Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации личного приема и рассмотрение обращении граждан в арбитражных судах 6 страница




Уголовное дело, рассмотренное Верховным Судом по первой инстанции, сдается в Отдел хранения по резолюции председательствующего судьи или председателя Судебной коллегии по описи. Копия описи остается в делопроизводстве секретариата. Копия приговора или иного решения заверяется подписями судьи, председательствующего по делу, и секретаря и скрепляется гербовой печатью.

Делопроизводство в Военной коллегии. Руководство по делопроизводству в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяет делопроизводство как деятельность организации, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами, создание документационной информационной базы на различных носителях для использования управленческим аппаратом в процессе реализации его функций. Организация и ведение делопроизводства в Военной коллегии обусловлены ее деятельностью в составе Верховного Суда и тем, что коллегия является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Руководством по делопроизводству устанавливаются правила организации делопроизводства в Коллегии по регистрации, учету, движению судебных дел (производств) и других материалов, справочно-информационному поиску и контролю исполнения, отправке, подготовке материалов к последующему хранению и использованию и их хранение.

Общее руководство делопроизводством в коллегии осуществляет Председатель Военной коллегии, а за состояние делопроизводства в структурных подразделениях коллегии отвечают их руководители. Другие сотрудника аппарата Военной коллегии, непосредственно участвующие в делопроизводстве Коллегии, выполняют работу в соответствии с Руководством по делопроизводству и конкретными должностными обязанностями, закрепленными в Положении об аппарате Военной коллегии.

В зависимости от правил работы с документами и состава документов делопроизводство в коллегии включает производство по судебным делам и жалобам, а также по иным документам.

Руководство по делопроизводству в Военной коллегии содержит три главы: общие положения; организация документооборота; особенности организации документооборота в некоторых структурных подразделениях коллегии.

Раздел 4. Организация работы в конституционных (уставных) судах

Глава 16. Организация работы в Конституционном Суде Российской Федерации и в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации

§ 1. Правовое регулирование конституционного судопроизводства

Термин «конституционное судопроизводство» имеет нормативное закрепление в российском законодательстве. На сегодняшний день в России уже сложилась определенная правовая база организации и деятельности конституционных (уставных) судов,[104] которая также составляет основу для организационного и иного обеспечения деятельности Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

С учетом федеративного характера государственного устройства России, существует два уровня законодательного регулирования организации конституционного судопроизводства: федеральный и субъектов РФ. Соответственно в систему нормативных актов, регулирующих названные вопросы, входят федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Систему законодательных источников образуют следующие акты.

1) на федеральном уровне:

— Конституция РФ (глава 2 определяет перечень судебных и процессуальных гарантий прав личности; глава 7 устанавливает виды и принципы судопроизводства; ст. 125 закрепляет компетенцию Конституционного Суда; ч. 2 ст. 118 устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства);

— Федеральные конституционные законы:

«О Конституционном Суде Российской Федерации» (разделы 2 и 3 устанавливают общие правила производства и особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном Суде, ст. 1 определяет, что «Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»);

«О судебной системе Российской Федерации (ч. 4 ст. 27 устанавливает невозможность пересмотра решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ; ст. 5, 7, 9, 10 закрепляют важнейшие принципы отправления правосудия, которыми руководствуются данные органы судебной власти);

"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[105] (п. 5 ст. 29 предоставляет Уполномоченному по правам человека право обращаться в Конституционный Суд страны с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле);

"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"[106] (в части 4 ст. 7 предусмотрено, что после подписания международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Президент РФ обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора);

"О референдуме в Российской Федерации"[107] (ч. 1 и 2 ст. 23 предусматривают порядок назначения референдума и устанавливают, что Президент РФ в 10-дневный срок направляет поступившие документы в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд выносит свое заключение, по результатам которого Президент РФ назначает референдум (не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда страны), либо, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда);

— Федеральные законы:

«О прокуратуре Российской Федерации»[108] (ч. 6 ст. 35) предоставляет право Генеральному прокурору РФ обращаться в Конституционный Суд страны по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;

КоАП РФ, содержащий несколько составов административных правонарушений, посягающих на институты судебной власти (применительно к деятельности органов конституционной юстиции — это ст. 17.3 — неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов);

Налоговый кодекс РФ (ст. 333.23 устанавливает размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ).

— важным процессуальным документом, регулирующим организацию деятельности Конституционного Суда, является Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 г. № 2—1/6, принятый им на основании ст. 28 Закона о Конституционном Суде РФ. Регламент определяет преимущественно внутриорганизационные вопросы (порядок избрания руководящих органов Конституционного Суда, формирование персонального состава его палат, приостановления и прекращения полномочий судей). Вместе с тем, ряд разделов регулируют особенности конституционного судопроизводства: порядок распределения дел между судьями; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде страны (Раздел 2 "Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд" и раздел 3 "Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда", объединяющие 4 главы);

2) нормативные правовые акты субъектов РФ:

— конституции и уставы субъектов Федерации. Например, глава V «Судебная власть» Конституции Республики Марий Эл в ч. 1 ст. 95 устанавливает, что деятельность Конституционного Суда республики осуществляется в форме конституционного судопроизводства. Аналогично также в ст. 96 Конституции Республики Коми закреплена процессуальная форма деятельности Конституционного Суда Республики Коми — конституционное судопроизводство;

— законы субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах. В законодательных актах субъектов РФ, как и на федеральном уровне, имеются специальные главы, посвященные вопросам судопроизводства. Например, в Законе города Москвы "Об Уставном суде города Москвы" главы с 4 по 10 посвящены конституционному судопроизводству. В Калининградской области законом установлены Правила производства в суде (раздел 2) и Особенности производства по отдельным категориям дел (раздел 3).

Регулирование конституционного судопроизводства в региональном законодательстве аналогично положениям Закона о Конституционном Суде. Положение, соответствующее ст. 1 названного закона, содержится в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» (различие только в наименовании органов конституционного контроля).

В краях и областях, где в роли учредительного акта приняты уставы, а не конституции, предложено два выхода: во-первых, используется термин «уставное судопроизводство» (ч. 2 ст. 2 Закона Красноярского края «Об Уставном суде Красноярского края») и, во-вторых, указывается, что уставное судопроизводство является разновидностью конституционного судопроизводства.

В ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы» определено, что «Уставный суд города Москвы — судебный орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства». Данный подход представляется более корректным, поскольку Конституция РФ закрепляет именно конституционное судопроизводство как одну из процессуальных форм реализации судебной власти (ст. 118).

В целом региональные законы о конституционных (уставных) судах в регулировании вопросов конституционного судопроизводства воспроизводят положения федерального законодательства, различия между актами состоят в формулировке наименований разделов и глав, и в количестве видов производств по отдельным категориям дел;

— процессуальные вопросы деятельности органов конституционной юстиции закрепляются регламентами названных органов. Например, Регламент Уставного суда Санкт-Петербурга, в разделах 2 и 3 (соответственно "Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Уставный суд" и "Рассмотрение дел в судебных заседаниях уставного суда") регулирует особенности осуществления процессуальных действий, статус участников конституционного процесса, правила процедуры и этикета.

Нормы регламент Конституционного Суда Республики Башкортостан[109], которого практически идентичны положениям регламентов Конституционного Суда страны и Уставного суда Санкт-Петербурга.

Регулирование вопросов конституционного судопроизводства осуществляется на основании конституционно-процессуальных норм. Их можно подразделить на две группы:

1) общие, регулирующие принципы судопроизводства, общие процедурные правила рассмотрения дела в Конституционном Суде страны и соответствующих органов субъектов РФ, стадии конституционного процесса, процессуальные права и обязанности его участников;

2) специальные, относящиеся к особенностям производства по отдельным категориям дел, входящих в компетенцию органов конституционной юстиции. Например, вопрос процедуры рассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов (глава Закона о Конституционном суде XIII). Закон Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" в ст. 44 определяет соотношение общих и специальных процедур: "Общее правило рассмотрения дел Уставным судом применяется с теми дополнениями, которые установлены в разделе III настоящего Закона ("Особенности производства по отдельным категориям дел").

§ 2. Организационно-правовые формы заседаний конституционных (уставных) судов

Вопросы процессуальной деятельности Конституционного Суда страны определены в разделе II Закона о Конституционном суде. Существует несколько организационно-правовых форм деятельности Конституционного Суда: основные (пленум, палаты) и вспомогательные (совещания судей, комиссии)[110].

Их отличие определяется по двум основным критериям:

1) по источнику. Основные формы установлены нормами Закона о Конституционном Суде, а вспомогательные — Регламентом Конституционного Суда;

2) по реализуемым целям и задачам. Первые связаны с осуществлением полномочий Конституционного Суда и вынесением итогового решения по делу, вторые — с предварительным изученем вопросов и решением внутриорганизационных вопросов.

Статья 20 Закона о Конституционном Суде определяет две основные организационные формы конституционного судопроизводства в Конституционном Суде РФ: пленарные заседания и заседания его палат.

На основании ч. 3 ст. 20 Закона о Конституционном Суде в пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Законом установлены различные требования к кворуму. На пленарных заседаниях необходимо присутствие не менее 2/3 от общего числа судей, а на заседании палаты — не менее 3/4 ее состава (ч. 2 ст. 30).

Персональный состав палат определяется жеребьевкой и не должен оставаться неизменным более чем три года подряд (ч. 5 ст. 20). Порядок проведения жеребьевки установлен в Регламенте (§ 5, 6). Для проведения жеребьевки формируются списки судей в зависимости от их специализации, с тем, чтобы обеспечить примерно равное представительство специалистов по основным отраслям права в обеих палатах.

Конституционный Суд страны состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей.

При открытии вакансий в одной или обеих палатах одновременно порядок их замещения определяется в каждом случае специальным решением Конституционного Суда, принятым в пленарном заседании (§ 7 Регламента).

Палаты Конституционного Суда являются равноправными. В соответствии с ч. 1 ст. 71 Закона о Конституционном Суде решение, принятое в заседании палаты Конституционного Суда, является решением Конституционного Суда страны.

Наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда, рассматриваются на пленарных заседаниях (ст. 21 Закона о Конституционном Суде).

К числу таковых относятся:

1) проверка конституций и уставов субъектов РФ на предмет соответствия Конституции РФ;

2) дача толкования Конституций РФ,

3) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принятие посланий Конституционного Суда РФ;

5) решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также ряд организационных вопросов, касающихся формирования органов Конституционного Суда, принятия Регламента, установления очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях, распределения дел между палатами, о приостановлении или прекращении полномочий судей, досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря.

Все остальные вопросы (ст. 22 Закона о Конституционном Суде) рассматриваются в заседаниях палат Конституционного Суда. Распределение дел между палатами осуществляется на пленарных заседаниях.

Организационными формами конституционного судопроизводства в субъектах РФ являются пленарные заседания (исключение составляет Республика Саха (Якутия), где помимо пленарных заседаний предусмотрено формирование коллегий из трех судей, которые осуществляют предварительное рассмотрение обращений).

Например, в ст. 21 Закона Республики Адыгея «О Конституционном Суде Республики Адыгея» установлено, что Конституционный Суд Республики Адыгея рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда, в которых участвуют все судьи Конституционного Суда Республики Адыгея.

В Законе "Об Уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа" (ст. 19) регулируется порядок проведения судебных заседаний. Уставный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях, он правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа судей — при определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Заседания Уставного Суда созываются его Председателем по мере необходимости.

В ч. 3 ст. 29 Закона Калининградской области «Об Уставном суде Калининградской области» также предусмотрено, что заседаниях Уставного суда участвуют все судьи. И по аналогии со ст. 21 Закона о Конституционном Суде дан перечень вопросов, рассматриваемых Уставным судом в пленарном заседании:

1) решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой;

2) избирание председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного суда;

3) принятие Регламента Уставного суда и внесение в него изменений и дополнений;

4) установление очередности рассмотрения дел;

5) принятие решений о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря Уставного суда;

6) установление структуры и численности аппарата Уставного суда.

Деление на палаты не применяется ввиду малочисленности составов конституционных (уставных) судов (в среднем по стране состав конституционного (уставного) суда включает пять судей, самые многочисленные суды в Адыгее — девять и Татарстане — восемь) и незначительной по сравнению с Конституционным Судом РФ загруженности.

Кроме указанных (основных) имеются вспомогательные организационно-правовые формы работы органов конституционной юстиции: рабочие совещания судей и комиссий Конституционного Суда (в субъектах РФ данные формы не используются).

Рабочие совещания судей (§ 60 Регламента) проводятся для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в порядке, предусмотренном ст. 21, 22 Закона о Конституционном Суде. Совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей. На совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

В отличие от пленарных заседаний и заседаний палат кворум для рабочих совещаний установлен простым, а не квалифицированным большинством судей (также простым большинством принимаются решения на рабочем совещании). Решения совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата.

На рабочих совещаниях судей также, как и в заседаниях Конституционного Суда и его палат может вестись протокол или стенограмма.

Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда (§ 61 Регламента). В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Регламент определяет статус только одной комиссии — по проверке входящих в компетенцию Конституционного Суда фактических обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка. Эта комиссия образуется из трех судей, определяемых по жребию.

При анализе организационно-правовых форм деятельности конституционной юстиции в Российской Федерации следует учитывать два вида заседаний конституционных (уставных) судов — открытые и закрытые.

В Конституционном Суде правила их проведения установлены Закона о Конституционном Суде в ст. 54 (открытые заседания) и 55 (закрытые заседания).

В законодательстве отдельных субъектов РФ имеются аналогичные нормы (например, ст. 57 и 58 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", ст. 54 и 55 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея"). Закон Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" не предусматривает деление заседаний на открытые и закрытые.

Общим правилом является проведение открытых заседаний конституционных (уставных) судов.

С учетом общественного резонанса, который вызывают решения Конституционного Суда страны, особое внимание обращено на регламентацию порядка допуска в зал лиц, желающих присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, а также представителей средств массовой информации. Лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.

В целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда, Председатель Конституционного Суда с согласия Конституционного Суда может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре.

Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты — по списку, представленному пресс-службой Конституционного Суда в отдел судебных заседаний.

Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.

Закрытые заседания проводятся в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда страны, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников секретариата Конституционного Суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

В субъектах РФ при проведении открытых заседаний помимо участников процесса в зале могут присутствовать представители прессы, граждане. Присутствующим разрешается фиксировать ход судебного заседания, однако для ведения кино- и фотосъемки, видеозаписи, прямой радио- и телетрансляция заседания необходимо получить разрешение конституционного (уставного) суда (ст. 57 закона Республики Башкортостан, ст. 53 закона Республики Тыва).

Для обеспечения принципа гласности конституционного судопроизводства на основании ст. 31 Закона о Конституционном Суде вне зависимости от формы заседания решения Конституционного Суда России провозглашаются публично.

Аналогичное правило действует и в субъектах РФ. Так, ст. 73 Закона Республики Марий Эл "О Конституционном Суде Республики Марий Эл" устанавливает: "решение Конституционного Суда Республики Марий Эл провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Республики Марий Эл немедленно после его подписания".

§ 3. Общие процедурные правила рассмотрения дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционной юстиции субъектов Российской Федерации

В разделе III Регламента Конституционного Суда установлены правила процедуры судебного заседания: порядок исчисления сроков, приведения к присяге экспертов, свидетелей, порядок привлечения к участию в деле переводчика, порядок решения вопроса об отстранении судьи от участия в деле.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Он вправе: делать замечания лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений.

Судебный пристав перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний. При входе состава Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе его из зала пристав предлагает всем присутствующим встать.

Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Сроки судопроизводства. Значимость процессуальных сроков в конституционном судопроизводстве обусловлена необходимостью избавления от неактуальных дел, предупреждения негативных последствий для сторон и общества в целом, которые могут наступить при волоките в судебном рассмотрении дела.[111]

В Конституционном Суде России предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента его регистрации. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного Суда или в заседаниях палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. Другие стадии конституционного судопроизводства сроками не ограничены.

В конституционных (уставных) судах субъектов РФ также установлены сроки судопроизводства.

Так, в Карелии срок подготовки к судебному заседанию не должен превышать трех месяцев, само заседание назначается не позднее 20 дней после окончания подготовки дела к слушанию. В Республике Саха (Якутия) предварительное рассмотрение обращения проводится в месячный срок, решение о назначении дела к слушанию выносится не позднее семи дней с момента принятия обращения к рассмотрению. В Кабардино-Балкарии общая продолжительность процесса не должна превышать три месяца.

Сроки исчисляются с момента регистрации обращения. Исчисление сроков регулируется § 27 Регламента Конституционного Суда. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Законе о Конституционном Суде или в решении Конституционного Суда.

Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 12 часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Закона о Конституционном Суде, сроки исчисляются исходя из фактически прошедшего времени независимо от того, является ли соответствующий день рабочим или нерабочим. Регламенты конституционных судов субъектов Российской Федерации в точности воспроизводят положения настоящего параграфа.

Делопроизводство. В секретариате Конституционного Суда России созданы специальные подразделения, которые занимаются вопросами делопроизводства: управление судебных заседаний и отдел по организации делопроизводства.

Управление судебных заседаний обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний Конституционного Суда, стенографирование и протоколирование, систематизацию и хранение материалов конституционного судопроизводства, порядок в заседаниях Суда, рассылку материалов и т. д.

Отдел по организации делопроизводства регистрирует поступающие документы, следит за движением дел в Конституционном Суде, ведет прием и отправку корреспонденции.

Протокол судебного заседания Конституционного Суда РФ (§ 34, 35 Регламента) ведется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда. Протокол должен содержать: указание места, дату заседания, время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись обо всех действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге; решения, принятые Конституционным Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.

Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Конституционного Суда ведутся стенограмма и фонограмма.

В некоторых субъектах РФ ведение стенограммы и аудиозаписи не является обязательным. Так, Регламентом Уставного суда Санкт-Петербурга установлено, что для обеспечения полноты и точности протокола Председатель Уставного суда вправе признать необходимым ведение стенограммы заседания, а в исключительных случаях — звуко- и видеозаписи (ч. 3 § 20). В Башкортостане, напротив, на основании ч. 3 § 32 Регламента Конституционного Суда Республики Башкортостан в каждом заседании ведется звукозапись.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.