Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Много не говори: мудрые много не говорят




Много не говори: мудрые много не говорят.

Говоря много, нельзя не согрешить.

Надобно стараться, чтобы говорить

немного и вовремя, именно тогда,

когда мы видим, что молчание бесполезно.

Впрочем, и тогда не говори, чего не

знаешь (святой Григорий Богослов)

Не говори всего, что знаешь,

но непременно знай все,

что говоришь (Фома Кемпийский)

Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по нефилологическим специальностям. Цель курса «Русский язык и культура речи» – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение уровня культуры речи. Материал пособия направлен на выработку навыков хорошей речи (прежде всего в сфере делового и научного общения), умения и потребности пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

При концептуализации материалов пособия авторы-составители ставили следующие задачи:

· Изложить теоретические основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств, основы стилистики как учения о функциональных стилях речи, основы риторики как учения об эффективном общении;

· Дать системное представление о нормах современного русского литературного языка;

· Научить студентов ориентироваться в разнообразии отступлений от норм современного русского литературного языка в речевой практике путем критического анализа текстов низкого качества;

· Научить приемам и методам устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях с учетом природы этих искажений.

Учитывая несклонность современных студентов пользоваться дополнительной литературой, мы стремились создать самодостаточное теоретическое пособие: максимально насытить его примерами, включить достаточное количество иллюстраций для объяснения теории. Сказанное не исключает необходимости обращения к словарям.

В рамках курса мы не пытались объять необъятное и рассказать обо всех языковых нормах и об употреблении всех языковых единиц в речи, прежде всего мы ставили перед собой цель – запустить механизмы сознательного говорения, слушания, чтения, письма, считая, что участник общения должен осознавать свои языковые и коммуникативные возможности, свою свободу и свои ограничения.

В конце книги приводится список литературы по предмету, словарей и справочников, к которым студенты могут в случае необходимости обращаться.

В пособии использованы материалы из популярных пособий по русскому языку и культуре речи, по практической и грамматической стилистике русского языка. Пособие составлено по материалам учебных пособий следующих авторов: Былковой С.В. (в соавторстве), Валгиной Н.С. (в соавторстве), Введенской Л.А. (в соавторстве), Водиной Н.С. (в соавторстве), Войловой К.А. (в соавторстве), Гойхмана О.Я. (в соавторстве), Гольдина В.Е., Граудиной Л.К. (в соавторстве), Дроняевой Т.С. (в соавторстве), Ипполитовой Н.А. (в соавторстве), Леканта П.А (в соавторстве), Козловой Т.В., Плещенко Т.П. (в соавторстве), Розенталя Д.Э., Сиротининой О.Б., Смирновой Л.Г., Солганика Г.Я., Тихоновой В.В. (в соавторстве), Федосюк М.Ю. (в соавторстве), Фрояновой Т.И., Черкасовой М.Н. (в соавторстве), Ширяева Е.Н., Штрекер Н.Ю., Ягубовой М.А..

Хочется выразить большую признательность научному редактору пособия заведующему кафедрой стилистики русского языка, культуры речи и риторики МГОУ, кандидату филологических наук, доценту Шамшину И.В. и рецензентам пособия – кандидату педагогических наук, доценту кафедры стилистики русского языка, культуры речи и риторики МГОУ Мищериной М.А. и кандидату филологических наук, доценту кафедры стилистики русского языка, культуры речи и риторики МГОУ Вальковой Е.А. за внимательное и критичное прочтение работы и ценные замечания, которые помогли совершенствовать пособие.

 


РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА РЕЧИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.