КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферыу детей с ЗПР
Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР. Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе и проявляющегося в познавательной деятельности и в общении. В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темпераменты. Легкий темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой дезадаптации и негативного восприятия окружающими. Промежуточный темперамент. По 4-5 характеристикам ребенок выглядит достаточно своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся плохой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким порогом ответной реакции на воздействия). Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающими. Кроме того, в дошкольном возрасте можно обнаружить формирование систем темпераментальных характеристик, свойственных тому или иному темпераменту (меланхолическому, сангвиническому, флегматическому или холерическому). Сам по себе темперамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от комбинации трех основных свойств нервной системы каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, неучет которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, может явиться причиной детской «нервности». У детей с ЗПР наблюдается преобладание трудного (44%) и промежуточного (28 %) темпераментов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых легкий темперамент составляет 44% (по сравнению с 28 % при ЗПР), а трудный — 20 %'. Наиболее часто встречающимися признаками трудного темперамента у дошкольников с ЗПР являются: повышенная моторная активность; высокая отвлекаемость; низкая выносливость; нарушения настроения. Таким образом, уже на уровне темпераментных особенностей у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется неучет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются прямые предпосылки для формирования патохарактерологических особенностей личности в более старшем возрасте.
Детям с ЗПР свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость с которой связан сниженный порог к возникновению и закреплению навязчивых страхов. Так, в целом было установлено, что| количество страхов на одного дошкольника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с; нормальным развитием.
Эмпатия как способность понимания другого человека представляет собой сложное психологическое образование, позволяющее откликаться на эмоциональные состояния другого человека, понимать его и на этой основе оказывать помощь. В целом дети с ЗПР по уровню эмпатии ближе к нормально развивающимся сверстникам, чем к умственно отсталым.
Особенности коммуникации детей с ЗПР. Дошкольники с ЗПР правильно используют жесты, обозначающие указание, отрицание, согласие и незнание, реже и не всегда правильно ими используются жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации дети с ЗПР используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе. Дети с ЗПР тяготеют к контактам с детьми младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых из них возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: 1) агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, а также физически более слабые, животные, или на вещи; 2) бегство— ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.; 3) регрессия — возврат на более низкий уровень развития также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности; 4) отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации — ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой не может избежать. Сравнительный анализ экспериментальных данных критериев выбора партнера для общения у нормально развивающихся детей и детей с ЗПР показал, что между ними существуют различия. Для дошкольников с ЗПР наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные черты сверстника. А для нормально развивающихся детей при несомненной значимости положительных личностных качеств партнера по общению ведущим мотивом становится интерес к главной деятельности дошкольника — игре. Мотивационно - потребностная сфера детей с ЗПР дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими» мотивами. Наиболее ярко это проявляется в в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему школьному обучению (Л.В.Кузнецова, 1981). В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети с ЗПР имеют достаточно правильные представления о характере предстоящей учебной деятельности. Однако эти знания не являются для них побуждающими, как это наблюдается у нормально развивающихся сверстников. Наоборот, в большинстве своем предпочитают сохранить дошкольный образ жизни.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |