Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Семьи и ее влияние на формирование личности ребенка




План

Тема 6. Психология эмоциональных отношений.

    1. Любовь как социально - психологическое явление.
    2. Теории любви.
    3. Механизмы возникновения симпатии.
    4. Этапы развития эмоциональных отношений.
    5. Условия сохранения эмоциональных отношений.

 

1. Любовь как социально - психологическое явление. В жизни каждого человека наступает пора, когда он спрашивает себя и других: почему один человек вызывает чувство симпатии, а другой нет? Как появляется любовь? Существует ли она на самом деле? Неизбежно ли ее исчезновение? Подчиняется ли любовь определенным законам или все в ней случайно и непредсказуемо? Традиционно ответы на все эти вопросы давало искусство и философия. Но они и жизнь показывают, что одного жизненного опыта и здорового смысла недостаточно для того, чтобы уберечься от ошибок, которые приводят к разводам, одиночеству другим проблемам в межличностной сфере. Высокая значимость эмоциональных отношений побудила ученых заняться их исследованием.

Социологические исследования показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений партнеров. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт. Так из опрошенных У. Кепхартом студентов, 70% мужчин и 75% женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5% мужчин и 4% женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнение с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 – от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем у семейных.

Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная

 

 

связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализе, Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил, качественны различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенными длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен.

Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, ни с сексуальными отношениями.

2. Теории любви. Очевидно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так любовью называют и чувства матери к ребенку, и отношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви. Немецкий психолог Э. Фромм выделяет пять типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе, любовь к богу.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные, современная классификация различает шесть стилей любви (Т. Ли):

· эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

· людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

· сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

· прагма - совмещающая людус и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

· мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны не уверенность и зависимость от объекта влечения;

· агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Типология Т. Кемпера интересна тем, что он, выделяя варианты любви, использует определенные критерии. В любых взаимоотношениях Т. Кемпер выделяет два независимых фактора - власть, то есть способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти

 

навстречу требованиям субъекта. Нужный результат во втором случае достигается не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируется на этих двух факторах, Т. Кампер выделяет семь типов любовных отношений в паре:

  • романтическая любовь, в которой оба обладают равным статусом, поскольку каждый из них может "наказать " другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру (пример Ромео и Джульетта);
  • братская любовь, основывающаяся на взаимно высоком статусе и характеризующаяся низкой властью - отсутствием возможности к принуждению (пример Кити и Левин "Анна Каренина");
  • харизматическая любовь, в которой один партнер обладает и статусом и властью, другой - только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель-ученик;
  • "измена" - один партнер обладает и властью и статусом, другой только властью. Примером таких отношений, давших название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, то есть теряет статус;
  • влюбленность - один из партнеров обладает и властью и статусом, другой не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или "безответная" любовь;
  • "поклонение" - один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами нары, например, при влюбленности в литературного героя или актера, знакомого лишь по фильмам;
  • любовь между родителями и маленьким ребенком - один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) – низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.

Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. С точки зрения семейных отношений наибольший интерес представляют те виды любви, которые отличаются высоким статусом, то есть расположением друг к другу партнеров. Это "романтическая" и "братская" любовь. Их мы и будем рассматривать в дальнейшем (харизматическая любовь обычно характеризуется значительным возрастным и социальным неравенством, поэтому останавливаться на ней не будем).

Одна из первых структур любви принадлежит Э. Фрому. Он выделяет следующие компоненты любви: заботу, ответственность, уважение, знание. Эту структуру критиковали за отсутствие в ней факторов удовольствия и радости. В большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность, к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных. Но, если рассматривать идеализацию партнера как его неадекватное восприятие, ее нельзя считать особенностью, по крайней мере, стабильных любовных отношений. За длительное

 

 

время общения люди хорошо знают друг друга, знают все достоинства недостатки любимого, но далеко не всегда перестают любить. Дело в том, что идеализация партнера, особенно на первых этапах развития любви, действительно существует и даже играет положительную роль.

Идеализация - это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет, или, по крайней мере, может быть. Идеализация в этом смысле способствует оптимизации отношений в паре, всели в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая и уровень притязания. Кстати, мужчины более склонны к идеализации свои партнеров, чем женщины. Это может быть связано с тем, что традиционно мужчина в любовных отношениях занимает более активную позицию, должен преодолевать больше трудностей, поэтому нуждается в идеализации партнера.

