Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвакуация населения




Угроза или возникновение ЧС приводит к необходимости проведения эвакуации на­селения из опасной зоны. Эвакуация относится к одному из эффективных методов за-


Содержание | Index



Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 451

щиты населения, сохранения здоровья и жизни людей. В проведении эвакуационных мероприятий активное участие принимают спасатели МЧС России.

Эвакуацияэто комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения из опасной зоны в места временного (кратковременного) размещения в заблаговременно подготовленные по условиям первоочеред­ного жизнеобеспечения (вне зон действия поражающих факторов источни­ка ЧС) районы.

Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не дей­ствуют поражающие факторы ЧС.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации на­селение будет вывезено (выведено) за границы действия поражающих фак­торов ЧС.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывоз­имого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомеропри-ятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие вариан­ты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлага­тельная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом вре­мени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источ­ника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором воз­никает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагатель­ная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются решением эвакуационной комиссии. При условии организации первоочередного жизнеобеспече­ния сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности эвакуируемого из зоны ЧС населе­ния могут быть выделены следующие формы эвакуации: локальная, местная, реги­ональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских ми-

Содержание | Index 451


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 452

крорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население раз­мещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не постра­давших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздей­ствия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие круп­ные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС не­трудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее ре­ализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объ­ектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждо­го вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, но­сящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоря­жению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуа­ция, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряже­нию) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляет начальник гражданской обороны (комиссии по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственно организацию и проведение эвакуационных мероприя­тий — эвакуационные органы, создаваемые главами администраций субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуацион­ных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками граждан­ской обороны — руководителями органов исполнительной власти субъектов Россий-

Содержание | Index 452


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 453

ской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими по­стоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на ре­шение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций» и другими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производ­ственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведе­ний и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, органи­зациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не за­нятого в производстве и сфере обслуживания — по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному прин­ципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных усло­вий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества лю­дей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не мо­жет передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого рас­поряжения, в зависимости от обстановки.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организа­циями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответ­ствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенно­го характера», Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий и Министерства Обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран — участниц Со­дружества Независимых Государств и других сопредельных государств. В свою оче­редь территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуи­руемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничаю­щих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях

Содержание | Index 453


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 454

двусторонних или многосторонних межгосударственных Договоренностей Законода­тельств РФ и других стран.

Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае опреде­ляется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-вре­менными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготови­тельные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.

К подготовительным мероприятиям относятся:

— приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

— уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и
транспортом:

— распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточне­
ние расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

— подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, обо­
рудование мест привалов;

— подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов (СЭП), пунктов по­
садки-высадки;

— проверка готовности систем оповещения и связи;

— приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие ме­роприятия:

— оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также
населения о начале и порядке проведения эвакуации;

— развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

— сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего
эвакуации;

— формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача
транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

— прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно
подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

Из пострадавших в результате землетрясения районов в случае нарушения основ­ных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эва­куации принимается Главой администрации субъекта РФ.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприя-тий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориаль­ных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляет­ся при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномас­штабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транс­портных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочеред­ное жизнеобеспечение.

Из районов, пострадавших в результате землетрясения, проводится эвакуация на­селения по производственно-территориальному принципу.

Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в по-

Содержание | Index 454


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 455

страдавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подле­жащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно раз­мещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных ва­гонах, судах водного транспорта.

Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуа­ции населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Радиус зоны эвакуации определяется в зависимости от типа аварийного реактора. Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учрежде­ния психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения производится в два этапа:

— на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до
промежуточного пункта эвакуации (ППЭ), расположенного на границе зоны возможно­
го радиоактивного загрязнения;

— на втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места вре­
менного размещения.

ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.

При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одеж­ды и обуви.

На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый» транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения толь­ко на загрязненной территории.

«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временно­го размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на ради­ационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными от радиации свойствами.

В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости отХОО, вви­ду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуаль­ной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от ха­рактера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производит­ся из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Содержание | Index 455


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 456

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гости­ницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эва-ко-контингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осу­ществляться не только по заранее отработанному плану, но и проводиться в опера­тивном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе фор­мирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости по прекращению действия селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговре­менная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) на­селения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогно­за возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оператив­ным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (насе­ленного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможно­го добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения прово­дится по мере возникновения реальной угрозы; в случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удо­влетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также прово­дится эвакуация.

При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока — территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как пра­вило, локальный и в редких случаях местный характер.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному прин­ципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором эта­пе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам времен­ного размещения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по террито­риальному принципу с развертыванием СЭП или без них.

По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации на­селения из четырехчасовой зоны добегания селевого потока путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безот-

Содержание | Index 456


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 457

лагательной) эвакуации, принимается Главой администрации местных органов само­управления.

План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах — для упреждающей и экстренной эвакуации.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращению их схода в случае разрушения объектов жиз­необеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.

При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заблаговременная) эва­куация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до опреде­ленного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Крат­косрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух).

При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы поражаемых лави­ной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей за­стройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в резуль­тате схода лавины ожидаемой мощности.

После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких случаях — местный характер. При этом временно проживающим на территории пострадавшим в результате схода лавины, на­селению (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эва­куируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зоны, должны пере­носиться в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потен­циальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопас­ного периода. Вследствие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант — экстренной (безотлагательной) эвакуа­ции тех населенных пунктов, которые к моменту его составления не эвакуированы за пределы этих зон.

В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация насе­ления возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При неболь­шом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эва­куация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится, исходя прогнозируемой или ре­ально сложившейся гидрологической обстановки.

Содержание | Index 457


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 458

При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопле­ния эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом опе­ративные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вы­вод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам времен­ного размещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.