КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уфа 2010. Психология и педагогика
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Ф.В. Шарипов Уфа 2010 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Ф.В. Шарипов Психология и педагогика Сластенин Виталий Александрович, Каширин Владимир Петрович I Учебное издание Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен в ИЦ «Академия» Редактор Л. И. Хлопова Технический редактор Е. Ф. Коржуева Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина Корректоры В. И. Хомутова, Е. В. Кудряшова Подписано в печать 31.07.2001. Формат 60x90/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 30,0. Тираж 15000 экз. Заказ №778. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». 111399, Москва, ул. Мартеновская, 7. Тел./факс (095)330-1092, 305-2387. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ББК 88.74.00 Ш 24
Шарипов Ф.В.Психология и педагогика: Учебное пособие. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2010. – 328 с., с табл., рис.
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Ахияров К.Ш. доктор психологических наук, профессор Рахимов А.З., Учебное пособие представляет собой систематизированный курс теории и практики психологии и педагогики. В пособии раскрываются сущность и структура познавательных процессов, индивидуально-психологические свойств личности, психология деятельности и общения, проблема межличностных отношений и разрешения конфликтов в коллективе. Во второй части, посвященной педагогике, раскрываются сущность образовательного процесса, цели и содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания, а также вопросы контроля и оценки результатов обучения. Особое внимание уделяется вопросам психологии здоровья. © Шарипов Ф.В., 2010
Оглавление Введение ………………………………………………………………...7 Часть I. Психология …………………………………………………...8 Глава 1. Психология как наука и практика…………………………....8 1.Объект, предмет и задачи психологии………………………....9 2. Отрасли психологии ………………………………………….11 4. Место психологии в системе наук………………………... 16 Глава 2. Познавательные психические процессы…………………….18 1. Сущность познавательных процессов …………………......18 2. Ощущение …………………………………………………....19 3. Восприятие …………………………………………………...20 4. Память…………………………………………………………24 ..5. Мышление…………………………………………………….28 Глава 3. Психология личности…………………………………………30 1. Понятия «личность» и «индивидуальность»………………..30 2. Психологическая структура личности………………………33 3. Темперамент…………………………………………………..36 4. Характер……………………………………………………….42 5. Акцентуация характера……………………………………….47 6. Способности…………………………………………………...52 Глава 4. Психология деятельности…………………………………….55 1. Понятие, виды и структура деятельности…………………..55 2.. Профессиональное самоопределение личности……….......58 3.. Мотивация профессиональной деятельности………….......60 4. Изучение и оценка деятельности и свойств личности специалиста……………………………….…………..66 Глава 5. Психология общения………………………………………...72 1. Сущность, виды и характеристики общения………..……...73 2. Значение общения в жизнедеятельности личности………..76 3. Общение как коммуникация, взаимодействие и восприятие человека человеком …………………………… 80 4. Публичное выступление …………………………………….83 5. Формы делового общения …………………………………..88 Глава 6.Психология группы (коллектива)…………………………..105 1. Понятие и виды групп ……………………………………..106 2. Малая группа как социально-психологический феномен 108 3. Динамические процессы в малой группе………………….112 4. Социально-психологическая характеристика коллектива.116 5. Социально-психологический климат трудового коллектива………………………………………………………120 6. Конфликты в коллективе и способы их разрешения……...124 Глава 7. Психология здоровья………………………….…………….134 1. Психологические основы здоровья………………………..135 2. Образ жизни…………………………………………………145 3. Техника личной работы специалиста……………… ……..163 4. Стресс в профессиональной деятельности и способы его преодоления……………………………………………….169 Часть II. Педагогика ………………………………………………...180 Глава 8. Педагогика в системе наук о человеке…………………….180 1. Предмет и задачи педагогики………………………………. 180 2. Основные категории педагогики…………………………….181 3. Система педагогических наук………………………………..183 Глава 9. Цели общего и профессионального образования…………..184 1. Проблема определения целей образования в педагогике…..184 2. Иерархия целей профессионального образования………….189 3. Модель личности специалиста…………………………….....195 4. Личность менеджера……………………………………….....200 Глава 10. Содержание общего и профессионального образования. 203 1. Сущность и структура содержания образования…………..203 2. Принципы и критерии отбора содержания образования…..206 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования………………………………............208 4. Факторы, детерминирующие содержание профессионального образования………………………………210 Глава 11. Сущность и закономерности процесса обучения………....214 1. Сущность и характеристика процесса обучения…………..214 2. Структура учебно-познавательной деятельности учащегося……………………………………………………….217 3. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся………………………………………………………..219 4. Закономерности обучения…………………………………..223 5. Принципы обучения………………………………………....224 Глава 12. Методы обучения…………………………………………..227 1. Классификация методов обучения…………………………227 2. Методы проблемного обучения……………………………231 3.Групповые методы решения учебных проблем……………238 4. Игровые методы обучения………………………………….244 5. Метод проектов……………………………………….. …....247 Глава 13. Информационно-компьютерная технология обучения …..251 1. Сущность и особенности информационно-компьютерной технологии обучения……………………………………………251 2. Электронные средства обучения…………………………….253 3. Разработка электронного учебника………………………….259 4. Дистанционное обучение…………………………………….264 Глава 14. Организационные формы обучения………………………..270 1. Система организационных форм обучения…………………270 2. Урок как основная форма организации обучения………...272 3. Подготовка преподавателя к уроку…………………………275 4. Анализ урока…………………………………………………278 5. Другие формы организации учебного процесса…………...281 Глава 15.Система контроля учебной деятельности учащихся……...285 1.Виды контроля учебной деятельности……………………...285 2. Методы контроля знаний и умений………………………...287 3. Оценка результатов учебной деятельности………………..291 Глава 16. Теория воспитания…………………………………………293 1. Сущность и особенности процесса воспитания…………...293. 2. Цели и задачи воспитания…………………………………..295 3. Воспитание как социализация личности………………….297 4. Этические основы воспитания……………………………..299 5. Законы и принципы воспитания…………………………...310 6. Содержание и методы воспитания………………………....313 7. Организационные формы воспитательного процесса……317 Литература…………………………………………………………….324
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |