Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи воспитания




 

Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которой направлена деятельность человека.

Идеальным предвосхищением воспитания является современное гуманистическое представление об идеале человека, приспособленного к новым реалиям, к новому обществу, человека всесторонне и гармонично развитого. Цель закреплена в Законе РФ «Об образовании».

Главная цель воспитания – формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Цель полностью определяет содержание принципы, методы и организационные формы воспитательного процесса.

Эта цель определяет также систему воспитания, обусловливает воспитательный результат и служит критерием деятельности специалиста.

Принято рассматривать общие цели воспитания (в общем, для всех людей) и индивидуальные (для отдельного человека).

Общие цели – обобщенный образ целей, универсальные цели, абстрагированные от конкретного человека.

Конкретные цели имплицитно входят в общие целис добавлением конкретных целей, основанных на учете индивидуально-психологических особенностях конкретной личности.

Можно также говорить о конкретных целях воспитания, касающихся определенной профессии (политик, разведчик, спецназ и т.д.).

Целиполностью – определяют задачи воспитания. Одной из наиболее важных задач является привитие воспитанникам общечеловеческих норм и ценностей. Все многообразие человеческой деятельности, многообразие отношений оценивается в понятиях добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразия, справедливого и несправедливого.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, мировоззренческих ориентиров, общих принципов жизнедеятельности. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности.

Хотя системы ценностей в разных странах несколько отличаются друг от друга, однако в общем и целом они направлены на приоритет человека и гуманизм (Франция: благотворительность, целомудрие, право на труд, на уровень жизни и т.д.; США: надежда, уверенность, мужество, честность, порядочность, гражданственность; Англия: свобода, равенство, рациональность, моральные и экологические ценности, здоровье и т.д.).

В.А.Караковский82, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей:

• Земля – как общий дом человечества;

• отечество – единственная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками;

• семья – естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности;

• труд – основа человеческого бытия;

• знания – результат разнообразного труда, прежде всего творческого;

• культура – богатство, накопленное человечеством;

• мир – согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования человечества;

• человек – абсолютная ценность, цель и результат воспитания.

Одной из важной задач воспитания является формирование базовой культуры личности – это реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития, способы и формы общения.

П.И.Пидкасистый47 выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

• к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);

• к жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);

• к обществу (знакомство с правовой стороной общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патриотическое воспитание);

• к труду (научение трудовым навыкам).

В педагогике выделяют следующие направления воспитательной деятельности:

• формирование научного мировоззрения;

• гражданское воспитание;

• трудовое воспитание;

• нравственное воспитание;

• эстетическое воспитание;

• физическое воспитание.

В гражданское воспитание входят также патриотическое и правовое воспитание, в нравственное – экологическое воспитание, в трудовое – экономическое воспитание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.