Рассмотрим еще одну структуру любви - предложенную Р. Хаттиссом. В качестве составляющих любви он выделил шесть факторов:

· уважение,

· положительные чувства по отношению к партнеру,

· эротические чувства,

· потребность в положительном отношении со стороны партнера,

· чувство близости идеализация интимности,

· чувство враждебности.

Особого внимания заслуживает последний фактор. В близких отношениях складывается привычка к высоким взаимным оценкам. Это приводит к тому, что у партнеров снижается чувствительность к положительным оценкам, исходящим друг от друга, зато они становятся чрезвычайно чувствительными к малейшему проявлению неодобрения. Близкому человеку труднее, чем постороннему, вызвать положительные чувства в ответ на свои действия (раз любишь, так и должен делать), в то же время у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера. Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время 01 времени отрицательных чувств, например, раздражения.

3. Механизмы возникновения симпатии. Какие факторы определяют появление симпатии, если человек не руководствуется никаким идеалом? Таких факторов может быть несколько, это:

· свойства объекта симпатии;

· свойства субъекта симпатии;

· соотношение свойств между субъектом и объектом;

· особенности взаимодействия людей.

Рассмотрим их по порядку. На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, таких как социально-демографическая принадлежность, социальный статус и т.д. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности. Большинство исследований свидетельствует о том, что именно красивые люди возбуждают симпатию окружающих. Но следует отметить, что единого эталона красоты нет, представления о красоте человека

 

многообразны, тем более для людей разных культур. Единственной характеристикой тела, связывающейся с физической привлекательностью, во всех известных культурах является развитие мускулатуры и рост у мужчин. Столь же женским правилом является требование того, чтобы мужчина был выше и физически сильнее женщины.

Помимо внешности на влечение к другому человеку влияют социальные характеристики человека, такие как статус, образование, профессия и т.д. В большинстве случаев симпатия положительно коррелирует с достоинствами объекта. Но у этого правила есть серьезные ограничения: "слишком" большая выраженность у человека положительных характеристик снижает симпатию к нему.

На возникновение симпатии к другому человеку оказывают влияние и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику. Резко повышает привлекательность человека улыбка. Немалую роль имеет тембр голоса, конституциональный тип и т.д. Откровенность, открытость человека повышают симпатию к нему, если только не превышают уровня, принятого в данной культуре.

Еще одной особенностью объекта, влияющей на возникновение симпатии к нему, является характеристика, не столько действительно присущая человеку, сколько приписываемая ему - это удачливость, то есть представление о том, что даже ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости и военном счастье.

Не менее важный фактор, влияющий на возникновение симпатии, это свойства самого, а субъекта (человека, у которого симпатия возникает). В обыденном, да и в научном сознании укоренилось представление о том, что возникновение симпатии между людьми мало зависит от внешних условий, а происходит спонтанно, как бы "изнутри", определяется особенностями людей, почувствовавших расположение друг к другу. Важную роль в возникновении симпатии играют особенности самосознания субъекта, в частности его самооценка.

На влечение к другому человеку существенное влияние оказывает состояние субъекта влечения, причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Любое повышение настроения человека делает его более доброжелательным по отношению к другим людям, в том числе и к тем, которые никак не способствовали этому улучшению.

Теперь остановимся на соотношении свойств между субъектом и объектом, влияющем на симпатию. В наибольшей степени изучено влияние на влечение к другому человеку степени сходства или различия установок с ним. Полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку.

Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием "гарантировать" себе хорошее отношение со стороны партнера. Большинство людей предполагает при этом, что чем больше сходство между

 

ними и партнером, тем больше оснований ожидать с его стороны принятия и тем меньше соответственно оснований бояться его. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно, предсказуем.

Эмоциональные отношения также определяются характеристиками самого процесса взаимодействия, общения партнеров. Наибольшее влияние на развитие эмоциональных отношений оказывает пространственная близость меж участниками общения. Огромный массив данных свидетельствует о том, что чем меньше расстояние между субъектом и объектом, с тем большей вероятность возникает симпатия между ними. Пространственная близость с другим человеком облегчает получение информации о нем и повышает вероятность взаимодействия с ним. Увеличение частоты взаимодействия повышает вероятность возникновения симпатии. Необходимо отметить, что фактор пространственной близости оказывает такое большое влияние на эмоциональные отношения лишь на сами первых этапах развития общения.

Многочисленные данные убедительно свидетельствуют, что сотрудничество способствует росту, а конкуренция - снижению уровня симпатии, Еще Аристотель говорил, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Можно сказать, что симпатия возникает в ответ на положительные действия (услуги, положительную оценку и т.д.), неприязнь - в ответ на негативные.

В многочисленных экспериментах выявлен интересный факт. Субъекты, дающие человеку даже с его точки зрения завышенную оценку, воспринимаются им в целом более позитивно, чем дающие адекватную оценку. Первым приписывается больший уровень "понимания", чем вторым, с ними больше хотят взаимодействовать и т.д. Но оказывается, симпатия возникает не только у того, кто получил помощь, но и у того, кто ее оказал, причем, величина симпатии во втором случае значительно больше, чем в первом. Перефразируя Д. Карнеги, можно сказать, что, для того, чтобы понравиться другому человеку, важно не столько оказывать услуги ему, сколько сделать так, чтобы он оказывал или думал, что оказывает услуги тебе.

Таким образом, мы рассмотрели причины, способствующие появлению симпатии в паре. Ведущую роль среди них играет самооценка, внешность, социально-демографические характеристики объекта, сходство членов пары по этим же характеристикам, сходство систем социальных установок и ценностных ориентации, пространственная близость. Но не все обнаруженные причины симпатии действенны лишь в определенном диапазоне условий и в сочетании с другими переменными. Так что всеобъемлющей формулы возникновения симпатии нет.

4. Этапы развития эмоциональных отношений. Возникновение симпатии - это только самый первый этап в развитии эмоциональных отношений. Нам необходимо понять, какие сочетания внешних и внутренних условий заставляют отношения продвигаться вперед, чем «определяется сохранение или исчезновение чувства симпатии уже не на первых, а на последующих этапах развития отношений. С этой точки зрения интересна так называемая теория фильтров.

Согласно этой концепции отношения проходят в своем развитии ряд своеобразных фильтров. Причем, условия, поддерживающие любовь на каждом

 

 

этапе (фильтре), различны. Кроме того, одни и те же факторы могут на одном этапе положительное воздействие - подкреплять любовь, на другом этапе - отрицательное воздействие или действовать в сочетании с какими-либо другими факторами, или не действовать вовсе. Если пара не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынуждено. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью. Рассмотрим характеристику фильтров,

последовательное преодоление которых необходимо для развития и продолжения эмоциональных отношений.

I фильтр - это этап возникновения симпатии, выбор партнера. Фактически на этом этапе взаимодействия между партнерами нет. Симпатия формируется как индивидуальное, а не диадическое явление, практически не зависящее от воли и действий субъекта. Стимулом для влечения представляет объект, обладающий определенными характеристиками (внешность, профессия и т.д.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации и состояния и свойств самого субъекта.

II фильтр - заключается в требовании определенного уровня сходства между собой и партнером. Сходство является одним из важнейших условий поддержания отношений. Однако доминирующий характер сходства установок для продолжения отношений - явление временное. Начиная с определенного (обычно после нескольких месяцев общения) степень сходства между партнерами, по крайней мере, установок, перестает оказывать существенное влияние на их эмоциональные отношения.

Можно предположить, что основной задачей, решаемой субъектом при прохождении первых двух фильтров, является задача обеспечения психологической безопасности, создание комфортной и не тревожной ситуации, гарантирующий ему определенный уровень принятия со стороны партнеров по общению.

III фильтр - требует возможности включения членов пары в совместную деятельность, ролевого соответствия между ними, сочетания личностных и поведенческих характеристик членов пары. Таким образом, третий фильтр - ролевое соответствие - носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер. Поэтому возможности прогноза его происхождения весьма ограничены. Здесь проявляется тот факт, что по мере развития отношений они все более индивидуализируются, оснований же для формирования общих для всех пар закономерностей становится меньше.

Эмоциональные отношения в своем развитии проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим "учетом" внутреннего мира другого человека. Партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая (совместная) картина мира ("муж и жена - одна сатана"). По мере развития отношений их детерминация все более индивидуализируется, четкие и более или менее общие для всех связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

5. Условия сохранения эмоциональных отношений. Проблема

 

стабилизации эмоциональных отношений стоит в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения. Если с романтическими переживаниями сталкивается подавляющее большинство людей, причем многие неоднократно, то длительное сохранение любви встречается куда реже. Романтическая любовь состояние, принципиально неустойчивое. Наличие выраженных компонентов власти не может придавать взаимоотношении партнеров известную напряженность, связанную с желанием избавиться (зависимости, и враждебность. Поэтому романтическая любовь являет состоянием временным. Наиболее вероятным в статистическом план последствием романтической любви является разрыв, прекращение отношений. По данным У. Кепхарта люди студенческого возраста влюблялись уже 6-7 раз. Следовательно, столько же раз или на один раз меньше их отношения тем или иным образом прекращались.

Первое, что необходимо для поддержания любви, - отношения в па должны восприниматься ее членами как раньше, справедливые. Это был подтверждено на основе исследования 537 студентов. Пары, воспринимающие свои отношения как справедливые и равноправные (то есть организованные таким образом, что "затраты" и "выгоды" каждого равны) оценивают свои отношения как более стабильные, с большим оптимизмом воспринимают свое будущее как пары, более удовлетворены психологическими и сексуальными аспектами своих отношений в настоящий момент. В парах с неравноправными отношениями ситуация складывалась обратная. Интересно, что пессимистически оценивали свои отношения, ожидая их ухудшения и те члены неравноправных пар, кто ощущал себя "эксплуатируемыми", и те, кто ощущал себя "эксплуататорами".

Важнейшим фактором стабильности эмоциональных отношений должна быть включенность пары в совместную, значимую для них обоих деятельность. И случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть, воспитание детей и, при создании благоприятных установок на дом, на семью и т.д., домашнее хозяйство, ведущееся уже не в силу экономической необходимости, а для удовлетворения разнообразных психологических потребностей вплоть до эстетичности. Однако оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары буду т выступать они сами - для обеспечения благополучия и личностного роста каждого из них.

Стабилизация эмоциональных отношений не означает, что они не меняются внутренне, в содержательном плане. Стабилизация - это и есть переход от романтической любви к какому-то иному, менее конфликтному внутренне состоянию. Идеальным вариантом стабилизации был бы переход романтической любви в братскую. Братская - это не значит любовь брата к брату, имеется в виду любовь мужчины и женщины. Братская любовь характеризуется сочетанием высокого статуса членов пары с низким уровнем власти. То есть партнеры не могут заставить друг друга сделать что-либо, наказать друг друга. Да в этом нет и необходимости, так как по собственному желанию идут навстречу друг другу. Если романтическая любовь является отношение нормативным (в определенный период жизни нормы общества требуют от человека влюбиться в другого

 

противоположного пола, вспомните хотя бы пушкинскую Татьяну - "пора пришла - она влюбилась") и поэтому зачастую безличным. То стабильная любовь есть отношение глубоко личностное, ориентированное не на ситуацию, а на свойства участников общения, то есть является в каком-то смысле продолжением ситуации, существует не благодаря, а в некоторых случаях вопреки ей. Поэтому стабильная любовь благоприятна для развития человека, его личности. Любовь такого типа является отношением более высокого уровня, и ее закономерности отрицают закономерности более низких уровней.

Когда мы с вами говорили о выборе партнера, о возникновении симпатии, то отмечали, что появление чувства любви не связано с личностными характеристиками ни того, кто влюбляется, ни того, в кого влюбляются. Развитие же стабильных субъект - субъектных отношений требует наличия у членов пары определенных свойств личности, соответствующих в целом синдромам психического здоровья. Это третье условие стабильных эмоциональных отношений.

Стабильность эмоциональных отношений связана еще и с тем, насколько устойчивые по своему характеру потребности удовлетворяет в них человек. Поэтому люди, живущие, по выражению А. Маслоу, на уровне потребностей - стабильных, принципиально насыщенных, то есть люди с высоким уровнем самоактуализации, устанавливают и более стабильные эмоциональные отношения, чем живущие на уровне дефицитарных потребностей.

Таим образом, стабилизация эмоциональных отношений связана с тремя основными условиями: воспитание отношений в паре как справедливых, включение в совместную, значимую для двоих деятельность, наличие черт самоактуализирующейся личности.

Стабилизация, длительное сохранение взаимодействия в паре может быть достигнута не за счет психологических факторов, а благодаря экономической выгоде, отсутствию других привлекательных альтернатив. Взаимодействие пары может продолжаться и на фоне обязательств, долга и т.д.

Способность сохранить любовь, связана с личностными особенностями субъектов. Речь идет не просто о наличии определенных личностных характеристик, а об уровневых характеристиках. Л.Я. Гозман отмечает, что: «Степень выраженности уровневых характеристик личности определяет способность индивида вступать в стабильные эмоциональные отношения, т.е. действительно быть субъектом своих отношений, а не пассивным объектом, зависимым от ситуаций». О каких уровневых характеристиках идет речь? Речь идет о таких свойствах личности, которые соответствуют в целом стандартам самоактуализации, или психического здоровья: открытость, сензитивность, эмпатичность, ответственность, стремление к самореализации, характер доминирующих потребностей.

Таким образом, любовные отношения являются специфическими, имеют свое содержание, свою собственную структуру, отличаются от дружеских и сексуальных отношений. Любовные отношения подготавливаются всем предыдущем эмоциональным развитием человека и опытом его эмоциональных отношений с родителями и друзьями. Любовь - это не статичное отношение, она

 

 

постоянно развивается, проходя через стадии возникновения симпатии, романтической любви до стабильных отношений. Развитие и стабилизация эмоциональных отношений в основном определяется собственной активностью членов пары.

 

Задания

· Проанализировать факторы возникновения симпатии человека человеку и отметить факторы, которые Вы используете в собственной практик отношений с людьми.

· Рассмотреть этапы развития эмоциональных отношений (три фильтра), используя сюжеты художественных произведений.

· Проанализировать причины распада и стабилизации эмоциональны отношений на примере известной "любовной истории".

· Оценить характерность приведенных типов любви по теории Т. Ли для людей разного возраста и пола.

 

Литература

1. Андреева О.Я., Дергач И.Ф. Диалекты любви: семейные проблемы глазами психолога и журналиста. - Мн., 1998.

2. Берн Э. Секс в человеческой любви. - М.,1990.

3. Вислоцкая М. Искусство любви. - М., 1992

4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

5. Голод С.И. Любовь: нравственно-психологические и социальные основы взаимоотношений юношей и девушек // Духовное становление человека / Сост. Э.В. Соколов. - Л., 1972.

6. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. М„ 1998.

7. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М., 1989.

8. Куприянчик Л.Л. Психология любви. - Донецк, 1998.

9. Мей Р. Любовь и воля. - М., 1997.

10. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. - Самара, 2002.

11. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993.

12. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. - М.,

1991.

13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.,

2000.

 

План

1. Роль семьи в социализации ребенка.

2. Модели взаимоотношений родителей и детей.

3. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Процесс формирования половой идентичности.

 

 

5. Сексуальный сценарий.

6. Нарушения психосексуального развития.

 

1. Роль семьи в социализации ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А.Спиваковская, А. Захаров, М.Буянов, Р. Снайдер и др.).

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, необходимо исходить из следующих положений, что существуют "нормальные" и "нарушенные" детско-родительские отношения, которые обуславливают трудности в развитии ребенка. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение; межличностные внутрисемейные отношения; семейные традиции; обычаи, настроения; нормы внутрисемейного поведения; нравственно-духовный климат. Все эти факторы имеют значение в процессе воспитания ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному "парному" взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект социализации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью. Например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, хотя у него перед глазами хороший образец, но семья не нуждается в проявлении этих качеств. И, напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка, в принципе, не всегда могут вытекать из

 

 

свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), или из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем весьма важным является эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные.

В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ "Я".

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, и связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных ни формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителейкребенку, в других - от ребенка к родителям.

Особенностью семейного воспитания является тот факт, что семьи представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители нескольких поколений. А это значит различные ценности, критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные и иногда схожие позиции воспитуемых и воспитателей. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети-мамы, папы бабушки и т.д. но, несмотря на противоречия, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе ведут домашнее хозяйство, вступают в различные взаимоотношения.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности интеллектуально-познавательную, трудовую, игровую, деятельность свободного общения. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия

 

 

оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, любое время года, когда члены семьи находятся вне семьи.

Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания:

· неадекватное воздействие факторов материального порядка (избыток, недостаток вещей, приоритет материального над духовными потребностями, избалованность);

· бездуховность родителей, отсутствие духовного развития детей;

· авторитаризм либо "либерализм", безнаказанность и всепрощенчество;

· безнравственность, наличие аморального стиля отношений в семье;

· отсутствие нормального психологического климата в семье;

· фанатизм в любых его проявлениях;

· безграмотность в психолого-педагогическом отношении (беспринципность, противоречивость, физические наказания);

· противоправное поведение взрослых.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление личности очевидна. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.

2. Модели взаимоотношений родителей и детей. Существует несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированными разными психологическими школами.

Психоаналитическая модель семейного воспитания (3. Фрейд, Эриксон, Э. Фромм, Ф. Дальто, Д. Винникота, К. Бютнер). З.Фрейд в своих работах влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводит центральное место. В первые годы жизни ребенка родители - это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Предоставление возможности младенцу на стадии грудного вскармливания получать удовольствие от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении к другим людям.

Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей в процессе Приучения ребенка к туалету, к опрятности, поддержка стараний ребенка контролировать себя способствуют появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, творческого мышления. Особенное значение характер отношений с родителями имеет для ребенка в трех - шестилетнем возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт этой стадии " Эдипов комплекс" состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению этого комплекса приводит идентификация с родителем собственного пола, заимствование его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях.

Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка.

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и

 

отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть Отцовская любовь по большей части - это обусловленная любовь, ее нужно и можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком вделахсоответствием ожиданиям, дисциплиной.

Бихевиористская модель семейного воспитания (Дж. Уотсон Б. Ф. Скиннер, Р. Сире, А. Бандура и др.). Дж. Уотсон пришел к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. от стимулов поставляемых средой.

Представитель бихевиоризма Б. Скиннер признавал, что свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения.

Представитель социально-когнитивного направления в изучении личности А. Бандура, рассматривая вопросы социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путем моделирования.

Гуманистическая модель семейного воспитания (Р. Дрейкурс, Д. Нельсен, Л. Лотт, X. С. Гленн, Т. Гордон, К. Роджерс, В. Сатир). Педагог Р. Дрейкурс считал, что родителям следует строить свои взаимоотношения с детьми на их искренней поддержке, но нельзя при этом допускать безграничной свободы, В сотрудничестве с ребенком нужно определить обязанности каждого и его ответственность. Не следует наказывать детей, так как наказание порождает такую же озлобленность, как и принуждение; нельзя обижать словами.

Психологи и педагоги Д. Нельсен, Л. Лотт, X. С. Гленн разработали основные идеи воспитания: контроль родителями собственного поведения, признание права на собственную жизнь - и для родителя и для ребенка, поддержания чувства достоинства и уважения к себе и ребенку; перспективная цель воспитания - формирование здоровой самооценки и жизненных навыков детей.

К. Роджерс утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между Я-идеальным (представление о том, как тебя любят) и Я-реальным (действительным уровнем любви). Важнейшими понятиями модели семейного воспитания К. Роджерс считал проявление искренних чувств всеми членами семьи; безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему внутреннему Я.

Таким образом, в психоаналитических и бихевиористских моделях ребенок представляется скорее как объект»приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. Гуманистическая модель подразумевает, прежде всею, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию.

 

чуткости в отношениях с детьми. Только уважительное, доверительное, возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

3. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Остановимся на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями.

Классификация стилей воспитания детей и подростков по А. Е. Лично, Е. Г.Эйдемиллер.

1. Гипопротекция. Недостаток опеки и контроля со стороны родителей. Мало внимания, не проявляют интереса к делам ребенка. Физическая заброшенность, неухоженность ребенка. При скрытой гипопротекции: контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Это приводит к асоциальному поведению подростка.

2. Доминирующая гиперпротекция. Повышенно обостренное внимание и забота к ребенку. Мелочный контроль поведения, запреты, ограничения. Родители не приучают к самостоятельности, подавляют самостоятельность и ответственность. Это приводит к эмансипации или к безинициативности, неумению постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание "кумира семьи"). Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей. Потакают его желаниям. Чрезмерно обожают. Восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же от других. Так, формируется высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

4. Эмоциональное отвержение. Родители ребенком тяготятся. Потребности ребенка игнорируются. Жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и

 

 

проявляют общее недовольство. Скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль наиболее отрицательно воздействует на развитие ребенка.

5. Жесткие взаимоотношения. Открыто проявляются в том, что на ребенке срывают зло, акты насилия. Скрыто проявляются в том, что между родителями и ребенком "стена" эмоциональной холодности и враждебности.

6. Повышенная моральная ответственность. Родители требуют честности, порядочности. Чувство долга не соответствует возрасту. Игнорируют интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее у ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Перепоручают заботу о другом.

Главное внимание психологи уделяют отношению матери к ребенку, так чисто психологически - это природные отношения.

Типология "мать-ребенок" по С.Броди.

1. Поддерживающее, разрешающее поведение. Исследования, которые проводились, показали, что матери, которые не стремились приучать ребенка к туалету, а ждали пока сам дозреет, таким образом, формировали чувство уверенности у ребенка.

2. Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, чаще доминирует, а не уступает ему.

3. Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. Нет теплоты и эмоциональной спонтанности, жесткий контроль особенно за навыками опрятности.

4. Непоследовательное поведение. Неадекватное возрасту и потребностям ребенка, плохо понимают ребенка. Все это формирует чувство неуверенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.