Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации личного приема и рассмотрение обращении граждан в арбитражных судах 7 страница




Протоколирование закрытого совещания судей осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда. Если Конституционным Судом принято решение провести совещание без участия сотрудников Секретариата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда. С протоколом и стенограммой закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда. Судья вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются тем же составом Конституционного Суда.

Правила процедуры и этикета. Отдельно следует остановиться на некоторых особенностях процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда, органов конституционной юстиции субъектов РФ, специально оговоренных в регламентах (например, § 36 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, § 34 Регламента Конституционного Суда Республики Башкортостан, § 22 Регламента Уставного суда Санкт-Петербурга).

Заседания Конституционного Суда России, конституционных (уставных) судов субъектов РФ проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда страны (равно как и конституционных (уставных) судов субъектов РФ) в зал заседания, а также при их входе из зала присутствующие встают.

Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя. Формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно: "Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "Ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья".

При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.

В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей.

Судьи Конституционного Суда в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.

Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду страны (конституционным (уставным) судам субъектов РФ), сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям пристава о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда страны (конституционных (уставных) судов субъектов РФ) хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

§ 4. Стадии конституционного процесса

Деятельность органов конституционной юстиции России осуществляется в определенной последовательности, которая жестко очерчена рамками закона. В целом процесс судопроизводства состоит из несколько этапов, именуемых стадиями.

Под стадией конституционного судопроизводства понимается совокупность процессуальных действий, имеющих общую целевую направленность. «Стадия конституционного судопроизводства — относительно замкнутый комплекс действий Конституционного Суда и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации».[112]

В каждой стадии процессуальные отношения имеют специфический характер, определяемый: объектом отношения, субъектным составом участников стадии и целью процессуальных действий. Закон о Конституционном Суде предусматривает следующие стадии конституционного судопроизводства:

1) обращение в Конституционный Суд РФ;

2) предварительное рассмотрение обращения;

3) рассмотрение дела по существу;

4) принятие решения Конституционным Судом РФ;

5) исполнение решения Конституционного Суда РФ.

В Главе IV Регламента Конституционного Суда Российской Федерации названы еще две стадии: принятие обращений к рассмотрению, подготовка и назначение дел к слушанию. В литературе имеются и иные точки зрения на стадии конституционного судопроизводства[113]. В рамках настоящего Учебника рассматриваются следующие стадии: 1) обращение в Конситуционный Суд; 2) предварительное рассмотрение обращения; 3) назначение дела к слушанию; 4) рассмотрение дела по существк; 5) принятие решения Конституционным Судом; 6) исполнение решения Конституционного Суда.

Обращение в Конституционный Суд РФ. Для того чтобы начал работать механизм судопроизводства, необходимы соответствующие повод и основания. Таковыми закон признает обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, и наличие неопределенности по вопросу о соответствии Конституции РФ нормативного акта или договора, или неопределенности в понимании положений самой Конституции РФ, либо противоречий в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, либо возбуждение процедуры импичмента в отношении Президента РФ (ст. 36 Закона о Конституционном Суде).

Помимо этого законом установлен ряд формальных требований, относящихся, во-первых, к субъектам, обратившимся в Конституционный Суд, а, во-вторых, непосредственно к самому обращению.

По различным категориям дел круг субъектов различен; отличается и форма обращения. Так, по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними и о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации в Конституционный Суд вправе обратиться Президент РФ, обе палаты парламента: Государственная Дума и Совет Федерации, 1/5 часть их членов (депутатов), Правительство РФ, высшие судебные инстанции страны: Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ (ст. 84 и 88 Закона о Конституционном Суде). В перечисленных случаях обращение направляется в форме запроса.

Запросом оформляются также обращения судов всех инстанций в отношении конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ст. 101 Закона о Конституционном Суде). Далее следуют обращения о толковании Конституции РФ, направленные в Конституционный Суд Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ и органами законодательной власти субъектов РФ (ст. 105 Закона о Конституционном Суде).

По компетенционным делам форма обращения иная — ходатайство. Субъектами же обращения на основании ст. 92 Закона о Конституционном Суде являются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Последняя форма обращения, предусмотренная ст. 96 Закона о Конституционном Суде — жалоба на нарушение конституционных прав и свобод граждан (далее — конституционная жалоба). Субъектами ее являются граждане, их объединения, а также органы и лица, указанные в федеральном законе (например, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека РФ).

Так же как в федеральном законодательстве, в законах о конституционных (уставных) судах субъектов РФ перечень субъектов, наделенных правом на обращение в конституционный (уставный) суд определен, как правило, дифференцированно по отдельным категориям дел, отнесенным к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Федерации.

По такой категории дел, как осуществление проверок соответствия конституции (уставу) законов и иных нормативных актов, как правило, субъектами права обращения в конституционный (уставный) суд выступают законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, депутаты (индивидуально либо определенная часть) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Требования, предъявляемые непосредственно к обращению, перечислены в ст. 37 Закона о Конституционном Суде, они традиционны и применяются в других видах судопроизводства, в частности, в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном. Это письменная форма, наличие подписи управомоченного лица либо лиц. Обязательное указание на орган, которому адресуется заявление, данных заявителя и его представителей, а также данных противной стороны. В обращении необходимы ссылки на нормы материального и процессуального права, обоснование позиции заявителя и изложение существа его требований.

В заключении дается перечень прилагаемых к обращению документов, в число которых, согласно ст. 38 Закона о Конституционном Суде, входят:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции, подлежащего толкованию;

— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде в качестве представителя;

— документ об оплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и материалов, изложенных на другом языке.

Заявитель вправе приложить к обращению списки свидетелей и экспертов, которых он предлагает вызвать в Конституционный Суд и иные документы и материалы.

Последнее обязательное условие, предусмотренное на стадии обращения в Конституционный Суд страны, — это уплата заявителем государственной пошлины. Налоговым кодексом РФ (ст. 333.23) установлены фиксированные размеры пошлины, исчисляемые в денежном выражении отдельно для федерального Конституционного Суда и для соответствующих судов субъектов Федерации.

Конституционный Суд страны и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Характеризуя в целом стадию обращенияв Конституционный Суд России, следует отметить, что главной процессуальной фигурой является заявитель. Он совершает все процессуальные действия, цель которых — начать конституционное разбирательство. И как только Суд начинает совершать ответные действия — процесс вступает в следующую стадию — предварительного рассмотрения обращения.

Предварительное рассмотрение обращения. Данная стадия судопроизводства начинается с регистрации обращения Секретариатом Конституционного Суда. Секретариат при этом осуществляет проверку по следующим направлениям: определение подведомственности данного дела Конституционному Суду, соблюдение заявителем формальных требований, предусмотренных законодательством, наличие у заявителя права на обращение в Конституционный Суд, а также оплата обращения государственной пошлиной, там, где это необходимо.

Если обращение не подведомственно Конституционному Суду, то Секретариат вправе направить его органу, компетентному решить поставленные в нем вопросы.

Если обращение не прошло проверку по иным основаниям, то Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона.

Заявитель после устранения недостатков вправе вновь обратиться в Конституционный Суд и в таком случае процедура повторяется.

Если Секретариат не имеет претензий к обращению, то оно регистрируется, после чего Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Закон о Конституционном Суде в ст. 41 устанавливает срок предварительного изучения обращения — два месяца. В течение этого срока судьи знакомятся с представленными материалами и по результатам предварительного изучения готовят свое заключение, которое докладывают на пленарном заседании Конституционного Суда.

Суд не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения должен принять решение либо о принятии обращения к рассмотрению, либо об отказе в таковом.

Основания отказа принятия обращения к рассмотрению перечислены в ст. 43 Закона о Конституционном Суде. К их числу относятся: не подведомственность дела Конституционному Суду, не соблюдение требований о допустимости запроса, ходатайства или жалобы, предусмотренных ст. 85, 89, 93, 97, 102, 108 Закона о Конституционном Суде, а также наличие имеющего законную силу решения Конституционного Суда, вынесенного по предмету обращения.

В том случае, если акт, конституционность которого отпаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела Конституционным Судом, производство по делу может быть прекращено, кроме случаев нарушения конституционных прав и свобод граждан (ст. 43 Закона о Конституционном Суде).

Производство по делу также прекращается, если заявитель отозвал свое обращение на стадии предварительного рассмотрения.

На данной стадии задействовано больше участников, чем на предыдущей: это и заявитель, и Секретариат Конституционного Суда, и его Председатель, и судьи, занимающиеся предварительным рассмотрением материалов.

Кроме того, предварительное рассмотрение обращения является согласно ст. 41 Закона о Конституционном Суде обязательной стадией судопроизводства, в которой действия участников направлены на решение следующих вопросов: установление подведомственности дела Суду; проверку соблюдения заявителем формальных требований, предъявляемых к обращению; изучение материалов дела и подготовка заключения по его итогам.

Стадия предварительного рассмотрения завершается вынесением определения на пленарном заседании Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению, об отказе в принятии обращения к рассмотрению, либо о прекращении производства по делу.

В рамках подготовки заседания Конституционного Суда судья-докладчик истребует все необходимые документы и материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Он совместно с председательствующим в заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в Конституционный Суд, дает оповещение о месте и времени заседания и о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Не позднее, чем за 10 дней до начала заседания все необходимые материалы должны быть направлены судьям и участникам процесса.

Назначение дел к слушанию. Не позднее месяца с момента принятия обращения к рассмотрению Конституционный Суд в пленарном заседании выносит решение о назначении дела к слушанию.

Суд в своем решении указывает очередность рассмотрения дел и назначает одного или нескольких судей-докладчиков, которые готовят дело к слушанию, составляют проект решения и излагают материалы дела непосредственно в заседании Конституционного Суда.

При назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционный Суд исходит из установленного Законом о Конституционном Суде разграничения компетенции, предусматривающего, рассмотрение каких дел отнесено к исключительной компетенции пленарного заседания, а какие дела подлежат рассмотрению в заседаниях палат. Распределение дел между палатами производится с учетом необходимости обеспечения равномерной нагрузки на палаты.

Конституционный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в конституционном (уставном) суде субъекта РФ. Конституционный Суд может также отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Дата и время начала слушания дела, подлежащего рассмотрению в пленарном заседании, назначается Конституционным Судом в пленарном заседании, а дела, переданного для рассмотрения в палате Конституционного Суда, — в заседании палаты. Уведомления о заседании Конституционного Суда и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном ст. 51 Закона о Конституционном Суде.

Уведомления о заседании Конституционного Суда по рассмотрению дела о толковании Конституции РФ могут направляться также иным государственным органам и должностным лицам наряду с указанными в ст. 51 Закона о Конституционном Суде. Представители этих государственных органов, должностные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.

Реестр обращений, принятых Конституционным Судом к рассмотрению, и дел, назначенных к слушанию, не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям. В целях обеспечения гласности в деятельности Конституционного Суда реестр должен быть доступен для представителей государственных и общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц и граждан.

Пресс-служба Конституционного Суда информирует средства массовой информации о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.

Рассмотрение дела по существу. Рассмотрение дела по существу, нацеленное на выяснение вопроса о конституционности нормативного акта или разрешение конституционного спора, осуществляется в заседании Конституционного Суда. В ходе судебного разбирательства Суд заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей и экспертов, исследует представленные доказательства.

Процедура судебного заседания регулируется ст. 57—67 Закона о Конституционном Суде. Если в ходе разбирательства будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором РФ, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции России или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, Конституционный Суд прекращает производство по делу.

В остальных случаях после признания Конституционным Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела (ст. 69 Закона о Конституционном Суде), и Суд удаляется на совещание по принятию итогового решения.

5. Принятие решения Конституционным Судом РФ. Процедура прохождения дела на данной стадии регулируется главой VIII Закона о Конституционном Суде. Статья 72 определяет следующий порядок вынесения решения: открытое поименное голосование судей, решение по общему правилу принимается простым большинством голосов.

Однако существуют и исключения. Так, согласно ч. 6 ст. 18 Закона о Конституционном Суде, прекращение полномочий судьи Конституционного Суда вследствие совершения им проступка, порочащего честь и достоинство судьи, осуществляется на основе решения Конституционного Суда, принятого квалифицированным в 2/3 большинством голосов судей Конституционного Суда. Аналогичный порядок требуется для принятия решения о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судьи-секретаря. Перечисленные исключения затрагивают решение организационных вопросов, для принятия же итоговых решений квалифицированное большинство голосов судей установлено только по делам о даче толкования Конституции РФ, что представляется весьма закономерным с учетом того особого положения, которое занимает Основной закон в иерархии источников права.

При осуществлении голосования председательствующий в заседании голосует последним. В том случае, если голоса судей разделились поровну при вынесении решения о конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти или не вступившего в силу международного договора, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

И последняя особенность в принятии итогового решения: судьи Конституционного Суда не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от него.

При характеристике статуса судей Конституционного Суда отмечалось, что судья наделяется правом на особое мнение. При вынесении решения Конституционным Судом или его палатой судья, не согласный с решением большинства вправе изложить письменно свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Кроме того, судья, проголосовавший за принятое решение, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по иному вопросу или не согласный с мотивировкой решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством.

Все принимаемые Конституционным Судом решения должны удовлетворять требованиям, перечисленным в ст. 74 Закона о Конституционном Суде, главное из которых — мотивированность.

6. Исполнение решения Конституционного Суда РФ. Итоговой стадией конституционного судопроизводства является исполнение решения Конституционного Суда. В Конституционном Суде создан отдел контроля и исполнения решений, который контролирует своевременное опубликование и точное исполнение судебных решений, обобщение практики исполнения и неисполнения решений Суда для выработки рекомендации по обеспечению их исполнения.

Статья 80 Закона о Конституционном Суде устанавливает сроки исполнения решения: немедленно после опубликования либо вручения официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.

В том случае, если решения Конституционного Суда не исполняются, ст. 81 Закона о Конституционном Суде предусматривает наступление ответственности. Однако, конкретные санкции, порядок их применения в конституционном законе не оговорены. Федеральный закон об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ не принят. Действующим законодательством не урегулирован и вопрос об ответственности за неисполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ.


Раздел 5. Организация работы в арбитражных судах

Глава 17. Организация судебной деятельности (администрирование) в арбитражных судах

§ 1. Организация судебной деятельности в арбитражных судах

Многолетний опыт функционирования современной отечественной судебной системы свидетельствует, что сведение организационного обеспечения деятельности судов только к мероприятиям кадрового, финансового, материально — технического характера сужает представление о спектре вопросов, решение которых возлагается на структуры судебной власти, отвечающие за создание условий для полноценного осуществления правосудия.

Анализ практики работы арбитражных судов показывает, что организационное обеспечение деятельности суда как органа государственной власти — понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя следующие аспекты.

Во-первых, обеспечение непосредственно судопроизводства в конкретной судебной инстанции, т. е. организация: делопроизводства в суде, подготовки дел к судебному разбирательству в суде первой инстанции, подготовка дела к рассмотрению в судебном заседании апелляционной инстанции, прохождению дела в судебном заседании кассационной инстанции, прохождению в надзорной инстанции заявления о пересмотре дела в порядке надзора, обращения к исполнению судебных решений.

Во-вторых, надлежащее обеспечение трудовых отношений, денежного содержания и мер социально-правовой защиты судей, государственных служащих и иных работников аппарата суда.

В-третьих, обеспечение необходимой справочно-аналитической работы, т. е. поддержка законодательной и нормативной базы в актуализированном состоянии; справочная работа по действующему законодательству; анализ и обобщение судебной практики.

В-четвертых, обеспечение взаимодействия суда со сторонами и их представителями и “внешним миром”, т. е. организация рассмотрения жалоб и заявлений граждан, приема посетителей в судах, обеспечение взаимодействия суда со средствами массовой информации и др.

