, заявлений и жалоб непроцессуального характера установлена и в судах субъектов РФ, а также в Верховном Суде РФ и в Судебном Департаменте.[81]

§ 3. Организация приема посетителей

Личный прием граждан судьями и председателем суда является одной из форм реализации гражданами и организациями права на обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В инструкциях по судебному делопроизводству в районном суде, а также в судах субъектов РФ решение вопроса об организации приема посетителей полностью отнесено к компетенции председателя соответствующего суда. Исходя из положений данных нормативных актов, в каждом суде председатель утверждает Правила внутреннего распорядка, в которых указано время приема посетителей по различным вопросам как процессуального, так и непроцессуального характера, а также должностные лица, ответственные за проведение приема.

Граждане, участники процесса, а также представители различных организаций могут обращаться на личном приеме: с обращениями, относящимися к делам, находящимся в производстве соответствующего суда; с обращениями о выдаче справок, копий судебных постановлений и иных документов по делам, производство по которым закончено; с обращениями непроцессуального характера.

Обращения на личном приеме о выдаче различных справок и копий судебных постановлений по делам, производство по которым закончено, должны рассматриваться в течение всего рабочего дня теми сотрудниками аппарата суда, которым вменена в обязанность работа с посетителями. Такие обращения должны, как правило, рассматриваться в тот же день.

Обращения на личном приеме с вопросами непроцессуального характера могут рассматриваться как работниками аппарата суда, ответственными за работу с посетителями, так и председателем суда или его заместителем в часы, определенные в распорядке дня.

Обращения непроцессуального характера могут быть различными по содержанию. Чаще такие обращения содержат просьбы о разъяснениях, касающихся возможности защиты прав и законных интересов в судебном или во внесудебном порядке. В целях рациональной организации работы суда целесообразно изложить информацию о порядке обращения в суд на стендах. При этом информация должна быть изложена в максимально доступной для граждан, не обладающих юридическим образованием, форме. Там же должны быть вывешены примерные образцы обращений в суд по различным категориям дел, с приложением перечня документов, необходимых для представления в суд. Обязательно также должны быть указаны банковские реквизиты, по которым следует оплачивать государственную пошлину в случаях, установленных законом. Желательно, чтобы на стенде был помещен образец заполнения квитанции об оплате государственной пошлины.

Не исключается и размещениеинформации об адресах адвокатских образований, расположенных на территории, находящейся в юрисдикции соответствующего суда.

Обращения на личном приеме, содержащие жалобы на работу сотрудников аппарата суда, должны рассматриваться только председателем суда или его заместителем. Это соответствует их обязанности организовывать работу аппарата суда и контролировать исполнение сотрудниками своих обязанностей.

Глава 10. Организация судебной статистики, изучения и обобщения судимости и судебной практики. Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики в судах общей юрисдикции

§ 1. Понятие и цели судебной статистики

Судебная статистика является частью государственной статистики, поэтому ведение статистического учета работы судов является одним из важных направлений их работы.

Целью судебной статистики является правильный и своевременный учет по установленной форме количества рассмотренных судами дел, сведений об осужденных, а также других необходимых данных о работе судов.

Для решения задач судебной статистики используются такие общестатистические методы как: массовое статистическое наблюдение; сводка и группировка данных; статистический анализ.

К наиболее важным задачам, которые решает судебная статистика, относятся:

— предоставление данных для информирования о результатах работы судов их руководителей, а также руководителей вышестоящих судов;

— предоставление данных для информирования федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, как по их запросам, так и по инициативе соответствующих судов, по вопросам, вытекающим из работы судов;

— предоставление данных для публикации ежегодной информации о результатах работы судов, состоянии судимости в стране в целом, или за соответствующие периоды;

— предоставление данных для анализа и обобщения судебной практики, научной и исследовательской работы по различным отраслям правовой науки.

В соответствии с Законом о Судебном департаменте ведение судебной статистики возложено на Судебный департамент и его территориальные органы — управления (отделы) в субъектах РФ (абзац. 12 п. 1 ст. 6 и абзац. 1 п. 2 ст. 6). Для выполнения задач по ведению судебной статистики Судебный департамент наделен полномочием запрашивать и получать у государственных органов необходимые документы и материалы. В целях реализации указанных функций разработана Инструкция по ведению судебной статистики[82].

Инструкция регламентирует исполнение функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции (судах субъектов федерации, ав т.ч. судах городов федерального значения, а также районных судах, участках мировых судей) и в системе Судебного департамента, взаимоотношения управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ с указанными судами при составлении сводной статистической отчетности. В Инструкции изложены основные правила составления статистических отчетов по формам, утвержденным приказом Судебного департамента от 10 июня 2002 г. № 66, которые обязательным для всех судов общей юрисдикции.[83]

Указанным нормативным актом регламентируются правила формирования статистических отчетов на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах общей юрисдикции и на участках мировых судей в соответствии с требованиями судебного делопроизводства; отражается порядок представления первичных статистических данных, их обработки, формирование сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

Основными требованиями при представлении статистической отчетности являются полнота, достоверность, своевременность. С этой целью составлению сводных статистических отчетов предшествует работа по проверке достоверности данных, содержащихся в отчетах, поступивших из подотчетных судов, а также из управлений (отделов) Судебного департамента.

В этих целях специалист по статистике подвергает их логико-арифметическому контролю: отчеты, составленные нарастающим итогом с начала года, сравнивает с отчетами за соответствующий предыдущий период; проверяет правильность логически сопоставимых сведений в отчете; сравнивает сопоставимые данные различных форм отчетов, проверяет остатки — но только по отчетам о работе судов, а не по судимости.

Ответственность за достоверность и своевременность представления статистической информации несут председатели федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ. Указанные лица подписывают статистические документы. Ответственность по составлению статистических отчетов в судах возлагается в рамках судебного делопроизводства. Организация по ведению первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства возлагается на конкретных лиц аппарата судов.

Статистическая отчетность представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронная форма отчетности — на электронных бланках по телекоммуникационным каналам связи (электронная почта Интернет). Лица, ответственные за составление отчетов по судебной статистике должны обеспечить полное соответствие данных в отчетах на разных носителях.

§ 2. Виды и формы статистической отчетности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.