КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание как социализация личности
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта 82. Воспитание следует рассматривать как часть процесса социализации, оно выступает своеобразным механизмом ускорения и усиления процесса социализации. Существует целый ряд механизмов социализации 48. Один из них – подавление – исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний,причиняющих стыд, чувство вины, душевную боль. Подавление обычно осуществляется непроизвольно. Но иногда человек прилагает специальные усилия, чтобы отключиться от каких-то неприятных воспоминаний, т.е. подавляет их произвольно, Такой механизм получил название – вытеснение. Иногда человек испытывает чувство вины, когда имеет социально неприемлемые желания. Разрешение противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой называется реакция на противоположную установку. В ряде случаев человеку кажется, что его достижения в определенной области менее значительны, чем достижения других людей. При этом его самооценка и самоуважение снижаются, человек может прекратить свою деятельность в данном направлении. Такой механизм называется самоограничением. Он может приводить к отрицательным последствиям – у ребенка пари наличии этого механизма могут сформироваться робость, пассивность, неуверенность в своих силах. Приписывание собственных нежелательных черт другим людям называется механизмом проекции. При помощи этого механизма человек сохраняет самоуважение, повышает уровень самооценки. Если человек отождествляет себя с другим человеком, образцом или группой – такой механизм получил название идентификации. Это один из главных механизмов социализации личности. Идентификация может быть полной или частичной, осознанной или неосознанной. С идентификацией тесно связан механизм интроекции – качества и установки другого человека как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта в неизмененном виде. Процесс обычно происходит неосознанно, однако субъект в последствии осознает результат. Эмпатия – сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Механизм может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Человек «изобретает» как бы логичные суждения для объяснения своих фрустраций (психическое состояние, характеризующееся наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения). Фрустрация сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, часто возникает в ситуациях конфликта. Рационализация может проявляться в нескольких видах: дискредитация цели, самодискредитация, самообман. Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Различают макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Макрофакторы – оказывают влияниена социализациювсех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство). Географическая (природная) среда оказывают несомненное влияние на развитие личности. К географической среде в последнее время присоединился новый фактор, который называют экологическим кризисом. В биосфере происходят настолько сильные изменения, что они могут оказаться опасными для всего живого. К макрофакторам относятся также политическое и социально-экономичское устройство общества. В некоторых случаях эти факторы могут оказать существенное влияние на формирование (особенно нравственное, политическое) личности. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей: выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к СМИ. У каждого народа существует своя среда обитания, свои обычаи, национальное самосознание, образ жизни, менталитет. Эти факторы в определенной степени формируют «свой тип личности». Микрофакторы – социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, родственники, группы сверстников, друзья, микросоциум, учебно-воспитательные учреждения, предприятия, организации, государственные и общественные учреждения). Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям – детским садам, школам, ПТУ, средним и высшим учебным заведениям. Стихийные и управляемые процессы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. Исключительно важно, чтобы управляемые (оформленные) процессы значительно преобладали над стихийными.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |