Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка результатов учебной деятельности




Оценочно-результативный компонент дидактического процесса включает оценку преподавателями и самооценку учащимися результатов, достигнутых в процессе обучения, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным целям и задачам. По каким же критериям оценивать знания, умения и личностные качества обучаемых? Данный вопрос чрезвычайно сложный и малоразработанный в дидактике.

Оценка (оценивание) – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.

В педагогической практике преподаватели при оценке уровня обученности учащихся исходят из субъективных требований (у каждого преподавателя – свои требования). Например, на экзамене знания учащегося оцениваются преподавателем в зависимости от правильности, полноты и четкости ответа на поставленные вопросы (по мнению экзаменующего), от правильности решения задачи и т.д. Некоторые преподаватели учитывают при этом посещаемость занятий, поведение учащегося, его активность на занятиях, и даже проверяют конспекты. Отсутствие четких, однозначных критериев оценки знаний и умений учащихся приводит к субъективизму, волюнтаризму в оценочной деятельности преподавателя, а иногда и к злоупотреблениям. Со стороны учащихся оценочная деятельность преподавателя воспринимается как необходимость, как одно из средств оказания воздействия на их учебную деятельность и поведение.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе, колледже или вузе относятся:

• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку;

• оценка знаний учащихся по настроению;

• отсутствие твердых критериев;

• близость отметки к той, которая была выставлена ранее;

• ошибка ореола (ореол отличника, ореол нарушителя дисциплины и т.д.);

• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету.

• завышение и занижение отметок.

Отсутствие общепринятых критериев оценки обученности порождает также процентоманию в учебных заведениях (в течение многих лет они соревновались по уровню абсолютной и качественной успеваемости учащихся). Такое положение привело к формализму в обучении, снижению требовательности и ухудшению качества учебного процесса. Отсюда ясно, что разработка критериев оценки знаний и умений обучаемых является исключительно актуальной и практически значимой.

Нам представляется, что в решении рассматриваемой проблемы наиболее плодотворным является подход В.П.Беспалько7. По его мнению, оценку знаний и умений обучаемых необходимо осуществлять по коэффициенту усвоения (Ку = n/m) и по 12-балльной шкале.

Еще более сложной педагогической задачей является проблема оценки качеств (черт) личности. Так как в систему целей обучения ставятся не только формирование знаний и способов деятельности, но и воспитание и развитие личности, то необходимо рассмотреть вопрос о критериях воспитанности и развитости.

В главе 9 представлена модель личности современного специалиста, где наряду со знаниями и умениями выделены мировоззренческие, нравственные, деловые и другие личностные качества. Критериями сформированности этих качеств могут выступать: уровень активности учащегося в общественной деятельности, в производительном труде, его поведение в учебном заведении, в общественных местах и в быту, статус личности в коллективе, качество выполнения учебных, научных и других работ, мнение ученического коллектива и преподавателей о личности учащегося и другие критерии.

Следует отметить, что качества личности являются исключительно сложным объектом для изучения и измерения, ибо они характеризуя нравственную, мировоззренческую, мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности, очень динамичны и потому контролю и оценке неподвластны. Тем не менее в психологии (психодиагностике) разработана система методов исследования личности, включающая: наблюдение, методы опроса (беседа, анкетирование, интервью), метод обобщения независимых характеристик, эксперимент, метод экспертных оценок (групповая оценка личности), метод самооценки, тестирование и другие методы. Кроме того, при изучении и оценке деятельности и свойств личности специалиста рекомендуется использовать целый ряд практических методов (§ 4.4.).

 

ГЛАВА15. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ1

 

1. Сущность и особенности процесса воспитания

2. Цели и задачи воспитания

3. Воспитание как социализация личности

4. Этические основы воспитания

5. Законы и принципы воспитания

6. Содержание и методы воспитания

7. Организационные формы воспитательного процесса

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.