Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие XXXII




 

Упражнения

Основосложение: сложные слова
tatpuruSa, karmadhaaraya, dvigu, bahuvriihi, dvandva.


[О выделяемых в индийской лингвистической традиции словах avyayiibhava см. в Занятии XXXX.]

Характерной чертой санскрита является сложение основ и образование сложных слов. Сложным словом мы будем считать такое сочетание основ, при котором каждая из основ встречается в самостоятельном употреблении в языке определенного периода — т. е. в эпическом и классическом санскрите. Как важнейшее явление санскрита сложные слова (samaasa) были изучены древнеиндийскими учеными. Грамматист Панини (paaNini, V-IV вв. до н.э.) и его последователи дали исчерпывающее описание и классификацию сложных слов. Типы сложения они обозначили сложными словами-терминами, почти каждый из которых является представителем одного из типов. Род сложного слова определяется родом последней основы. Внутри сложного слова действуют правила внешних sandhi.

Сложение tatpuruSa, значение термина — «его слуга, его человек». Словами tatpuruSa являются такие сложные слова, первый элемент которых выражен именем существительным или местоимением и уточняет значение второго элемента сложного слова. Вторым элементом слов tatpuruSa может быть существительное, прилагательное или отглагольное образование. Например:
tat-kushala n «его здоровье»,
kula-strii f «женщина рода»,
raaja-kanyaa f «дочь царя, царская дочь»,
daana-pati m «владыка даров»,
satya-saMdha «верный правде».

Сложение karmadhaaraya, значение термина неясно. Словами karmadhaaraya являются такие сложные слова, первый элемент которых выражен именем прилагательным, причастием или наречием и уточняет значение второго элемента сложного слова. Вторым элементом слов karmadhaaraya может быть существительное, прилагательное или отглагольное образование. Например:
niila-utpala n «голубой лотос»,
parama-dhaarmika «очень справедливый»,
mahaa-bhaagya n «великая участь».
К словам karmadhaaraya относятся также сочетания двух существительных по типу приложения; тогда сложное слово содержит элемент сравнения. Например:
puruSa-vyaaghra m «человек-тигр»,
kanyaa-ratna n «девушка-сокровище».

Сложение dvigu, значение термина — «две коровы». Словами dvigu являются такие сложные слова, первый элемент которых выражен именем числительным. Например:
tri-loka m «три мира»,
sapta-R^iSi m «семь мудрецов».

У слов tatpuruSa, karmadhaaraya и dvigu общим является то, что первый элемент сложного слова определяет, уточняет, конкретизирует значение второго элемента. Для определения этих типов словосложения важно, чем выражен первый элемент сложного слова.

Сложение bahuvriihi, значение термина — «имеющий много рису». Слова bahuvriihi являются сложным определением живых существ со стороны принадлежности им какого-либо качества или предмета. Слова bahuvriihi образуются на основе слов karmadhaaraya (значительно реже — tatpuruSa), в которых конечный элемент сложного слова выражен существительным. Например:
mahaa-aatman m «великая душа», «великий дух»,
rakta-vaasas n «красная одежда»,
jita-indriya n «побежденное чувство»,
saMyata-indriya n то же значение.
Такие слова karmadhaaraya, относящиеся к существительным или личным местоимениям, превращаются в сложное определение-прилагательное, согласуясь с определяемым словом в роде, числе и падеже и изменяя место ударения. Это и будут сложные слова bahuvriihi. Например:
mahaatmaa puruSaH, букв. «великая-душа-человек», т. е. «человек, имеющий великую душу», «великий духом»,
raajaa jitendriyaH- «раджа, имеющий чувство побежденным», «раджа с побежденным чувством». (Слово indriya — среднего рода и jitendriya как karmadhaaraya имело бы в N.sg. форму jitendriyam).
Если последняя основа слова, переходящего в сложное определение bahuvriihi, — некорневая и оканчивается на aa, то при согласовании с определяемым мужского рода aa → a. Если такая основа оканчивается на согласную, то при согласовании с определяемым мужского или среднего рода прибавляется -a-. Например: vaasas n «одежда», raktavaasas n «красная одежда», но при образовании bahuvriihi — apashyat puruSaM raktavaasasam — «увидел(а) человека, имеющего красную одежду», «увидел(а) человека в красной одежде».
bahuvriihi как определения существительных женского рода образуются от основ мужского рода по известным правилам (см. Занятие XII,3 и XXXI,2).
Индийские имена и прозвища нередко являются сложными словами (чаще всего — словами bahuvriihi), этимологию которых можно установить. Например: имена dasha-ratha букв. «обладающий десятью колесницами», ashva-pati букв. «владыка или хозяин коней», kaali-daasa букв. «раб или слуга (богини) Кали».

Слова tatpuruSa, karmadhaaraya, dvigu и bahuvriihi в эпическом санскрите обычно двучленны, но иногда могут все же встретиться и трехчленные сложные слова этих типов. Например: sarvabhuutahita n «счастье всех существ» — sarva-bhuuta «все существующее, все существа» — сложение типа karmadhaaraya; sarvabhuuta-hita «счастье-всех существ» — сложение типа tatpuruSa.

Сложение dvandva, значение термина — «два и два». Слова dvandva являются соединением основ однородных членов предложения и переводятся на русский язык с союзом «и». В слова dvandva соединяются существительные, реже прилагательные. Dvandva могут состоять из двух и более основ.
В dvandva, состоящих из двух основ, основа последнего существительного употребляется в форме двойственного числа или, при собирательном значении слова (samaahara-dvandva), в форме единственного числа на -am. Например: raama-kR^iSNau «Рама и Кришна», paaNi-paadam «руки и ноги, конечности» [иногда возможны оба случая: sukham ca duHkham ca «счастье и несчастье» → sukhaduHkham (sg.) или sukhaduHkhe (du.).].
Двучленные dvandva, обозначающие множество предметов, могут иметь форму множественного числа. Например: puSpa-phalaani n «цветы и плоды».
Dvandva, состоящие из трех и более основ существительных, всегда имеют последнюю основу в форме множественного числа. Например: deva-gandharva-manuSya-uraga-raakSasaaH — «боги, гандхарвы, люди, демоны-змеи и ракшасы».
При образовании dvandva существуют определенные правила расположения основ внутри сложного слова: основы, начинающиеся с гласной, занимают первые места, основы с меньшим количеством слогов предшествуют многосложным, названия времен года следуют в их естественном порядке, названия варн (каст) располагаются начиная с высшей, перечисление родственников начинают со старшего и т. п. (см. также пример, приведенный выше).

Сложение, особенно dvandva, может встретиться внутри других типов сложных слов. Например: paurajaanapadapriya, paura m «житель города, горожанин», jaanapada m «житель деревни, селянин» — paura-jaanapada — основа со значением «горожанин и селянин» — слово dvandva, priya m «любимый, друг», paurajaanapada-priya — «любимый горожан и селян» — слово tatpuruSa, первый элемент которого — слово dvandva.
Сложное слово, состоящее из трех и более основ, первоначально разбивается с конца на два компонента и типы сложений определяются постепенно.
В сложных словах типа tatpuruSa, karmadhaaraya и dvandva ударение падало обычно на последний слог последней основы. В словах bahuvriihi ударение перемещалось на первую основу. Например:
anya-ruup`a n «другой вид» (karmadhaaraya) — any`a-ruupa «имеющий другой вид» (bahuvriihi),
agni-duut`a m «вестник (бога) Агни» (tatpuruSa) — agn`i-duuta «имеющий вестником (бога) Агни» (bahuvriihi).
Сложные слова широко используются в заглавиях произведений на санскрите.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.