Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации личного приема и рассмотрение обращении граждан в арбитражных судах 2 страница




Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделяются мировые судьи, реализуются в несколько ином объеме, чем полномочия, осуществляемые федеральными судами.

Во-вторых, устанавливаются некоторые процессуальные отличия осуществления правосудия мировым судьей. Кроме того, мировой судья рассмотрение уголовных и гражданских дел осуществляет всегда единолично в отличие от предусмотренной в ряде случаев процедуры коллегиального рассмотрения дел другими судами общей юрисдикции.

В случае если рассмотрение дела не закончилось миром или осужденный не согласен с решением мирового судьи, УПК РФ предусматривает апелляционный порядок обжалования решений мирового судьи. Апелляционная жалоба приносится в районный суд, который в соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе наделяется правами суда второй инстанции, проверяющим законность и обоснованность приговоров и решений мировых судей. Апелляционный протест на решения мирового судьи может принести государственный обвинитель или вышестоящий прокурор.

Районный суд, рассматривая в порядке апелляции дело, может оставить приговор, вынесенный мировым судьей без изменения, а апелляционные жалобы или представления без удовлетворения, либо отменить обвинительный приговор, оправдать подсудимого и прекратить уголовное дело, либо отменить оправдательный приговор и вынести обвинительный приговор, а также изменить приговор. Это решение может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящий суд (областной или равный ему суд).

Кроме того, мировой судья, рассматривая дела об административных правонарушениях, мог при отсутствии установленного федеральными нормами порядка, прибегать к правилам судопроизводства, предусматриваемым законами субъектов РФ. В соответствии с Законом от 19 июня 2004 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи при осуществлении правосудия должны руководствоваться лишь законами Российской Федерации.

В-третьих, установленный в ст. 128 Конституции РФ порядок наделения полномочиями федеральных судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избрания) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.

При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Есть и другие факторы, которые предопределяют особенности организации и основы деятельности мировых судов (мировых судей). Однако их главной сущностной чертой является то, что они остаются неотъемлемой частью системы судов общей юрисдикции.

Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Он рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу постановленных в них вопросов.

Как и остальные органы судебной власти, мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными органам этой ветви государственной власти.

К их полномочиям относятся: осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского сообщества.

Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Компетенция мировых судей определена достаточно широко и они могут по первой инстанции единолично рассматривать:

1) в порядке уголовного судопроизводства уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. В ней содержится достаточно пространный перечень составов преступлений, за которые может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, но не подсудных мировому судье. Это такие составы, рассмотрение которых представляет значительную сложность и требует тщательного, а порой и длительного исследования всех обстоятельств дела — убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 и 2 ст. 108 УК РФ), нарушение авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК РФ), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ) и др., относящиеся к подсудности районных судов, воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 1 и 2 ст. 294 УК), фальсификация доказательств — (ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ) и др., относящиеся к подсудности областных и равных им судов. Например, убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 1 и 2 ст. 108 УК РФ) требует всестороннего исследования психического состояния лица, совершившего данное деяние, вызванное посягательством, установления соразмерности средств защиты от нападения, угрожавшему обороняющемуся, тщательной проверки поведения потерпевшего. Если речь идет о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 108 УК РФ, то здесь необходимо и заключение специалистов, назначение экспертиз (в том числе и повторных). Исследование указанных обстоятельств требует значительного времени, а институт мировых судей создавался для более оперативного рассмотрения дел, не представляющих большой общественной опасности, дел об очевидных преступлениях;

К подсудности мировых судей нормами УПК РФ отнесены уголовные дела всего по 112 составам преступлений, содержащимся в 82 статьях УК РФ. Законодатель не включил в компетенцию мировых судей значительное число составов, относящихся к преступлениям небольшой тяжести, оставив их в компетенции федеральных судов общей юрисдикции (ч. 2, 3 ст. 31 УПК РФ). Объем исключений составляет 110 составов преступлений, содержащихся в Особенной части УК РФ.

