КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и особенности процесса воспитания
Воспитание в педагогике можно рассматривать в нескольких аспектах: • как социальное явление – передача от поколения к поколению накопленного социального опыта, духовного наследия человечества, созданного в процессе исторического развития: знания, умения, способы мышления и т.д. • как одно из главных понятий педагогики: специальная деятельность, направленная на специфическое формирование личности в соответствии с этическими нормами и правилами поведения и т.д. • как уровень целенаправленного развития личности. Современное воспитание обладает гуманистичностью, оно направлено на формирование личности в духе общечеловеческих ценно- стей и норм. Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если это правовое демократическое государство, то необходимо ________________________________________________________ 1 Глава написана доцентом Р.А.Насыбуллиным.
воспитывать в духе гражданственности и патриотизма, в духе уважения к законам государства. Процесс воспитания должен быть целенаправленным, т.е. воспитание всегда должно иметь строго определенную цель, соответствующую общечеловеческим идеалам. Итак, целенаправленное формирование личности это: • наличие строго определенной цели • управление развитием личности; • создание необходимых для этого условий; • наличие специально организованной воспитательной системы; • взаимодействие воспитателя и воспитуемого; • сформированное самовоспитание. Хотя перед обучением и воспитанием стоят разные задачи, однако между ними много общего, и, по большому счету, они служат одной цели – формирование полноценного гражданина. Общее между воспитанием и обучением: • процесс воспитания включает в себя элементы обучения; • наличие обратной связи; • сходство методов. Характерные особенности воспитания: • целенаправленность – вне цели не может быть воспитания; • единство цели между воспитателем и воспитуемым; • многофакторность – воспитуемый подвергается воздействию множества факторов; • длительность – результаты ощущаются через длительное время; • непрерывность, систематичность;
• комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания); • вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными особенностями, что необходимо учитывать, т.к. даже при одинаковом воздействии возможны различные результаты); двусторонность (сотрудничество между воспитателем и воспитанником); • самовоспитание, без которого не может осуществляться процесс воспитания; • перевоспитание – устранение ранее сформированных отрицательных качеств («Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать.» – А.С.Макаренко); • противоречивость (противоречия – движущая сила процесса воспитания). Основными являются противоречия между: • общественной жизнью и устаревшими методами и формами воспитания; • стремлениями и интересами личности и социальными возможностями; • поставленными целями и недостатком знаний и опыта; • представлениями воспитателя и воспитанника. Личность воспитателя – вот важнейший и бесценный фактор воспитания, без которого воспитательный процесс не только отсутствует, но и может иметь отрицательный результат.Чем более уважаемым и значимым для воспитанника является воспитатель, чем он более профессионален и компетентен, тем более продуктивным будет воспитательный процесс. Лев Толстой указывал, что чем больше воспитатель любит своихвоспитанников, тем больших результатов он добьется.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |