КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие XXXII
Упражнения Основосложение: сложные слова
Характерной чертой санскрита является сложение основ и образование сложных слов. Сложным словом мы будем считать такое сочетание основ, при котором каждая из основ встречается в самостоятельном употреблении в языке определенного периода — т. е. в эпическом и классическом санскрите. Как важнейшее явление санскрита сложные слова (samaasa) были изучены древнеиндийскими учеными. Грамматист Панини (paaNini, V-IV вв. до н.э.) и его последователи дали исчерпывающее описание и классификацию сложных слов. Типы сложения они обозначили сложными словами-терминами, почти каждый из которых является представителем одного из типов. Род сложного слова определяется родом последней основы. Внутри сложного слова действуют правила внешних sandhi. Сложение tatpuruSa, значение термина — «его слуга, его человек». Словами tatpuruSa являются такие сложные слова, первый элемент которых выражен именем существительным или местоимением и уточняет значение второго элемента сложного слова. Вторым элементом слов tatpuruSa может быть существительное, прилагательное или отглагольное образование. Например: Сложение karmadhaaraya, значение термина неясно. Словами karmadhaaraya являются такие сложные слова, первый элемент которых выражен именем прилагательным, причастием или наречием и уточняет значение второго элемента сложного слова. Вторым элементом слов karmadhaaraya может быть существительное, прилагательное или отглагольное образование. Например: Сложение dvigu, значение термина — «две коровы». Словами dvigu являются такие сложные слова, первый элемент которых выражен именем числительным. Например: У слов tatpuruSa, karmadhaaraya и dvigu общим является то, что первый элемент сложного слова определяет, уточняет, конкретизирует значение второго элемента. Для определения этих типов словосложения важно, чем выражен первый элемент сложного слова. Сложение bahuvriihi, значение термина — «имеющий много рису». Слова bahuvriihi являются сложным определением живых существ со стороны принадлежности им какого-либо качества или предмета. Слова bahuvriihi образуются на основе слов karmadhaaraya (значительно реже — tatpuruSa), в которых конечный элемент сложного слова выражен существительным. Например: Слова tatpuruSa, karmadhaaraya, dvigu и bahuvriihi в эпическом санскрите обычно двучленны, но иногда могут все же встретиться и трехчленные сложные слова этих типов. Например: sarvabhuutahita n «счастье всех существ» — sarva-bhuuta «все существующее, все существа» — сложение типа karmadhaaraya; sarvabhuuta-hita «счастье-всех существ» — сложение типа tatpuruSa. Сложение dvandva, значение термина — «два и два». Слова dvandva являются соединением основ однородных членов предложения и переводятся на русский язык с союзом «и». В слова dvandva соединяются существительные, реже прилагательные. Dvandva могут состоять из двух и более основ. Сложение, особенно dvandva, может встретиться внутри других типов сложных слов. Например: paurajaanapadapriya, paura m «житель города, горожанин», jaanapada m «житель деревни, селянин» — paura-jaanapada — основа со значением «горожанин и селянин» — слово dvandva, priya m «любимый, друг», paurajaanapada-priya — «любимый горожан и селян» — слово tatpuruSa, первый элемент которого — слово dvandva.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |