Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития познавательной сферы




Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Данная форма ДЦП характеризуется, прежде всего, низким мы­шечным тонусом (атония), трудностями в формировании вертикализации (астазия), что и определяет ее название. При данной форме имеет место несформированность реакций равновесия, не­доразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координа­ции движений.

При атонически-астатической форме ДЦП поражается мозжеч­ковая система мозга, которая регулирует координацию движений и равновесие. При повреждении данной системы двигательные нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаксии. Атаксия — это нарушение координации движений: они становят­ся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия характе­ризуется расстройством целенаправленных движений, ходьбы.

Дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равнове­сия иногда отсутствуют до 2 — 3 лет. Походка характеризуется не­устойчивостью. Для сохранения равновесия дети ходят, широко расставляя ноги в стороны, пошатываясь, однако часто падают. Траектория движения зигзагообразная, что напоминает походку пьяного человека. Все движения отличаются неточностью и не­соразмерностью.

При тонких целенаправленных движениях (письмо, складыва­ние мозаики, трудовые операции и пр.) тремор рук затрудняет выполнение произвольных действий. Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывис­той, монотонной и медленной. В половине случаев у детей с атонически-астатической формой ДЦП отмечается олигофрения в степени дебильности и имбецильности.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболе­вания — сочетание различных двигательных расстройств. Сочета­ние проявлений разных форм заболевания ведет к двигательным нарушениям, носящим осложненный характер.

 

 

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Дефицитарность моторной сферы обусловлива­ет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-дви­гательного аппарата. Однако решающее значение имеет первич­ная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недо­статочности коррекционно-развивающей работы возникают и на­растают явления депривации, усугубляющие двигательную, по­знавательную и личностную недостаточность.

Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп раз­вития, а также качественное своеобразие в формировании психи­ки — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.

Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально со­хранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полно­ценное, полностью соответствующее нормальному развитие. Ос­новные виды психических нарушений при ДЦП — это задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП), что свиде­тельствует о сочетании психического дизонтогенеза дефицитарного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития или недоразвития. Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллекту­альной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое раз­витие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

• нарушение активного произвольного внимания, которое не­гативно отражается на функционировании всей познавательной си­стемы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нару­шениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интел­лектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприя­тия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболева­ний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При ин­теллектуальном перенапряжении появляются вторичные невроти­ческие осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр. Повышенная инертность и замедленность всех психических про­цессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдель­ных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.