Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические особенности научного стиля




Научному стилю свойственны абстрактность, обобщенность, доказательность, аргументированность изложения, логичность в выражении мысли, стремление к точности и ясности, что находит отражение в композиционном строении текстов и в их синтаксическом строе.

В синтаксических структурах научного стиля максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании пассивных (страдательных) конструкций и неопределенно-личных предложений. Реальный производитель действия в пассивных конструкциях обозначается формой второстепенного члена предложения в творительном падеже или вообще опускается (Для этого берут пробу…; По окончании опыта отсчитывается остаток кислоты… Нами было установлено, что… Обычно рас­сматривают следующие черты объекта...; Результаты социологиче­ских опросов анализируются... Олово плавится при температуре…). Показательны и случаи информативной несамостоятельности главной части сложноподчиненного предложения: Известно, что благодаря цензуре сохраняется этическое состояние общества. Важно подчеркнуть, что… Следует указать на то, что…

Широко распространены и безличные предложения с модальным словом и инфинитивом, с безличными глаголами и личными в значении безличных (Нам надлежит рассмотреть, каковы эти закономерности… Надо заметить, что …).

В простом предложении последовательно реализуется прямой порядок слов, что усиливает собственно информативную сторону сообщения, способствует ясности точности формулировок: Лабораторные опыты проводятся в течение месяца. Обратный порядок слов может служить логическому усилению, выделению той или иной части высказывания (допускается в устных жанрах научной речи: доклад, лекция и т.п.).

Сложные предложе­ния преобладают над простыми, причем чаще представлена союзная, чем бессоюзная связь, используются составные союзы в то время как; если... то; ввиду того, что; вследствие того, что и др. Характерно употребление вводных слов, выражающих отно­шения между частями высказывания: итак, во-первых, наконец, как утверждают, в соответствии с выводами, таким образом, следо­вательно и т.д.

Логичность и доказательность научной речи обусловливают активное использование сложных союзных предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными изъяснительными, определительными, причины, цели, условия, следствия, уступки и сложносочиненных предложений со смысловыми отношениями согласования и противопоставления: необходимо подчеркнуть, что …, не только утверждается, но и … Такие предложения четко отражают причинно-следственные отношения. Этой же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.).

В научной речи распространено такое явление, как сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство). Чаще всего оно оформляется как абзац, включающий от 3-4 до 7-8 предложений. Для предложений характерна тематическая спаянность. Между самостоятельными предложениями абзаца широко используются языковые средства связи (синтаксический параллелизм, союзы, местоимения, повторы, вводные слова и др.). При этом действует принцип логического членения, соответствующий коммуникативной организации сообщения: первая фраза указывает на тему сообщения, далее тема аргументируется, завершается абзац чаще всего заключением-выводом. Пример:

Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом – специфика ее предмета (Н.Н. Вересов. Психология управления. – М., 2001).

В научном тексте нередко встречаются цитаты со строгими ссылками на источник, используются сокращения-аббревиатуры, принятые в данной науке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.