Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП




Сущность нарушения при детском церебральном параличе

СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та» носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­живания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

В дальнейшем мы будем в основном рассматривать клинико-физиологические и психологические особенности развития детей с детскими церебральными параличами, поскольку именно эта категория составляет основную массу детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата.

ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функ­ционированием мышц.

При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигатель­ными и сенсорными системами, между звеньями самой двига­тельной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер.

В становлении функций нервной системы при нормальном раз­витии мозга наблюдается преемственность и стадийность. У здоро­вого ребенка последовательность созревания мозговых систем, уп­равляющих движением, определяет этапность в развитии движе­ний, когда на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие, более сложные и совершенные.

 

Последовательность и темп созревания двигатель­ных функций у ребенка с детским церебральным па­раличом (ДЦП) нарушены. Его двигательный аппарат характеризуется преобладанием примитивных врож­денных рефлекторных форм двигательной активно­сти, не свойственных данному возрасту.

При нормальном развитии эти рефлексы проявля­ются не резко в первые месяцы жизни. Хвататель­ный рефлексвызывается прикосновением к ладони. Это приводит к реакции схватывания. Рефлекс ползания возникает от прикосновения к подошвам ног, что влечет реакциюотталкивания. Движения, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угаса­ют. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начи­нает складываться хватание как произвольный двига­тельный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Сохранение этих рефлексов существенно тор­мозит формирование произвольной моторики.

Проявление данных и подобных рефлексов во вто­ром полугодии первого года жизни является симпто­мом риска поражения двигательных зон коры голо­вного мозга.

У детей с ДЦП врожденные безусловные реф­лексы не угасают, действие патологических реф­лексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двига­тельных актов.

Отсюда следующая специфическая особенность двигательной сферы ребенка с ДЦП — задержка формирования основных моторных функций. Эти дети овладевают ими в среднем к 3-5 годам. Сущес­твенно задерживается становление таких двигатель­ных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Поза сиденияв норме формируется к 7-9 меся­цам. У детей с ДЦП эта поза оказывается освоенной примерно к 2-3 годам. Задерживается и освоение ползания. Ходьба — это не только новый этап в мо­торном развитии, но и расширение познавательных горизонтов. В норме ходьба как двигательный акт на­чинает формироваться с 1 года.Лишь половина дошкольников с ДЦП овладевает ходьбой к 4 годам. Остальные дети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладева­ют вовсе.

Еще более отсроченным во времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для само­обслуживания, осуществления предметно-игровой, изобразитель­ной, учебной и трудовой деятельности.

Иногда создается видимость усугубления заболевания с возра­стом. Между тем ДЦП является непрогрессирующим неврологи­ческим заболеванием. Иллюзия текущего патологического процесса возникает в связи с все большим несоответствием между двига­тельными возможностями ребенка и все возрастающими требова­ниями, предъявляемыми к растущему организму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.