Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия. Горбунов В. С. , кузьменко Г. Н. , отюцкий Г. П. , шахов М. Н




Горбунов В.С., Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., Шахов М.Н.

 

Учебное пособие для будущих социальных работников

 

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности

«Социальная работа»

Москва - 2011

 

 

УДК 1(075.8)

ББК 87.3

Ф56

 

Рецензенты

кафедра философии Российского государственного социального университета

заслуженный работник высшего образования РФ, д-р филос. наук,

проф. Ляшенко В.П.

 

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности

«Социальная работа»

 

Горбунов В.С., Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., Шахов М.Н.

Ф56 Философия: учебное пособие для будущих социальных работников / Под общ. ред. акад. РАН Жукова В.И. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2011. – 513 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для изучения курса «Философия» студентами и аспирантами высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «социальная работа». В нем концентрированно и в доступной форме излагаются теоретические основы философского знания в тесной связи с задачами практической деятельности социального работника. Содержание пособия максимально адаптировано к требованиям государственного образовательного стандарта. Включен ряд тем, редко раскрываемых в учебных пособиях по философии.

 

УДК 1(075.8)

ББК 87.3

 

© Изд-во РГСУ «Союз», 2011

© Горбунов В.С., Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., Шахов М.Н., 2011

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Остроумный академик Ландау даже в самый разгар господства коммунистической идеологии в нашей стране делил все науки на естественные, неестественные и противоестественные. К последним он относил общественные науки по той причине, что Высоцкий и Жванецкий рассказывали о нашем обществе точнее и глубже, чем все обществоведение, задавленное моноидеологией. Сегодня общест­воведение России раскрепостилось и деидеологизировалось. Оно способно своим содержанием формировать мировоззренческие позиции и методологические ориентиры деятельности людей в слож­ных условиях общественного развития. Особую роль в данном процессе призвана сыграть философия.

Жизнь показывает, что общественное развитие постоянно ус­ложняется. А в сложных условиях не бывает простых решений, и потому мышление человека должно быть правильным и глубоким, оперативным и гибким, инновационным и творческим, диалектическим и гуманистическим. В формировании такого мышле­ния ведущая роль принадлежит философскому образованию.

Философия всегда занимала особое место в системе социально-гуманитарного образования, поскольку она изучает не только об­щество и человека, но и весь окружающий мир с позиций предельно общих принципов, законов и категорий. В отношении к ней никогда не было равнодушия: философию или незабвенно любили, называя по-гегелевски наукой наук, или ее категорически не воспринимали за высокую абстрактность и удаленность от жизни.

Скажем сразу, что ныне философия не претендует на роль науки наук, имея свой объект и предмет исследования. C высоты философского Олимпа видно далеко не все конкретное, но самое главное и важное для жизни и деятельности человека. И это важное и вечно нужное в философии обретает достаточно конкретное содержание и смысл, несмотря на высокий уровень обобщения, абстракции философских принципов, законов и категорий.

В последние полтора десятилетия в нашей стране в целом завершился процесс переориентации философии от единооб­разной марксистско-ленинской парадигмы на многообразные виды и концепции философского знания, порожденные духовным опытом всех предшествующих поколений человечества. Поэтому сегодня существует необходимость обстоятельного представления и выражения всего спектра мировоззренческих позиций и методологических ориентиров философского знания в системе гуманитарного образования.

Студенты нередко задают вопрос о том, какую философию мы изучаем сегодня. Заранее отвечаем - ту философию, которую создало человечество с древнейших времен и до наших дней, во всем богатстве ее теоретико-мировоззренческого содержания. Поэтому в предлагаемом учебном пособии уже нет таких «приори­тетов», как жесткое противопоставле­ние материализма и идеализма, революционно-классовая направлен­ность и идеологическая нетерпимость к иным философским концеп­циям, экономический детерминизм и политическая приверженность одной партии. Авторы старались излагать материал в теоретически объективном и по возможности беспри­страстном духе.

Настоящее учебное пособие подготовлено на основе авторского курса «Философия», разработанного и апробированного авторами перед студентами ряда столичных вузов. Со­держание пособия адаптировано к требованиям госу­дарственного образовательного стандарта, учебным программам и тематическим планам изучения философии в высших учебных заведениях. В нем концентриро­ванно и кратко излагаются теоретические основы философского знания в тесной связи с задачами профессиональной практической деятельности, прежде всего профессиональной деятельности социального работника.

Авторы стремились с достаточной полнотой представить все дидактические единицы государственного образовательного стандарта. Так, в стандарт 2000 года вновь введены проблемы диалектики, что нашло отражение в предлагаемом учебном пособии. В числе вновь введенных дидактических единиц – проблемы насилия в их философском осмыслении. Этот круг проблем нашел отражение в главах, посвященных философии войны и философии терроризма.

В конце каждой главы предлагаются основные вопросы для самостоятельного контроля, а также тематика докладов, рефератов и научных сообщений. В списке литературе помещены не только те источники, что использовались авторами при написании соответствующей главы, но и работы, которые помогут студенту при углубленном изучении темы, при подготовке докладов и рефератов.

Авторы стремились при изложении учебного материала особое внимание обращать на философские основания социальной работы, иными словами – на те философские выводы, которые имеют наибольшее мировоззренческое и методологическое значение, для деятельности конкретного социального работника, для организации социальной работы в целом, для планирования и прогнозирования основных направлений социальной политики. Таким образом, предлагаемое учебное пособие окажет помощь студентам и при изучении философии социальной работы.

Следует сделать существенное замечание. Предлагаемый читателю труд претендует, если не по юридическому статусу, то по содержанию – на роль учебника. Однако, как представляется авторам, написать учебник по философии нельзя. Почему?

Традиционное требование к учебникам - оптимальный, по возможности небольшой объем. Содержание же учебников знакомит, как правило, преимущественно с результатами знаний, добытыми наукой, но не с процессом самой «добычи» этих знаний. В качестве возражения могут сослаться на те доказательства теорем и законов, которые предлагаются в учебниках математики и физики. Однако эти доказательства большею частью не соответствуют историческому процессу достижения истины, они сами есть результат последующего осмысливания, «причесывания» сложного и противоречивого процесса научного поиска.

Философия - это одна из тех немногих наук (впрочем, далеко не все философы считают область своих профессиональных интересов наукой, а характеризуют ее в качестве особого способа постижения мира), в которых процесс познания оказывается зачастую не менее важным, чем его результат. В философии главное - философствование, последовательная и достаточно объемная цепь рассуждений, доказательств, логических и интуитивно-эмоциональных опосредований: «Философствование можно понять как постоянное забрасывание в общество культурных тестов, мутаций, которые… можно рассматривать как предложение, хотя и в абстрактной форме, обществу формировать новые программы… Философствование несет в себе попытки прорыва к эффективной функциональности субъекта в усложняющемся мире»[1].

На этот же момент обращает внимание В.В. Миронов: «не овладение истиной, а поиск ее – вот цель философии»[2].

Учебник или учебное пособие не могут вместить столь объемный материал, они неизбежно ограничиваются лишь философскими выводами, но не процессом их достижения. В лучшем случае учебник может рассказать «о процессе», но не показать сам процесс философствования. Поэтому неизбежно подобного рода книга по философии может быть только учебником о философии. Пытливый читатель, который все же хотел бы познать философию как таковую, должен обращаться к первоисточникам, к подлинным трудам классиков философской науки, на первых порах хотя бы в объеме хрестоматий.

 

 

Раздел первый. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

...Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нём философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.

 

Рене Декарт.

 

Нередко бывает так: студент целый семестр, а то и учебный год слушал лекции по фило­софии, выступал на семинарах, успешно писал рефераты, а на экзамене становится в тупик при вопросе: «Что изучает философия? Каков её предмет? Зачем нужна философия социальному работнику?»

Кто в этом виноват? Студент? Преподаватель? Ситуация не столь проста, сколь кажется. Дело в том, что и среди самих философов до сих пор идут довольно жаркие дискуссии о предмете их науки. Стороннему наблюдателю может показаться даже, что под именем «философия» выступают совершенно разные науки, не похожие друг на друга системы знаний. Попробуем понять содержание, предмет и объект этой науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.