Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные коммуникативные качества русской речи




Культура речи как научная дисциплина

Культура речи как научная дисциплина появилась в 20-е годы XX века в Советском Союзе. Появление ее было вызвано прежде всего социальными причинами: после революции 1917 года в активную общественную жизнь включились широчайшие массы рабочих и крестьян, недостаточно хорошо владевших литературным языком. Поэтому культура речи развивалась прежде всего в нормативном направлении: создавались различные нормативные документы. Так были созданы академическая грамматика, толковый словарь, различные словари правильностей русского языка. Одним из важнейших достижений культуры речи явилось создание С.И. Ожеговым популярного и доступного толкового «Словаря русского языка».

Таким образом, в узком смысле культура речи – это нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. С. 115)

В широком смысле культура речи – это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая).

Культура речи и сейчас продолжает развиваться как важная область лингвистики, исследующая прежде всего коммуникативные (т.е. значимые для общения) качества речи.

Под коммуникативными качествами речи понимаются такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным (объективные свойства речи, которые оптимально обеспечивают потребности общения и свидетельствуют о высокой речевой культуре, о ее совершенстве).

Мы принимаем за основу классификацию, в которой в качестве основных особенностей речи выделяются правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность и уместность.

Правильность речи, ее богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность являются принятыми в языковедении критериями хорошей речи. Попытаемся дать более подробное толкование перечисленных качеств речи.

В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правиль­ность, это тот базис, на котором основываются все прочие ка­чества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что со­здаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим (нормы постановки ударения и произношения слов), морфологическим (норму употребления форм слов разных частей речи), синтаксическим (нормы, регулирующие построение словосочетания и предложения), лексическим (нормы словоупотребления), стилистическим (нормы, регулирующие соответствие слова и предложения стилю изложения).

Типы норм:

Устной речи:

1. орфоэпические (нормы произношения и нормы постановки ударения)

Письменной речи:

1. орфографические

2. пунктуационные

Устной и письменной речи:

1. нормы словоупотребления (лексические нормы)

2. грамматические: морфологические и синтаксические

3. стилистические.

Богатство речи определяется прежде всего общей культу­рой говорящего, его способностью мыслить. «Богатство языка есть богатство мыслей», — писал Н.М. Карамзин. Богатой являет­ся речь человека, обладающего большим словарным запасом, умеющего использовать эти слова с учетом присущих им различ­ных смысловых оттенков, владеющего разнообразием синтакси­ческих конструкций, интонаций в устной речи. Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей языковой структуре, чем реже повторяются в ней одни и те же элементы. Богатство речи опре­деляет все прочие коммуникативные качества речи.

Русский язык обладает огромным словарным запасом, частич­но (но далеко не полностью!) он отражен в толковых словарях. Са­мый большой словарь русского литературного языка, состоящий из 17 томов, включает 120 480 слов.

Но богатство речи определяется не только словарным запасом. Словообразование является очень важным источником речевого богатства, потому что словарь русского языка обогащается прежде всего за счет словообразования. Богатые словообразовательные возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по готовым моделям. Например, с приставкой на- в русском языке насчитывается около 3 000 слов. Умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать новые слова.

Грамматические ресурсы также являются источником речевого богатства. Основным источником богатства на морфологическом уровне являются синонимия и вариантность грамматических форм, а также возможность их употребления в переносном значении: быть в отпуске – в отпуску, бункеры – бункера, юноша смелый – смел, умнее – более умный и т.п. На синтаксическом уровне также синонимия и вариантность конструкций: она грустит – ей грустно, нет радости – никакой радости – какая уж там радость, которые 1) передают необходимые смысловые и стилистические оттенки и 2) помогают разнообразить словесные средства выражения.

Точной может считаться такая речь, в которой мысли и чув­ства говорящего передаются ясно, полно и вместе с тем до­статочно лаконично. А.Н. Толстой писал об этом: «Язык двигается к точности и выразительности через простоту и экономию». Про­стота речи подразумевает ее безыскусственность, естествен­ность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Обязатель­ное условие точной речи — использование говорящим слов в со­ответствии с их языковыми значениями. Точность включает в себя умения: 1) правильно отражать реальную действительность (т.е. необходимо соответствие смысловой стороны речи отражаемой реальной действительности) и 2) правильно выражать мысли и оформлять их с помощью слов.

Точность является предварительным условием такого качест­ва речи, как логичность – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание. Но если точность обеспечивается владением лексическими ресурсами языка, то логичность связа­на прежде всего с синтаксической организацией как отдельных слов в предложении, так и высказываний в тексте. Логичность ре­чи основана на логичности мышления. Чтобы логично говорить и писать, надо уметь логично рассуждать, строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», — писал французский поэт XVII века Никола Буало.

Чистота речи — это качество, исключающее чуждые лите­ратурному языку элементы, а также элементы, отвергаемые нор­мами нравственности. За пределами литературной лексики оста­ются. Естественно, категорически отвер­гаются нецензурные слова и выражения. Чистой считается устная речь, свободная и от слов-паразитов (типа так сказать, ну, значит, как бы, а-а-а, э-э-э и т.д.).

Выразительностью речи называются такие особенно­сти ее структуры, которые привлекают и поддерживают внима­ние, интерес слушателей или читателей. Выразительна образная, живая, эмоциональная речь, в которой отсутствуют штампы, шаб­лоны, слепое следование «языковой моде».

Выразительными средствами языка являются тропы (слова и высказывания, употребляющиеся в переносном значении: мета­фора, метонимия, олицетворение, синекдоха) и фигуры (формы синтаксической организации слов в художественном тексте: ан­титеза, гипербола, литота, градация и т.д.). Практически все единицы языка, даже отдельный звук, могут быть выразительны­ми. Для восприятия важно такое качество речи, как благозву­чие — соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их», — писал А.П. Чехов.

Большую выразительность устной речи придает интонация, высота, тембр произносимых звуков, темп речи, паузы. В выборе средств выразительности речи в наибольшей степени проявляет­ся индивидуальность говорящего.

Очень важным качеством речи является ее уместность — такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. А.С. Пушкин писал: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообраз­ности». Различают уместность ситуативную (те или иные выраже­ния, тематика общения неуместны в определенных ситуациях) и стилевую, предполагающую в разных ситуациях общения соот­ветствующий выбор стилистически окрашенных средств языка. Известный лингвист Л.В. Щерба объяснял в одной из своих ста­тей: «Если кто в серьезной книге напишет «фагоциты уплетают микробов», это будет глупо и неуместно». В другой ситуации упо­требление данного глагола будет вполне оправданным: «Посмот­ри, как уплетает кашу наша девочка»,— скажет счастливая мать своему мужу в обстановке мирного семейного ужина. Можно го­ворить также о личностно-психологической уместности речи, которая связана с умением говорящего почувствовать душевное состояние собеседника, предположить его возможную реакцию на обращенные к нему слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.