В-пятых, управление финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

В шестых, обеспечение взаимодействия аппарата суда с аппаратом высшего органа судебной власти по вопросам управления и обеспечения судебной деятельности: судебной статистики, иных видов отчетности.

Примерно из такого понимания содержания объема функций по обеспечению деятельности суда как органа государственной власти исходит первый в России курс лекций по организации деятельности судов, разработанный коллективом авторов.[114]

Совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих организационное обеспечение деятельности суда как органа государственной власти, включает в себя не только законодательные акты, но и акты, принятые Правительством РФ, Верховным Судом РФ или/и Судебным департаментом в части, отнесенной законодательством к его компетенции, Высшим Арбитражным Судом РФ, а также отдельные акты, принятые органами судейского сообщества.

В настоящее время возможно говорить о наличии сложившейся системы нормативных предписаний, регулирующих непроцессуальную деятельность органов судебной власти, включающую в себя, в частности акты, регулирующие обеспечение судопроизводства; трудовые отношения, денежное содержание и меры социально-правовой защиты судей; денежное содержание и меры социально-правовой защиты судей в отставке; трудовые отношения, денежное содержание и меры социально-правовой защиты государственных служащих аппарата суда; материально-техническое обеспечение суда; информационное обеспечение суда; акты о взаимоотношениях со средствами массовой информации и др.

Отдельно стоит проблема организации работы с кадровым резервом судейского корпуса и аппарата суда. Аппарат суда, особенно такая его категория как помощники судей — один из основных источников подготовленного кадрового ресурса для дальнейшего подбора резерва кандидатов в судьи.

Если отбором претендентов на судейские должности в силу закона занимаются органы судейского сообщества, то прием на работу в аппарат суда — прерогатива председателя суда. Прогнозируя возможную дальнейшую перспективу должностного роста в аппарате суда его работников, уже раздаются голоса о необходимости подхода к подбору, например помощников судей, по тем же критериям, что и к кандидатам в судьи.[115]

С точки зрения утверждения судебной системы как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, обеспечивающей реальную защиту прав и свобод человека и гражданина в конституционных рамках правового и экономического пространства России, в организационном обеспечении деятельности судов особое значение имеет организация управления финансовыми, материально-техническими, и иными ресурсами, выделяемыми на соответствующий сегмент судебной власти в соответствии с федеральным законом о государственном бюджете.

Управление этими ресурсами в системе арбитражных судов занимается Высший Арбитражный Суд, обеспечивая независимость и самостоятельность арбитражного сегмента судебной власти.

Само по себе выделение соответствующих материальных ресурсов для обеспечения судов не может гарантировать полную независимость судебной деятельности. Определяющими является не только фактор достаточности материального обеспечения, но и механизмы распределения выделенных ресурсов. Это подразумевает создание организационно-правового регулирования, основанного на определенных объективных критериях оценки объема ресурсов, необходимых для каждого органа судебной власти, с учетом его реального состояния, а также создание системы управления этими ресурсами, которая исключала бы возможность оказания давления на суд как орган правосудия.

В системе арбитражных судов вопросы организационного обеспечения деятельности судов, управления финансовыми, материально-техническими, и иными ресурсами решаются иным образом, нежели в системе судов общей юрисдикции, где основную нагрузку по организационному обеспечению судебной деятельности несет Судебный департамент и его управления в субъектах РФ.

Статьей 30 Закона о судебной системе установлено, что обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда осуществляется его аппаратом, а других арбитражных судов — Высшим Арбитражным Судом.

В соответствии со ст. 45 Закона об арбитражных судах, деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата — администратором соответствующего арбитражного суда.

Указанным законом также определено, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом.

Деятельность Высшего Арбитражного Суда как органа государственной власти, управляющего системой арбитражных судов регулируется Конституцией РФ, законами об арбитражных судах, о судебной системе, Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 40-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"[116] и другими нормативными правовыми актами.

Особое значение в организации работы арбитражных судов имеет Регламент арбитражных судов Российской Федерации[117], который регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов страны и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом, Верховным Судом, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества. Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации, включая Высший Арбитражный Суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.