Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая диагностика при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и их коррекция




ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У де­тей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобраз­но. Связано это в основном с двигательной патологией, посколь­ку любая деятельность предполагает выполнение активных вне­шних действий и операций, формирование навыков и умений, в, том числе и двигательных.

У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая иг­ровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. У де­тей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточ­ному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти инекоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других видов игр.

 

Диагностика детей с ДЦП не вызывает трудностей у медицинских работников. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка. Однако неврологическая симптоматика, имеющая место у грудных детей, не всегда свиде­тельствует о развитии ДЦП.

Однако на ранних стадиях развития важно не только выявить ДЦП, но и определить уровень психичес­кого развития ребенка. Ведущая роль в работе по психодиагностике и психокоррекции принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Труд­ности при исследовании ребенка с ДЦП могут быть вы­званы его умственной отсталостью, задержкой раз­вития, недостаточностью зрения, слуха и др. Особен­но важно рано обнаружить нарушения слуха у детей с ДЦП. Они встречаются достаточно часто. Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с ДЦП необходим комплексный клинико-психолого-педагогический анализ его особенностей. Обследо­вание ребенка с ДЦП представляет большие трудно­сти, так как физические недостатки, ограниченный запас знаний об окружающем маскируют потенци­альные его возможности. Более надежной остается диагностика, опирающаяся на тщательное наблюде­ние в сочетании с экспериментальным обследовани­ем отдельных психических функций и изучением осо­бенностей приобретения новых знаний и навыков.

Успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей. Ранняя психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа очень актуальна. Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздей­ствие, включающее медикаментозную терапию, фи­зиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, ле­чебную физкультуру. Медикаментозное лечение на­правлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений. Физиотера­певтические процедуры улучшают трофику тканей и кровообращения в мышцах. Ортопедическая работа предусматривает соблюдение ортопедического режи­ма, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие дви­гательных навыков и умений, обеспечивающих школь­ную и социально-бытовую адаптацию детей.

Коррекция двигательных нарушений должна носить постоян­ный, непрекращающийся характер, поэтому занятия физичес­кой культурой, музыкальные занятия, занятия по формированию элементарных математических представлений, лепке, апплика­ции, рисованию, конструированию, труду, игре, ознакомлению с окружающим, развитию речи, а также все режимные моменты должны иметь коррекционную направленность и проводиться с учетом особенностей двигательного развития детей с ДЦП.

Итак, характерной особенностью организации обучения и вос­питания в детских садах и школах для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата является тесное сочетание учебно-вос­питательного процесса с лечебно-восстановительными мероприя­тиями.

Помимо работы, направленной на формирование и коррекцию познавательных психических процессов, большое значение име­ют меры по предупреждению у детей патохарактерологического формирования личности. Здесь особенную важность имеют пра­вильные условия воспитания ребенка в детском саду и в семье. Воспитатель должен разъяснять родителям пагубность гиперопе­ки, он должен развивать в детях самостоятельность, активность, инициативность, волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, черты характера, которые позволят ребенку в дальнейшем адекватно адаптироваться в обществе

После завершения дошкольного образования дети с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата могут получить образова­ние в специальных школах для детей с последствиями полиомие­лита и церебральными параличами либо в массовой школе, если это позволяет состояние ребенка. В основу обучения в специаль­ных школах положена программа общеобразовательной или вспо­могательной школы. Дети, обучающиеся по программе массовой школы, получают неполное среднее образование за 10 лет, пол­ное среднее — за 12 лет.

В основе специальной коррекционной работы со школьниками лежат общие принципы. Коррекционная работа по ряду разделов (пространственные, временные представления, обогащение сло­варного запаса) должна продолжаться и в средней школе, при­чем в этот период она строится непосредственно на программном материале.

В средней школе при построении системы занятий, направ­ленных на дальнейшую компенсацию нарушенных функций, вы­деляются следующие направления:

формирование пространственных представлений на основе про­граммного материала по черчению, геометрии, географии;

развитие временных представлений на материале истории, ма­тематики, литературы;

развитие словарного запаса: отработка специальной термино­логии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале;

овладение терминами, обозначающими абстрактные категории;

развитие речевого общения: грамматически правильное пост­роение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с про­странственными и временными категориями;

развитие ручной умелости на уроках труда.

В ходе коррекционных занятий можно частично, а в некоторых случаях полностью компенсировать специфичные для данной ка­тегории детей нарушения познавательной деятельности и, таким образом, создать учащимся условия для овладения программным материалом общеобразовательной школы, следовательно, и пред­посылки для овладения квалифицированными профессиями в даль­нейшем.

Контрольные вопросы и задания

1. Что составляет предмет и задачи психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

2. Охарактеризуйте понятие «детский церебральный паралич» и различные его формы.

3. Охарактеризуйте особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.

4. Охарактеризуйте особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.

5. Охарактеризуйте особенности формирования деятельности детей с ДЦП.

6. Раскройте основные принципы психодиагностики и коррекции психологических проблем детей с ДЦП.

 

Литература

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Масюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. – М., 1993.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опрно-двигательного аппарата. – М., 2001.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.