Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии




 

В психологических исследованиях используются как общенаучные методы, например, наблюдение, моделирование, эксперимент, теоретический анализ, так и методы, определяющиеся спецификой ее предмета. К специфическим методам психологии относятся самонаблюдение (метод интроспекции), беседа, методы опроса и анкетирования, метод тестирования, изучение продуктов деятельности и т.д.

1. Наблюдение и самонаблюдение являются старейшими психологическими методами и включают целенаправленное, организованное восприятие (и самовосприятие) психических явлений и процессов. Результаты наблюдения (и самонаблюдения) фиксируются на бумаге или другом носителе информации. Наблюдение может проводится непосредственно либо с использованием технических средств (фото-, аудио и видеоаппаратуры).

Результаты наблюдения обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутое описание наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдения являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим методам: анкетированию, беседе и изучению про­дуктов деятельности.

2. Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Методом беседы называется диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Например, руководитель проводит беседу с сотрудниками с целью выявления некоторых особенностей его характера. Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Содержание беседы необходимо определить зара­нее, продумать план намеченного круга вопросов. Очень важно перед бе­седой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него раздражение или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть простыми и понятными. Наряду с прямыми вопросами, можно задавать косвенные или наводящие. В процессе беседы целесооб­разно применять и метод наблюдения. Результаты беседы следуетзапоми­нать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе бесе­ды не рекомендуется.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе в форме постэкспериментального интервью.

3. Метод опроса можно разделить на устный опрос (интервью) и письменный, т.е. опрос с помощью заранее подготовленных письменных текстов-опросников.

Личностные опросники предназначены для исследования индивидуально-психологических особенностей человека при личном ответе на вопросы. Они содержат несколько шкал, каждая из которых измеряет степень выраженности того или иного свойства у данного человека. Например, с помощью опросника Айзенка определяются такие свойства как экстравертность (или интровертность), степень эмоциональной устойчивости (или неустойчивости) и по ним – тип темперамента человека.

4. Анкетирование – разновидность письменного опроса, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдений, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

1) анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых;

2) анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа;

3) анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

5. Тестирование относится к диагностическим исследовательским методам и позволяет получить не только качественную, но и количественную характеристику изучаемого свойства (или группы свойств). Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. Примером тестов являются контрольные задания по различным учебным предметам в системе Единых государственных экзаменов.

6. Изучение продуктов деятельности предполагает выявление психологических особенностей личности путем анализа и оценки результата ее работы. Например, о профессиональном мастерстве, рабочего можно судить по качеству и количеству изготовленных им изделий (продуктов его деятельности).

7. Экспериментальные методы. В отличие от неэкспериментальных и диагностических методов психологи­ческий эксперимент предполагает возможность активного вмешательства ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетли­во выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных ме­тодов состоит в том, что они предполагают:

а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуе­мые психологические особенности испытуемых;

б) изменение этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

При изучении и оценке деятельности и личности специалиста в организациях используется целый ряд других методов, раскрываемый нами в отдельном параграфе (4.4.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.