Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Омега-Л, 2004.-301




Власть

2.1. Основы категории «Власть». Власть - это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме. Власть - это волевые отношения между людьми или группами в рамках определённой социальной системы, обеспечивающее одной из сторон возможность выявления и доминирования своей воли через присущие данной системе формы общественной организации в целях осуществления руководства жизнью общества. Власть возникает на самых ранних этапах развития человечества в силу потребности и необходимости регулировать нормальное функционирование того или иного человеческого коллектива как самовоспроизводящейся общности, т.е. для обеспечения внешней безопасности коллектива и для пресечения действия внутренних факторов, угрожающих нормальному развитию последнего. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. С понятием "власть" непосредственно связаны понятия управления и авторитета. Отличие власти от управления заключено в различной их ориентации: власть ориентирована на достижение определённых целей; у правление относится непосредственно к процессу реализации их достижения; а вторитет представляет собой выражение соответствия власти интересам общества в объективном и субъективном плане; субъективный момент сводится к осознанному и добровольному подчинению данной власти. По мере усложнения социальной структуры и появления в ней антагонистических элементов происходит формирование специализированного аппарата власти.

2.2. Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов. Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из ее принципиального содержания и государственного значения: Единство (неделимость). Принцип разделения властей распространяется на государственные органы, подчинённые верховной власти, которая делегирует им соответствующие полномочия (законодательные, исполнительные, судебные и т. д.); Неограниченность. Юридическое подчинение носителя верховной власти какой-либо внешней силе (другому государству, надгосударственному образованию) означает переход верховной власти к этой силе. Полнота. В государстве отсутствует какая-либо власть, не подконтрольная верховной. Постоянство и непрерывность. Прекращение существования верховной власти равносильно исчезновению самого государства (утрате им независимости). Смена типа верховной власти возможна не эволюционным, а лишь революционным путём - через ликвидацию старого государственного строя и учреждение нового.

2.3. Народовластие. Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).

Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.

Непосредственная демократия. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм (институтов) непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.

Институтами прямой демократии являются: референдум, выборы, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, народная правотворческая инициатива, собрания и сходы граждан, обращения (петиции) граждан. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Они похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Их цель – выражение воли народа. Объектом при выборах является кандидат в депутаты представительного органа или кандидат на должность. Объектом волеизъявления при референдуме является не человек, а определенный вопрос, по которому проводится референдум. Всенародные обсуждения похожи на референдум, т.е. обсуждается какой – либо законопроект или другой важный вопрос, но результат всенародного обсуждения не имеет обязательной юридической силы. Т.е. всенародные обсуждения – это выяснение мнения народа – только и всего. Преимущества непосредственной демократии состоят в том, что она: 1) дает больше возможностей для выражения воли и интересов народа, обеспечивает полную легитимацию власти; 2) расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; 3) развивает общественную активность населения; 4) способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; 5) обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами; 6) предотвращает злоупотребления властью, бюрократизацию чиновников. Недостатки непосредственной демократии: 1) низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и безответственности населения; 2) повышение опасности возникновения тоталитаризма и авторитаризма; 3) нежелание населения участвовать в решении вопросов местного значения.

Представительная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Исходя из современного законодательства, регулирующего представительную демократию, можно выделить три ее разновидности, в основе которых лежат различные варианты взаимоотношения депутатов с избирателями. 1-й вариант – источником власти признается народ. Депутат рассматривается только как уполномоченный своих избирателей, т.е. как обладатель императивного мандата. 2-й вариант – предполагает формальным источником власти народ, предусматривает передачу этой власти на ограниченный конституцией срок представительному органу, депутаты которого независимы от избирателей, т.е. обладают свободным мандатом. 3-й вариант – имеет место, когда народ, оставаясь источником власти, передает ее представительному органу частично на определенный срок, сохраняя контроль за деятельностью представителей, т.е. депутаты имеют полусвободный мандат. Классическая теория народного представительства основана на свободном мандате, однако такая представительная демократия характеризуется двумя моментами: 1)законодательная воля народного представительства не является безграничной; 2) народные представители осуществляют не свое, а чужое право. Преимущества представительной демократии ее сторонники видят в наличии гарантий политической стабильности и порядка, более высокой по сравнению с непосредственной демократией компетентности и ответственности лиц, принимающих решения. Однако ее недостатком является чрезмерное проявление амбиций политиков и фракционные интриги. Говоря о соотношении представительной и непосредственной демократии нужно иметь в виду, что возможности использования только непосредственной демократии для решения политических и социально – экономических вопросов весьма ограничены. Непосредственная демократия реальна в рамках небольших по территории и численности населения муниципальных образований. В рамках всей страны без представительной демократии не обойтись. Поэтому говорить о приоритете какой – либо формы демократии некорректно. В современных условиях нельзя обойтись как без представительной, так и без прямой демократии.

Соотношение прямой и представительной демократии видится в том, что: 1) институты непосредственной демократии являются источником возникновения представительной демократии; 2) в определенных ситуациях институты прямой демократии могут заменить институты представительной. Например, сходы граждан, которые в соответствии с Уставом муниципального образования вправе выполнять функции представительного органа местного самоуправления; 3) посредством реализации некоторых институтов непосредственной демократии (референдум, петиции) граждане влияют на содержание, основные направления деятельности представительных органов государственной власти. Т.о. путем прямой формы демократии представительная демократия получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти. Правотворческая инициатива граждан. Граждане вносят проекты правовых актов по вопросам государственного и местного значения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эти проекты подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию. Сходы - это собрания жителей, обладающих избирательным правом, которые, как правило, созываются в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только сходом или решением суда. Обращения граждан в государственные ораны и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и органами МСУ, добиваться восстановления нарушенных прав и обеспечения социальной справедливости. Обращения могут быть поданы в следующих формах: предложение – обращение гражданина, которое направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных и негосударственных органов, общественных организаций, на решение вопросов экономической, политической, социально – культурной и иных сфер жизни общества и государства; заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах; жалоба – обращение по поводу восстановления нарушенного права действиями (бездействием) должностного, юридического или физического лица.

2.4. Политическая власть. Специфической разновидностью власти является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Основные черты политической власти: наличие объекта и субъекта политического управления. (Субъекты делятся на: первичные — крупные социальные группы со своими интересами; вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита); закрепление в законах полномочий субъекта правления; чёткий механизм реализации решений политической власти на практике; принцип (функционального) разделения власти; легитимность власти (поддержка власти обществом); легальность (законное основание для власти). Основные функции политической власти: анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определение собственной стратегии и частных, тактических задач; репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения; присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.); распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.); преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики. Политические партии. Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Политические партии спонсируются (финансируются) состоятельными членами партии, а также лицами и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получат те или иные плюсы от её деятельности. Более конкретно и полно предназначение партии проявляется в ее функциях: 1) выявление, обоснование и формирование интересов определенных групп и слоев населения; 2) социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; постоянная забота о творческом развитии, уточнении политической доктрины; 3) разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения, постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики; 4) участие в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки ее различных звеньев к политической деятельности; 5) организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и без использования революционного насилия и т.д.); 6) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля их парламентской деятельности; 7) формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах; 8) разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями с учетом их социальной ориентации; 9) для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы, гражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересам социальных слоев, чьи чаяния отстаивает партия. Организация и структура политической партии. В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия — региональные отделения — местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения.

2.5. Государственная власть. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Существует несколько признаков государственной власти: 1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. 2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом. 3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления». 4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством. 5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.). В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (субъекты федерации имеют свои парламенты, правительство, иногда - своих президентов; однако, государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер, верховенство принадлежит федерации). Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения - территориального коллектива в границах той или иной административно - территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива (исключительное право осуществлять какую-либо деятельность, принадлежащее определённому государственному органу или должностному лицу). Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако, с другой стороны, прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря этому качеству государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком.

 

Вопросы для самопроверки:

1.При каких условиях появляется необходимость власти?

2.Перечислите основные признаки верховной власти.

3.Назовите формы народовластия..

4.Перечислите основные функции политической власти

5.Что является недостатком государственной власти?

 

Литература:

2. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006.

3. 3. Основы государства и права»Учебное пособие для поступающих в юридические вузы /Под редакцией академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд.© «Юрист» Коллектив авторов, 2000

4. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. 5.Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006.

6. 6.Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.

7. 7.Ходырев В.В. Государственное и муниципальное управление: рабочая тетрадь; методические указания (часть 2; часть 3);/ -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.- 246 с.

8. Шашина Н.С. Система государственного и муниципального: электр. уч. пособие: /;– СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

 

3. Основы государства. Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.