Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль философии в практической деятельности специалиста




Содержание и структура философского знания

В совокупном многообразии философских идей, теорий и взглядов можно выделить два основных компонента - философско-исторический и философско-теоретический.

История философии - научное воспроизведение процесса воз­никновения и развития философских идей, теорий и взглядов в хро­нологическом порядке. Этот процесс имеет свои закономерности и исторические этапы, периоды развития философии, начиная с древ­нейших времен и кончая современностью. В историко-философском процессе правомерно выделить историю мировой философии и исто­рию отечественной философии. Первая неотделима от всемирной пе­риодизации исторического процесса, а вторая тесно связана с ис­торическими этапами развития российского общества (рис. 2).

 
 

 

 


Рис. 2. Структура философии

Исторический подход к философии позволяет сосредоточить внимание на выделении и анализе ее конкретных исторических форм, выявить основные достижения философской мысли на каждом историческом этапе, приобщиться к жизни, деятельности и философским учениям различных философов, показать традиции, преемственность и взаимодействие в развитии философии различ­ных исторических эпох и разных народов, провести исторические аналогии и сформулировать выводы, важные для современного эта­па развития философии в нашей стране и за рубежом. По существу, философию в целом можно представить и изучать как историю философии, как это и предлагают некоторые авторы[12].

Теория философии представляет собой ее проблемное поле - совокупность научно-объективных, систематизированных и апроби­рованных идей, теорий и взглядов о наиболее общих принципах, законах и категориях, отражающих развитие, строение и функцио­нирование природы, общества и человека. Если взять более широ­ко, то сюда может быть включена и теория историко-философского процесса с точки зрения анализа наиболее общих закономерностей развития и взаимодействия исторических форм и типов философии. Поэтому также философию можно в целом представить и изучать как теорию многообразных философских проблем.

В более строгом понимании теория философии включает в себя такие основные разделы, как теория всеобщего, социальная фило­софия и философия человека. Поскольку объектом философского анализа выступает весь мир в единстве его природной, социаль­ной и человеческой реальностей, постольку правомерно вычленить философские теории:

· всеобщих способов и форм бытия;

· всеобщих законов развития природы, общества и мышления;

· общесоциологических закономерностей развития и наибо­лее общих закономерностей возникновения, развития и функциони­рования общественных явлений (экономики, политики, культуры, науки, религии и т.п.);

· общих закономерностей возникновения и развития, основных факторов формирования человека.

Теория всеобщего включает в себя три основных философских концепции: философскую теорию всеобщих способов и форм бытия (объективной и субъективной реальности), философскую концепцию природы (натурфилософию) и философскую концепцию развития окру­жающего нас мира. Положения и выводы, закономерности и принци­пы теории всеобщего специфически проявляются в природе, общест­ве, человеке и его сознании. В рамках теории всеобщего изуча­ются преимущественно онтологические проблемы философии (онтоло­гия - учение о бытии).

Социальная философия содержит концепции философии истории, исследующей наиболее общие закономерности исторического процес­са в целом, философские концепции конкретных сфер и видов об­щественной жизнедеятельности (политики, права, науки, морали, искусства, культуры, религии, а также науки и техники, войны и мира; формируется, в частности, философия социальной работы).

Наконец, философия человека, как представляется, включает философскую антропологию - теорию общих закономерностей возник­новения, развития и функционирования человека; философию позна­ния (гносеологию) и философскую теорию мышления (логику), кото­рые изучают общие закономерности, методы и формы познавательной и мыслительной деятельности.

Следует отметить, что нередко в содержание философии отдельные авторы включают этику – науку о морали, эстетику – науку об искусстве, а также религиоведение. Однако в последние годы такая позиция встречается все реже. Названные отрасли научного знания стали вполне самостоятельными дисциплинами, хотя их содержание имеет немало общего с философией. Относительную самостоятельность приобрели также философия права, философия политики, философия науки и техники, философия религии.

Претендуют на относительную самостоятельность наиболее общие проблемы осмысления и иных сторон общественной жизни. Так, в стадии становления находятся философия социальной работы, «вайоленсология» как философия насилия, «полемология» как философия войны, «паксология» как философия мира и др.

Таково содержание философии как учебной дисциплины, которая изучается в системе высшего образования. Отметим, что мы показали структуру философского знания в таком виде, в каком она чаще всего представляется в отечественной литературе. В других странах традиции структурирования философского знания носят иной характер. Так, в учебнике французского автора Роже Каратини наряду с историей философии выделяются логика, метафизика (внутри этого раздела – онтология, познание, мир и признание Бога, философия духа и философия культуры), мир ценностей[13]. В руководстве по философии Дженни Тейчман и Кэтрин Эванс, написанном в соответствии с учебными программами Кембриджского университета, выделено шесть основных разделов: метафизика, как философия бытия и познания, этика, как философия ценностей, политическая философия, философия науки, логика как философия вывода, философия и жизнь[14].

Структура философского знания, как видно из рассмотрения, непосредственно выражает предмет философии как науки. Отсюда вытекает и порядок, последовательность ее изучения. На базе понимания содержания философии разрабатываются учебные программы и тематические планы ее изучения с учетом профиля высшего учебного заведения и профессиограмм конкретных специальностей в каждом вузе.

Иногда приходится слышать мнение, что философия не нужна для конкретных специалистов. К примеру, нет сомнений в важности изучения математики и физики для представителей инженерных профессий, а анатомии, физиологии и биологии – для будущих врачей. Сомнения в необходимости изучения и знания философии возникают потому, что ее принципы, законы и категории достаточно абстрактны, удалены от конкретной жизни. На этой основе может сложиться впечатление, что философия должна изучаться разве что будущими ее преподавателями.

Однако из­вестно, что наиболее общее знание «работает» чаще, поскольку общие вопросы человеку встречаются чаще конкретных. Более того, при решении конкретных проблем также необходимо знание наиболее общих вопросов. «Философия выступает как момент социализации индивидов, момент эволюции человечества, поскольку позволяет не начинать снова и снова «с нуля» культуры мышления и познания, не допускать тех же ошибок, которых не избежали другие народы и конкретные люди. И это сообщает философии гуманистически-антропологическое измерение»[15]. Выходит так, что философия необходима всем, специалистам каждого профиля – учителям, врачам, юристам, инженерам, военным, социальным работникам. Эта необходимость наиболее ярко проявляется в основных функциях философии.

Функции философии. Роль философии в практической деятельности человека проявляется в ее социаль­ных функциях – магистральных направлениях ее воздействия на созна­ние и поведение человека и общества при решении многообразных практических задач.

Философии присущи две основные, родовые функции - мировоззрен­ческая и методологическая. Почему именно они? Потому что предмет философии, предельно общий характер ее принципов, законов и кате­горий совпадает с природой и характером мировоззрения.

Под мировоззрением понимается целостная совокупность наиболее общих взглядов человека на окружающий мир и законы его развития, на общество и место человека в нем, на общие цели, идеалы и принципы практической деятельности. Содержание мировоззрения формируется под воздействием целого комплекса общественных, естественных и технических наук. Оно включает в себя взгляды, убеждения и ценностные ориентации, сформированные на базе постижения наиболее общих проблем и законов мироздания, общества и человека, важнейших проблем и выводов конкретных социально-гуманитарных наук (истории, социологии, политологии, педагогики, психологии и других), а также обобщенных выводов из наиболее важных достижений естественных и технических отраслей научного знания.

Выходит так, что философия формирует ядро мировоззрения - систему обобщенных взглядов на мир, общество, человека и вытекающих из них принципов и идеалов человеческой деятельности. А методология в наиболее общем смысле представляет собой учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания и практики человека. Следовательно, она представляет собой мировоззрение в дей­ствии. Значит, философия формирует и наиболее общие принципы методологии.

Основными методологическими принципами, вытекающими из теории философии, выступают принципы развития, познаваемости мира, всеобщей связи и взаимодействия, объективности познания, единства теории и практики, логического и конкретно-исторического. Названные и другие принципы обусловлены действием и проявлением философских законов и категорий. Они также носят предельно общий характер, а потому применимы ко всем областям жизнедеятельности человека.

Так, например, принцип развития обусловлен действием философских законов взаимодействия противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания и содержит в себе требования рассматривать предметы и процессы, в частности, процессы социальной работы, – в движении и развитии, противоречивости, единстве количественной и качественной определенности, а также учитывать поступательность, преемственность и повторяемость в процессе теоретической и практической деятельности.

Названные родовые функции философского знания конкретизируют­ся в видовых функциях, которые выступают производными от первых. Таковой, прежде всего, выступает познавательная (гносеологическая) функция. Она выражается в том, что изучение философии дает прира­щение знаний любому специалисту. А наращивание знаний, как известно, расширяет познавательные и практические возможности человека.

Аксиологическая (оценочная) функция философии состоит в вооруже­нии специалистов исходными принципами и методами оценки социаль­ных процессов. И здесь также в полной мере проявляется система наиболее общих, мировоззренческих и методологических установок, взглядов и принципов, которые уже были названы. Так, например, высокую оценочную нагрузку несет в себе философская категория меры – тех пределов количественных изменений, в рамках которых сохраняется данное качество вещей.

Следует подчеркнуть, что в силу своей аксиологической функции истинная философия чаще всего выступает источником социального беспокойства, ибо оказывается неудовлетворенной оценками существующей социальной реальности и потому для любой консервативной (или консервирующейся) реальности выступает дестабилизирующим фактором. Иначе говоря, философия ориентирует на изменения социальной реальности, не дает ей окостеневать. Поэтому нередки случаи, когда «сильные мира сего» вместо того, чтобы прислушиваться к «неудобным» советам философии, предпочитали ликвидировать не социальные недостатки, а конкретных философов, на эти недостатки указывающих. Так произошло с Сократом, с Джордано Бруно, с российскими философами «серебряного века», уничтоженными в сталинских лагерях.

В формировании необходи­мых качеств личности, ее убеждений, взглядов и ценностных ориентаций проявляется воспита­тельная, или человекотворческая (от «творить человека») функция философии. Глубокое постижение системы философских законов, категорий и принципов, как уже отмечалось, формирует мировоззрение человека – его общие взгляды и убеждения, ценностные ориентации, идеалы и принципы жизнедеятельности. Под воздействием философии человек формирует и оттачивает в себе такие качества, как познавательный и жизненный оптимизм, социальная активность, принципиальность и объективность, инициативность и самостоятельность, свобода выбора и ответственность в принятии решений, глубокая убежденность и обоснованность в мыслях и действиях.

Регулятивная функция выражается в том, что усвоенные человеком законы и принципы философии позволяют ему регулировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях, управлять собой и другими людьми. Важной функцией философии явля­ется эвристическая, которая выражается в расширении творческих возможностей и интеллектуальных способностей человека, проявлении новаторства в познании и практических делах. Наконец, одной из функций философии является прикладная функция, т.е. возможность приобретения навыков и умений практического применения принципов, законов и категорий этой науки.

 
 

 

 


 

Рис. 3. Социальные функции философии.

 

Мировоззренческий и методологический потенциал философии не реализуется автоматически, спонтанно. Существуют определен­ные условия, при которых функции философии могут быть реализо­ваны в теоретической и практической деятельности. Прежде всего - глубокое познание предмета науки, постижение ее законов, категорий и принципов. Затем - правильное понимание содержания основных проблем философии, их адекватное усвоение каждым специалистом. Наконец, не менее важно и умелое примене­ние философских выводов и положений в познавательной и практи­ческой деятельности. Никакая наука не «сработает», если обуча­емый равнодушен к предмету изучения, не стремится самостоя­тельно разобраться в нем, не проявляет интереса к познанию дисциплины.

В рамках философии формируются, существуют и развиваются также специальные, прикладные отрасли философского знания – философия политики, философия права, философия морали, философия культуры, философия религии, философия искусства, философия социальной работы и другие. Постижение данных отраслей научного знания позволяет усвоить наиболее общие проблемы познавательной и практической деятельности специалистов определенного профиля. Так, в рамках философии социальной работы рассматриваются исходные, фундаментальные, мировоззренческие проблемы этого вида социальной деятельности, необходимые для профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы.

Глубокое усвоение философии способствует плодотворной работе по изучению других наук, как общественных, так и естес­твенных. Это происходит потому, что в конкретной проблематике каждой частной науки находят свое проявление всеобщие философ­ские законы, категории и принципы. Еще Ф. Энгельс, например, указывал, что диалектика нигде так не проявляет себя, как в области химических превращений. Философские законы не менее широко проявляются в физике, математике, биологии, астрономии и других науках.

Философия может сыграть немалую роль и в формировании конкретных профессиональных качеств. Например, мировоззрение современного управленца-менеджера (будь то управление в сфере бизнеса, в сфере рекламы или в сфере социальной работы) не будет полным без философского понимания сущности управления, основных законов его развития, общей теории и структуры управленческого процесса, знания природы и факторов развития человека, коллектива и общества в целом. Ведь управление – это, прежде всего, процесс работы с людьми, и в данном смысле оно представляет собой науку и искусство человековедения.

Изучение и постижение философии упорядочивает, обустраивает человеческое мышление, способствуя повышению его эффективности, последовательности, определенности, конкретности, гибкости и доказательности. Не зря существует мнение, что ум, хорошо устроенный, ценнее ума, хорошо наполненного. Многознание, как указывали еще древние мудрецы-философы, уму не научает. Развитый ум – это не простая совокупность или сумма постигнутых истин и знаний, а, прежде всего и главным образом развитая способность эффективного применения их в познавательной и практической деятельности.

Наконец, в последние годы в России получило развитие и такое философское направление, как практическая философия. Речь идет о прямом и непосредственном использовании философского знания для духовной терапии населения. Как считают некоторые специалисты, практическая философия – это «та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми, через философские беседы людей друг с другом»1.

Цель практической философии – побуждать людей с помощью философских мыслей и аргументов к правильным, хорошим поступкам и отвращать от плохих, ошибочных действий. Подобно психологам, врачам, юристам, педагогам, священникам, с людьми могут работать и практические философы-профессионалы. В частности, они способны глубоко разъяснить нуждающимся людям такие жизненно важные вопросы, как смысл жизни человека, смерть и бессмертие, человеческое благо и счастье, добро и справедливость, любовь и ненависть, свобода и ответственность, надежда и вера, истина и красота и многие другие. Как известно, еще в эпоху античности мудрый Сократ уже занимался этими вопросами.

Многообразная роль философии достаточно наглядно проявляется в процессе формирования профессиональной культуры социального работника. В упрощенном виде структуру его личности можно представить в следующем виде (рис. 4). И на каждом уровне философия играет вполне определенную роль.

 
 

 


Рис. 4. Структура личности специалиста социальной сферы

 

В частности, содействуя становлению личности будущего специалиста социальной сферы, философия содействует его эффективной социализации, погружая в мир духовной культуры, приобщая к вечным духовным ценностям человечества.

Формируя будущего профессионала как интеллигента, философия расширяет его кругозор, гуманизирует его мировоззрение, дает ему знание наиболее общих законов развития природы и общества.

Как гражданину, философия помогает работнику социальной сферы осознать сущность гражданского общества и государства, диалектику прав и обязанностей гражданина, границы свободы и необходимости в обществе.

Будущего руководителя подчиненных философия вооружает современными представлениями о человеке, о факторах формирования личности, о сущности управленческого и педагогического процессов.

Наконец, философия может сыграть немалую роль и в формировании конкретных профессиональных качеств. Так, мировоззрение современного социального работника не будет полным без глубокого философского понимания сущности человека, гуманистической наполненности процесса социальной работы, уяснения специфики социальной сферы общественной жизни, ее роли в процессе воспроизводства социума, места социальной работы в системе ценностей современного демократического общества.

Таким образом, влияние философии на становление и развитие специалистов-профессионалов оказывается весьма разносторонним и существенным, однако культура логического научного мышления, которую несет в себе философия, не может быть навязана человеку помимо его интереса, воли и желания. Простое зазубривание философских истин, все равно откуда взятых, - из учебника или трудов великих философов - отнюдь не приближает человека к овладению философской культурой. Чтобы ступить на путь, ведущий к разумному творческому мышлению, для человека необходимы существенные усилия, напряжение интеллектуальных способностей.

В противном случае он не вырвется из плена примитивного обыденного здравого смысла, а богатейшая проблематика философии останется для него тайной за семью печатями. Зато того, кто возьмет на себя труд сознательного изучения этой интересной, увлекательной и благородной науки, ждет глубокое интеллектуальное удовлетворение и творческая радость!

Основные вопросы для самоконтроля

1. Какое отношение имеет философия к человеческой мудрости?

2. Покажите особенности философского восприятия мира.

3. Каковы объект и предмет изучения философской науки?

4. В чем заключается центральная проблема философии?

5. Каково современное отношение к сформулированному Ф. Энгельсом основному вопросу философии?

6. Что означает философия как учебная дисциплина?

7. Раскройте структуру философского знания.

8. Какие социальные функции выполняет философия?

9. Каким образом реализуются социальные функции философии?

10. Покажите влияние философии на процесс и результаты практической деятельности социального работника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 12347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.