Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие XXXIII




Упражнения

I. Постарайтесь запомнить на санскрите названия некоторых всемирно известных произведений:
mahaa-bhaarata n — «Великая (битва) потомков Бхараты»,
raama-ayaNa n — «Странствия Рамы»,
artha-shaastra n — «Наука о (политической) выгоде», назв. трактата о политике,
dharma-shaastra n — «Наука дхармы», назв. трактата, в котором излагаются нормы религиозной морали,
pa~nca-tantra — «Панчатантра», букв. «Пять руководств»,
hita-upadesha m — «Хитопадеша», букв. «Доброе наставление»,
abhij~n`ana-shakuntala n — «Узнанная (по кольцу) Шакунтала»,
maalavikaa-agnimitra n — «Малавика и Агнимитра»,
vikrama-urvashii f — «Мужеством (добытая) Урваши»,
megha-duuta m — «Облако-вестник»,
raghu-vaMsha m — «Родословная Рагху»,
R^itu-saMhaara m — «Времена года»,
dasha-kumaara-carita n — «Приключения десяти принцев».

II. Образуйте сложные слова dvandva:
priyaM ca apriyaM ca («приятное и неприятное, т. е. всё»),
dhenushca ashvashca «корова и лошадь»,
patraani ca puSpaani ca «листья и цветы»,
munishca vidvaaMshca «отшельник и мудрец»,
caraM ca acaraM ca «движущееся и неподвижное, т. е. всё»,
raamashca lakSmaNashca bharatashca shatrughnashca «Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругхна (братья, герои эпоса «Рамаяна»).

III. Напишите слова шрифтом devanaagarii и их перевод, найдя значения незнакомых слов по словарю:

Существительные

m maarkaNDeya, yudhiSThira, madra, yajvan, paurajaanapadapriya, paarthiva, ashvapati, saMtaapa;
f saavitrii, kula-strii;
n vayas, mahaa-bhaagya.

Прилагательные и причастия

brahmaNya, sharaNya, dakSa, rata, kSamaavant, anapatya, satyavant, samyata-indriya, atikraanta, upajagmivant.

IV. Прочтите текст, объясните случаи sandhi, определите формы слов, переведите:
maarkaNDeya uvaaca..
shR^iNu raajankulastriiNaaM mahaabhaagyaM yudhiSThira.
sarvametadyathaa praaptaM saavitryaa raajakanyayaa.. 1..
aasiinmadreSu mahaatmaa raajaa paramadhaarmikaH.
brahmaNyashca sharaNyashca satyasaMdho jitendriyaH.. 2..
yajvaa daanapatirdakSah paurajaanapadapriyaH.
paarthivo.ashvapatirnaama sarvabhuutahite rataH.. 3..
kSamaavaananapatyashca satyavaansaMyatendriyaH.
atikraantena vayasaa saMtaapamupajagmivaan.. 4..

оглавление

 

1. Основосложение: особые случаи образования и употребления основ.
2. Повторы.
3. Locativus absolutus.
Упражнения.

1. Основосложение: особые случаи образования и употребления основ.

Входя в состав сложного слова, некоторые основы и корни изменяются.
В конце сложного слова:
1) основы на -i, -in, -an и некоторые другие переходят в основы на -a. Например:
raajan m «царь» → raaja: dharmaraaja m «царь Закона»,
ahan n «день» → -aha или -ahna: puNyaaha n «счастливый день»,
pathi m «путь» → -patha: svargapatha m «небесный путь»,
raatri f «ночь» → -raatra: ahoraatram «день и ночь»,
sakhi m «друг» → -sakha: kR^iSNasakha m «друг Кришны»,
go m «бык» → (сильная ступень) -gava: paramagava m «прекрасный бык».
2) Корни на -aa изменяют -aa на a. Например:
sthaa «стоять» → -stha: rathastha «стоящий на колеснице»,
saMdhaa «соединять» → -saMdha: satyasaMdha «верный правде»,
j~naa «знать» → j~na: vakyaj~na «знающий слово, владеющий словом».
3) Корни на -i, -u, -ar присоединяют t. Например: ji «побеждать» → -jit, stu «восхвалять» → -stut, kar «делать» → (слабая ступень) -kR^it.
4) К основе на палатальные, d, S или h в dvandva, имеющих собирательное значение, присоединяется a. Например: ChatraM ca upaanahau ca «зонтик и сандалии» (sg. upaanaH) → Chatropanaham.
5) Основа на долгую гласную или дифтонг в составе слов dvigu или dvandva имеет соответствующую краткую гласную, т. е. ai, e → i, au, о → u. Например: khaarii f «мера веса зерна» → dvikhaari.

В начале сложного слова:
1) основы на -an, -in утрачивают носовой. Например: raajan → raaja: raaja-kanyaa.
2) основы на -ar, -a~nc, -ant и некоторые другие употребляются в слабой ступени огласовки, т. е. -R^i, -ac, -at. Например:
pitar → pitR^i: pitR^ideva (см. Занятие XIV,3),
bhavant → bhavat: bhavadaagamana n «приход господина».
3) прилагательное mahant → mahaa: mahaabhaagya, mahaaraaja.

В исключительно редких случаях в словах tatpuruSa первая основа сложения может быть представлена словоформой. Например: yuddhiSThira «стойкий в битве» (yuddhi — L. sg.), названия залогов parasmaipadam (parasmai — D. sg.) и aatmanepadam (aatmane — D. sg.).
Но в сложных словах dvandva, включающих основы на -tar, первые из них всегда стоят в форме N. sg. Например:
maataa ca pitaa ca → maataapitarau,
vaaktaa ca shrotaa ca «говорящий и слушающий» → vaaktaashrotarau.
Следует ' заметить также сложение dvandva из словоформ: naktaMdivam и raatriMdivam «день и ночь, сутки».

Некоторые основы абстрактного значения могут приобретать служебный характер в конце сложных слов tatpuruSa и bahuvriihi. Так, в словах tatpuruSa основа -artha n, m «цель; причина; дело» в форме косвенных падежей (обычно в А.) означает «ради, для»: pitrartham «ради отца; для отца», putrartham «ради сына, для сына». [так позже начинают формироваться послелоги, ср. хинди послелог ke arth «ради, для».]

В словах bahuvriihi основы -aadi m «начало» и -prabhR^iti f «начало», -maatra n «мера, размер», -apekSaa f «замечание; сравнение» тоже играют полуслужебную роль. Основы -aadi и -prabhR^iti употребляются в значении «начиная с...». Например: aadyaprabhR^iti «начиная с сегодняшнего дня, отныне».
Но -aadi часто служит и для обозначения главного, характерного. Например: -aadi в названиях классов глаголов tudaadi, divaadi и др. — т. е. принадлежащей к той же группе, что tud, div. Еще примеры: aN^guSThamaatra «величиною с (большой) палец»; kamalaapekSayaa «по сравнению с лотосом».

В редких случаях при основосложении karmadhaaraya может быть изменен обычный порядок следования основ:
gata-puurva «прежде посещенный»,
pitaa-maha m «предок, дед».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.