К подсудности мировых судей относятся и уголовные дела частного обвинения, т. е. дела о преступлениях предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ. До недавнего времени рассмотрение дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 129, относилось к юрисдикции районных судов. Ныне рассмотрение всех дел частного обвинения отнесено исключительно к подсудности мировых судей.

Из этого правила есть, однако, исключения. Поскольку в системе военной юстиции нет такого звена судебной системы, как мировые судьи, то дела частного обвинения, отнесенные к их компетенции о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются гарнизонными военными судами по общим правилам.

Производство по делам частного обвинения выделяется в качестве особой категории уголовных дел, рассматриваемых мировым судьей, что обусловлено спецификой их судопроизводства. Ранее в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствовали правовые нормы, уточняющие особенности рассмотрения дел частного обвинения, а порядок их разрешения лишь в общих чертах регламентировался ст. 27 УПК РФ.

Производство по делам частного обвинения, подсудным мировому судье, имеет определенные особенности:

— особым порядком возбуждения дел;

— полномочиями мирового судьи по делу частного обвинения до начала судебного разбирательства;

— возможностью проведения сокращенного судебного следствия;

— процессуальными полномочиями сторон;

— порядком рассмотрения дела частного обвинения в судебном заседании.

Так, дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1. ст. 129 и ст. 130 УК РФ возбуждаются путем подачи в суд жалобы потерпевшим либо его законным представителем. Жалоба по делу частного обвинения может быть подана и близкими родственниками потерпевшего в случае его смерти. Уголовное дело может быть возбуждено и прокурором, если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Мировые судьи могут принимать заявления по делу частного обвинения в соответствии с требованиями ст. 32 УПК РФ к своему производству, исходя из территориальной подсудности, обусловленной делением на судебные участки.

2) в порядке гражданского судопроизводства:

— дела о выдаче судебного приказа (приказное производство);

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

— иные, возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

— дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

— дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

— дела об определении порядка пользования имуществом;

Говоря о компетенции мировых судей по рассмотрению гражданских дел, следует особо отметить осуществление ими такой специфической формы защиты прав и интересов кредиторов, как производство о выдаче судебных приказов. Приказное производство сравнительно недавно появилось в современном гражданском процессе. Необходимость в его введении была обусловлена стремлением упростить и ускорить судопроизводство, сделать его более доступным. Установление судебного порядка рассмотрения таких дел мировыми судьями при ликвидации института исполнительной надписи, осуществляемой ранее нотариатом, позволяет на практике осуществить принцип, заложенный в ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Приказное производство все более активно используется в последнее время. Так, в 2005 г. мировыми судьями было выдано 2 134 744 судебных приказа.

3) в порядке административного производства — дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов РФ.

Кроме того, мировые судьи рассматривают по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении собственных решений, вступивших в законную силу.

С момента принятия Закона о мировых судьях прошло значительное время, однако в становлении этого института еще остались сложные проблемы.

Мировая юстиция сформирована примерно на 90%. Существующее их количество (по увеличенному штату — около 8 тыс. должностей мировых судей) — достаточно большое звено системы судов общей юрисдикции.

На сегодня законы о мировых судьях приняты повсеместно, за исключением Чеченской Республики.

При этом в соответствии с законодательством общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом, или по инициативе Верховного Суда, согласованной с соответствующим субъектом Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Однако в Чеченской Республике законодательный (представительный) орган сформирован лишь в декабре 2005 г., его отсутствие препятствовало принятию необходимого закона республики и формированию корпуса мировых судей.

В ряде субъектов РФ назначение мировых судей длительное время не производилось по причине отсутствия денежных средств на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в бюджетах субъектов РФ.

Такое положение, когда в каких-либо субъектах РФ не полностью вводится институт мировых судей, вряд ли допустимо. Не только потому, что это противоречит Закону о судебной системе, но и в связи с тем, что при этом нарушается конституционный принцип, состоящий в том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, закрепленный в ст. 47 Конституции РФ.

Несмотря на то, что законодательная база, позволяющая мировым судьям осуществлять правосудие, практически создана (приняты соответствующие процессуальные законодательные положения, законы о мировых судьях в субъектах), законодательное становление мировой юстиции продолжается до сих пор, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

§ 2. Особенности организационного обеспечения деятельности мировых судей

Институт мировой юстиции имеет сложную правовую природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи. С одной стороны, он относится к судам субъекта РФ, а с другой — является судом общей юрисдикции, руководствуется при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, вынося решения именем Российской Федерации.

Такое противоречивое положение требует выработки иных подходов к организации деятельности мировых судей, поскольку общепринятая методология здесь не может использоваться в полном объеме. Сложная природа мировых судей предопределила и серьезные трудности в законодательном решении вопросов организации их деятельности.

В связи с тем, что Закон о мировых судьях не содержит понятия организационного обеспечения деятельности мирового судьи (предполагая выплату из средств федерального бюджета только заработной платы мировому судье и социальных гарантий, а материально-техническое обеспечение их деятельности — из бюджетных средств субъекта РФ), возникает ряд вопросов, которые требуют решения, но законодательно остались неурегулированными. Более того, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей по закону может быть возложено на органы юстиции.

В настоящее время законодательно установлено, что из федерального бюджета мировому судье выплачивается зарплата и обеспечиваются социальные гарантии, а органы юстиции либо органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Длительное время оставался вопрос, из бюджета какого уровня должны возмещаться судебные издержки, связанные с рассмотрением мировым судьей уголовных дел, таких как: оплата труда адвокатов, участвующих в деле по назначению; оплата расходов понесенных потерпевшими и свидетелями в связи с явкой в суд; работа переводчиков и экспертов. Однако ни федеральный бюджет, ни бюджеты субъектов РФ финансирование данных расходов не предусматривали.

Целесообразность отнесения этих расходов на федеральный бюджет, поскольку мировые судьи являются судьями общей юрисдикции, при осуществлении правосудия по уголовным делам руководствуются федеральным законодательством и решения выносят от имени Российской Федерации, была очевидна.

Однако только в 2004 г. эти вопросы получили законодательное разрешение на федеральном уровне. Федеральным законом от 30 ноября 2004 г. № 144-ФЗ«О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено, что финансирование расходов на возмещение издержек, покрывается за счет федерального бюджета через органы Судебного департамента.

Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей может стать в дальнейшем серьезной преградой на пути становления этого института в России. Такое положение уже привело к различным вариантам решения вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей в субъектах РФ. Так, в ряде субъектов РФ организационным обеспечением деятельности мировых судей занимаются сами органы исполнительной власти. Например, в Ростовской области создан специальный департамент при администрации области, основной целью которого является обеспечение деятельности мировой юстиции. Такой же алгоритм решения проблемы избран в Ставропольском крае, Амурской, Воронежской, Московской, Нижегородской и ряде других областей, в г. Москве.

Ситуация, когда организационным обеспечением деятельности мировых судей в субъектах РФ занимаются органы различной ведомственной принадлежности, разного уровня государственной власти, может привести к разнобою в самой организации деятельности мировых судей. Кроме того, существенно затруднена, а может быть и нереализуема часть некоторых функций, требующих единого подхода не только к методологии их осуществления, но и к единому механизму их реализации.

В создании системы мировых судей есть еще одна проблема. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом Закон о мировых судьях устанавливает два ограничительных критерия для определения числа мировых судей — демографический — судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек и территориальный — в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

На первый взгляд такие ограничения разумны и создают достаточные предпосылки для обеспечения доступа населения к правосудию. Однако практика введения института мировых судей вскрыла, по крайней мере, две проблемы.

Во-первых, в целом ряде субъектов РФ обширная территория административно-территориальных единиц (районов) с малой численностью населения (регионы Севера, Дальнего Востока) делают проблематичным доступность мирового судьи. Это происходит из-за большой территориальной протяженности судебного участка и небольших по численности населения, но равноудаленных от мирового суда населенных пунктов.

Вторая проблема возникла в ряде республик. Здесь ситуация осложнилась тем, что при определении общего числа мировых судей федеральный законодатель исходил из демографического и территориального критериев, но рассматривал их отдельно, а не во взаимосвязи.

Между тем распределение населения в ряде субъектов РФ характеризуется высокой плотностью населения в городах, и особенно в центрах, и, наоборот, низкой плотностью населения в сельских районах.

Таким образом, в результате средних расчетов численности мировых судей для целого ряда субъектов РФ (включения соответствующего числа мировых судей в соответствующий федеральный закон), при определении границ судебных участков возникла ситуация, когда невозможно соблюсти одновременно оба принципа, — и территориальный, и демографический: в случае равномерного распределения мировых судей по административно-территориальным единицам, в границах одного судебного участка может оказаться целый город, с численностью населения, значительно превышающей нормативы, либо некоторые судебные участки должны включать несколько административно-территориальных единиц.

Одним из факторов снижения нагрузки на мировых судей является уменьшение количества населения на участке, обслуживаемом мировым судьей.

Глава 12. Организация работы в районном суде

§ 1. Организация и ведение делопроизводства в районном (городском) суде. Аппарат суда и организация его работы

Правильная научно и нормативно обоснованная организация делопроизводства в суде является одним из важнейших условий его надлежащего функционирования, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решении, определений и постановлений суда, обеспечения процессуальных прав и соблюдения обязанностей со стороны участников судопроизводства.

Совершенствование делопроизводства базируется на творческом внедрения принципов научной организации труда, применения передовых форм и методов работы с документами, в том числе на электронных носителях, использования современных компьютерных технологий обработки документальной информации.

Все работники аппарата районного суда так или иначе связаны с делопроизводством, поэтому они обязаны руководствоваться Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, иными нормативными актами, определяющими порядок делопроизводства в судах, должны изучать структуру всех судов общей юрисдикции, режим и порядок работы других юридических учреждений (подразделений Судебного департамента, Министерства юстиции, прокуратуры, милиции, адвокатуры). Кроме того, они должны быть знакомы с нормами УК, УПК, ГК, ГПК, КоАП, УИК РФ в части, касающейся их работы, совершенствовать свои знания и профессиональные качества путем самообразования и повышения квалификации на соответствующих курсах (семинарах, занятиях).

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах России, предусматривая учет и ведение документооборота суда, единые требования к оформлению процессуальных и служебных документов, обеспечение порядка передачи и движения процессуальных и служебных документов в структурных подразделениях суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив. Положения Инструкции распространяются как на бумажное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники. Инструкция устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда[89].

Основной круг субъектов, на который распространяет свое действие названная Инструкция, — это аппарат районного (городского — в городе без районного деления) суда.

В общем виде задачи аппарата суда сформулированы в ст. 32 Закона о судебной системе, в которой установлено, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Перечень должностей сотрудников аппарата судов определен в Указе Президента РФ «Об Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574[90].

В частности, в районных судах установлены должности начальника отдела и его заместителя (ведущая группа должностей категории «руководители»), помощника председателя суда и помощников судей (ведущая группа должностей категории «помощника (советники)»), консультанта, главного специалиста, ведущего специалиста, секретаря судебного заседания, секретаря суда, специалиста (старшая группа должностей категории «специалисты»), а также ряд должностей категории «обеспечивающие специалисты».

Полномочия председателей судов по руководству аппаратом судов в общем виде закреплены в ст. 6.2. Закона о статусе судей.

Так, председатель районного суда, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции в отношении аппарата:

1) организует работу суда;

2) устанавливает Правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ Типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

4) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

5) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Конкретные должностные обязанности каждого сотрудника аппарата суда определяются, уточняются и перераспределяются председателем соответствующего суда на началах научной организации труда и целесообразности.

При наделении сотрудников аппарата обязанностями председатель суда должен исходить из требований процессуального законодательства, а также нормативных правовых актов, определяющих порядок делопроизводства в соответствующих судах.

Закон не устанавливает, в какой форме председатель суда может закрепить за каждым сотрудником аппарата его персональные должностные обязанности. По сложившейся практике определение этих обязанностей может быть выражено в должностных инструкциях, приказах по суду, в Положении об аппарате суда.

В районном суде как основном звене судебной системы страны составляются различные статистические формы о работе суда как по первой инстанции, так и в качестве апелляционной инстанции по отношению к мировым судьями. Необходимая статистика ведется работниками аппарата этого суда[91].

§ 2. Организация работы по рассмотрению жалоб (заявлений), приема граждан в районном суде

Рассмотрение жалоб и заявлений граждан является одним из важных направлений деятельности всех судов. Право граждан на обжалование тех или иных решений, действий (бездействия) органов государственной власти (включая органы, осуществляющие судебную власть), органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц закреплено в ст. 46 Конституции РФ.

Деятельность районного суда по рассмотрению жалоб и заявлений граждан организуется в зависимости от того, подлежат ли эти жалобы и заявления рассмотрению в порядке, предусмотренном процессуальным (уголовным, гражданским, административным) законодательством, или в ином порядке.

Предметом рассмотрения является организация работы по рассмотрению в районном суде жалоб и заявлений не процессуального характера.

Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений не процессуального характера в районном суде регламентирован в разделе 4 Инструкции по делопроизводству в районном суде.

Все поступающие в суд от граждан и организаций предложения, заявления и жалобы (далее — обращения) регистрируются в журнале (форма № 23) с указанием даты их поступления.

Зарегистрированные обращения в тот же день передаются председателю районного суда, который в соответствии с действующими нормативами определяет исполнителя, срок рассмотрения и дает конкретные указания исполнителю.

Отдельные обращения могут быть поставлены председателем на контроль, о чем делается отметка в журнале.

В соответствии с резолюцией председателя суда начальник отдела делопроизводства либо лицо, его замещающее, передает обращения исполнителю не позднее следующего рабочего дня под расписку в журнале.

Обращения считаются разрешенными и снимаются с контроля в соответствии с резолюцией председателя суда. Разрешенные обращения вместе с копией ответа заявителю и другой перепиской по ним подшиваются в наряд № 18 или в отдельные производства. О рассмотрении обращения делается отметка в журнале (форма № 23).

Все оконченные производством обращения хранятся в отделе делопроизводства суда, а по истечении календарного года сдаются в архив суда.

Личный прием граждан федеральными судьями и председателем районного суда является одной из форм реализации гражданами права на обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В каждом суде председатель утверждает Правила внутреннего распорядка, в которых указано время приема посетителей по различным вопросам как процессуального, так и не процессуального характера, а также должностные лица, ответственные за проведение приема.

Прием посетителей с обращениями по делам, находящимся в производстве судов, должен осуществляться, как правило, судьями, рассматривающими данные дела. Если по обращению должно быть вынесено судебное постановление, то личный прием ограничивается лишь принятием обращения в письменном виде, а решение по нему выносится в форме, определенной соответствующим процессуальным законом. При этом до вынесения судебного постановления судье недопустимо высказывать свое мнение по сути обращения. Если же в ходе личного приема ставится вопрос, не требующий вынесения судебного постановления, судьей может быть дано устное разъяснение.

Обращения на личном приеме с вопросами непроцессуального характера могут рассматриваться также работниками аппарата суда, ответственными за работу с посетителями, так и председателем суда или его заместителем в часы, определенные в распорядке дня. Объявление о часах и днях, в течение которых председатель суда, его заместитель или назначенный ими сотрудник аппарата производит прием посетителей, должно располагаться в общедоступном месте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.