Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферыу детей с ЗПР




Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР. Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, тем­перамент является базой для формирования характе­ра, выражающегося в устойчивом отношении к окру­жающему миру и самому себе и проявляющегося в познавательной деятельности и в общении.

В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной соци­ально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темпераменты.

Легкий темперамент. По большинству характе­ристик ребенок не проявляет выраженного своеобра­зия, которое может послужить основой дезадаптации и негативного восприятия окружающими.

Промежуточный темперамент. По 4-5 характе­ристикам ребенок выглядит достаточно своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на но­вые стимулы, сопровождающаяся плохой адаптаци­ей, сниженным фоном настроения и низким порогом ответной реакции на воздействия).

Трудный темперамент. Более чем по 5 показате­лям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодейс­твии с окружающими.

Кроме того, в дошкольном возрасте можно обна­ружить формирование систем темпераментальных характеристик, свойственных тому или иному темпе­раменту (меланхолическому, сангвиническому, флег­матическому или холерическому). Сам по себе тем­перамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от комбинации трех основных свойств нервной системы каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, неучет которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, может явиться причиной де­тской «нервности». У детей с ЗПР наблюдается преобладание трудного (44%) и промежуточного (28 %) темпераментов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых легкий темперамент составляет 44% (по сравнению с 28 % при ЗПР), а трудный — 20 %'.

Наиболее часто встречающимися признаками трудного темперамента у дошкольников с ЗПР являются:

повышенная моторная активность;

высокая отвлекаемость;

низкая выносливость;

нарушения настроения.

Таким образом, уже на уровне темпераментных особенностей у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется неучет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются прямые предпосылки для формирования патохарактерологических особенностей личности в более старшем возрасте.

 

Детям с ЗПР свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость с которой связан сниженный порог к возникновению и закреплению навязчивых страхов. Так, в целом было установлено, что| количество страхов на одного дошкольника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с; нормальным развитием.

 

Эмпатия как способность понимания другого че­ловека представляет собой сложное психологичес­кое образование, позволяющее откликаться на эмо­циональные состояния другого человека, понимать его и на этой основе оказывать помощь. В целом дети с ЗПР по уровню эмпатии ближе к нормально развивающимся сверстникам, чем к умственно отсталым.

 

Особенности коммуникации детей с ЗПР. Дошкольники с ЗПР правильно используют жесты, обозначающие указание, отрицание, согласие и не­знание, реже и не всегда правильно ими используют­ся жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации де­ти с ЗПР используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответству­ют общепринятой системе.

Дети с ЗПР тяготеют к контактам с детьми младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых из них возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:

1) агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возрас­та, а также физически более слабые, животные, или на вещи;

2) бегство— ребенок «убегает» от ситуации, с ко­торой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в бо­лезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;

3) регрессия — возврат на более низкий уровень развития также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самосто­ятельным, так как это приносит одни неприятности;

4) отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации — ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой не может избежать.

Сравнительный анализ экспериментальных данных кри­териев выбора партнера для общения у нормально развивающихся детей и детей с ЗПР показал, что между ними существуют различия. Для дошкольников с ЗПР наиболее предпоч­тительными оказываются общие положительные качества, личностные черты сверстника. А для нор­мально развивающихся детей при несомненной зна­чимости положительных личностных качеств партне­ра по общению ведущим мотивом становится инте­рес к главной деятельности дошкольника — игре.

Мотивационно - потребностная сфера детей с ЗПР дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими» мотивами. Наиболее ярко это проявляется в в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему школьному обучению (Л.В.Кузнецова, 1981). В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети с ЗПР имеют достаточно правильные представления о характере предстоящей учебной деятельности. Однако эти знания не являются для них побуждающими, как это наблюдается у нормально развивающихся сверстников. Наоборот, в большинстве своем предпочитают сохранить дошкольный образ жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.