Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые основы функционирования государства




Атаманчук Г. В. Система государственного и муниципального управления: Москва, 2005.

3. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с.

4. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник для вузов, изд. 3-е, доп.М.: Экзамен 2006 -480 с.

5. Шашина Н.С. Система государственного и муниципального: электр. уч. пособие: /;– СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

Нормативно-правовые основы функционирования государства обычно фиксируются в Конституции государства. Конституция государства - это система правовых норм, имеющих высшую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом с одной стороны и государством с другой стороны, а также основы организации самого государства.

Особенности конституции: ограничение предела государственной власти;устанавливает процедуры осуществления властных полномочий; даты принятия конституции – даты, отмечающие переломные моменты развития государства (успех какой-либо общественной силы, стабилизация политических отношений).

Основное содержание конституции: провозглашение лозунга «народного суверенитета»; закрепление основных принципов разделения властей; установление и закрепление формы правления и государственного устройства; раскрытие прав и свобод граждан; определение принципов формирования и функционирования высших органов власти и порядка деятельности их подразделений; установление основ регулирования политических процессов (выборы, партийное устройство); раскрытие экономических основ государства, т.е. форм собственности, их соотношение; обеспечение единства и непротиворечивости законов государства.

Порядок принятия конституции: представительным учреждением (избирается учредительное собрание, которое разрабатывает и принимает конституцию); принятие избирательным корпусом (проект конституции разрабатывается учредительным собранием или конституционным советом и выносится на всенародное голосование); исполнительной властью (проект разрабатывается правительством без участия общественности, а затем утверждается главой государства).

Функции конституции: юридическая – на основе конституции разрабатываются все остальные законы, которые не должны ей противоречить; политическая – все политические силы, партии, движения взаимодействуют между собой, конкурирую, борются за власть на основе правил, определенных конституцией; воспитательная – конституция всегда обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, семьи, собственности).

 

Вопросы для самопроверки:

1.Какой возможен порядок принятия конституции в демократических государствах?

2.Перечислите основные разделы конституций.

3.Какие основные функции конституции?

Литература:

1. Архипова, Т.Г., Малышева, Е.П. Современная организация государственных учреждений России. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006.

2. Атаманчук Г. В. Система государственного и муниципального управления: Москва, 2005.

3. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с.

4. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник для вузов, изд. 3-е, доп.М.: Экзамен 2006 -480 с.

5. Шашина Н.С. Система государственного и муниципального: электр. уч. пособие: /;– СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

 

6. Глава государства (общие положения)

Официальное лицо, занимающее формально высшее место в системе государственных органов и осуществляющее представительство государства во внутриполитической жизни и международных отношениях. Деятельность президента в современном обществе направлена на достижение максимальной правовой и социальной защищенности человека, его нравственного и материального благополучия.

6.1. Полномочия главы государства:

1. Представительские функции – представляет государство в международных отношениях, направляет своих представителей к другие страны, принимает иностранных дипломатических представителей.

2. Организация деятельности парламента – созывает парламент на очередные (внеочередные) сессии, досрочно распускает палаты, назначает новые парламентские выборы.

3. Право формировать органы исполнительной власти – назначает, смещает министров и других должностных лиц.

4.Право объявлять чрезвычайное положение на всей территории страны или отдельной части.

5.Право законодательной инициативы;

6.Право вето;

7.Право издания различных нормативных (общее правило) и ненормативных (касается отдельного лица или события) актов.

8. Участие в различных церемониях, праздниках, торжественных парадах.

9. Верховный главнокомандующий – имеет право объявления войны и заключения мира.

10.Право помилования, смягчения, замены наказания, отмены приговора. 11.Право награждать орденами, медалями и другими знаками отличия, присваивать почетные звания и титулы.

12.Право предоставлять гражданство.

Особенности полномочий президента зависят от типа республики.

Президентская республика: полномочия в отношения с исполнительной властью: президент – глава правительства, назначает членов правительства, увольняет их, правительство ответственно перед президентом и не отвечает за свои действия перед парламентом; с законодательной властью: президент имеет право на созыв внеочередной сессии, может распустить парламент, назначить досрочно парламентские выборы, имеет право вносить законопроекты, имеет право вето, по своему усмотрению издает указы, имеющие силу закона; в области обороны и безопасности: верховный главнокомандующий, право вводить чрезвычайное положение в стране; собственные полномочия как главы государства: представительская функция, определение внешнеполитического курса, назначение референдума по собственному усмотрению, право помилования, награждений, решение вопросов государства, часто лидер правящей партии.

Полупрезидентская республика: с исполнительной властью: разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства, правительство ответственно перед парламентом и перед президентом, президент назначает главу правительства из лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций парламента, по рекомендации главы правительства назначает и освобождает членов правительства, является председателем на заседаниях правительства, утверждает принятые правительством постановления; с законодательной властью: имеет право роспуска парламента, право назначать новые выборы, право вносить законопроекты, обладает правом вето; в области обороны и безопасности: верховный главнокомандующий, имеет право вводить чрезвычайное положение; собственные полномочия как главы государства: при формировании внешней политики учитывает внешнеполитический курс правительства, имеет право при определенных условиях проводить референдум, право помилования, награждения, обычно не является лидером правящей партии.

Парламентская республика: с исполнительной властью: исполнительная власть принадлежит главе правительства, президент назначает главу правительства из лидеров победившей на выборах партии, не может по своему усмотрению освободить от должности главу правительства, имеет право законодательной инициативы, согласованной с правительством; с законодательной властью: право созывать внеочередные сессии парламента, назначать внеочередные выборы парламента, не имеет право вето; в области обороны и безопасности: формально главнокомандующий (фактически руководит вооруженными силами министр обороны), нет права объявлять чрезвычайного положения; собственные полномочия как главы государства: согласует свои действия с парламентом.

6.2. Ответственность президента. В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Может быть привлечен к ответственности за государственную измену, совершение уголовного преступления, взяточничество. Импичмент – смещение президента с должности, в дальнейшем судебное разбирательство как гражданина страны (существуют особые процедуры импичмента в разных странах). Наряду с президентом в ряде стран существует должность вице-президента. Самостоятельных функций у него нет. Обычно выполняет отдельные поручения президента. Замещает его во время отсутствия. Ограничения деятельности президента: не имеет права приобретать государственную собственность, заседать в акционерных обществах, покинуть страну больше чем на 15 дней.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие основные полномочия главы государства?

2.От чего зависят особенности полномочий президента в отношениях с законодательной и исполнительной властью?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.