Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения. Тематика докладов, рефератов, научных сообщений




Тематика докладов, рефератов, научных сообщений

1. Взаимосвязь материализма и идеализма в античной философии.

2. Развитие античного атомизма.

3. Проблемы человека и общества в античной философии.

4. Философские взгляды Демокрита и Платона.

5. Философские идеи и взгляды Аристотеля.

6. Религия и философия в эпоху Средневековья.

7. Философские взгляды Августина Блаженного и Ф. Аквинского.

 

Литература

1. Алексеев П.В. История философии: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2006.

2. Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. Ч. 1, Ч. 2. – М.: Мысль, 1969.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высш. школа, 2001.

4. История философии / Под ред. В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая. – М.: Акад. Проект, 2008.

5. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994.

6. Коплстон Ф. История философии: Средние века. – М.: Центрполиграф, 2003.

7. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М.: Академич. Проект, 2004.

8. Рассел Б. История западной философии. – М.: Акад. проект, 2008.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. Т. 2. Средневековье. – СПб.: Петрополис, 1994.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008.

 

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Возрождение (или Ренессанс) - это процесс идейного, культурного развития накануне ранних буржуазных революций. В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов растет производительность труда. Рост промышленности, торговли, военного дела, мореплавания в свою очередь потребовал соответствующего развития техники, математики, естествознания, расширения научных исследований. Это привело к повороту от средневековой схоластики, от умозрительных рассуждений к естественнонаучному познанию мира и человека. Потребовались новые философские идеи.

Философские идеи Возрождения подготовили тот культурный и научный переворот, который произошел в эпоху Нового времени.

 

 

Дух Возрождения против духа Средневековья. Средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям. В средневековом обществе чрезвычайно сильны корпоративные (групповые) связи, поэтому человек этой эпохи фактически выступает не сам по себе, а как представитель корпорации, например, ремесленного цеха. Известно, что, в конце концов, цеховые традиции стали тормозом в развитии технической деятельности. Цехи выдвинули, в частности, запреты на пользование изобретениями и изделиями, полученными с их помощью, на продажу товаров по более низким ценам, чем установлено их статусами, а изобретателей преследовали.

В противоположность корпоративному духу Средневековья человек эпохи Возрождения склонен приписывать собственные заслуги и достижения самому себе. Недаром именно Возрождение дало человечеству многих выдающихся индивидов с ярким темпераментом, волей, целеустремленностью, огромной энергией. Характерной чертой такого человека становится разносторонность. Так, флорентийский художник и гуманист Альберти занимается теорией архитектуры, живописи и ваяния, математикой, механикой, картографией, философией, этикой, эстетикой, педагогикой. В эпоху Возрождения появляются первые инженеры. Это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификации, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Таковы Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Николо Тарталья, Джироламо Кардано и другие.

Великий Леонардо да Винчи, нанимаясь в молодые годы на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро, рекламирует в письме к нему, прежде всего, свои познания и достижения как военного инженера, и лишь в конце - как скульптора и живописца. Нередко он потому долго работал над картинами, что большую часть времени конструировал леса и механические приспособления к ним, чем приводил в бешенство заказчиков. Но большую часть гонораров получал как военный и гражданский инженер.

Колыбелью Ренессанса является Италия. Главные носители идей Возрождения - городские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы. В борьбе со средневековой идеологией теократизма на первый план в эпоху Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Презрение к человеческой плоти заменяется признанием творческих способностей человека, стремления к земному счастью. Идеи гуманизма пробудили интерес к античному культурному наследию, к возрождению его (отсюда и название эпохи - Возрождение). Гуманистические идеи одновременно формируются в искусстве, литературе, философии.

Философия и литература. Последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения выступает Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.) Его гуманистическое мировоззрение изложено, прежде всего, в бессмертной «Божественной комедии». Его трактат «Пир» – первый прецедент ученой прозы на итальянском языке. Основная идея мировоззрения Данте: все человеческое должно быть подчинено человеческому разуму. Политическим идеалом Данте было единое светское государство – гарант мира и воплощение законности, – где будут ликвидированы сепаратизм и частная собственность на землю, при этом решения монарха должны опираться на советы философов. Вдохновительницей духовных и интеллектуальных исканий Данте выступает «Мадонна философия».

Первым гуманистом, «отцом гуманизма» считается великий пропагандист античной культуры Франческо Петрарка (1304 - 1374). Его интересовали, прежде всего, внутренние, этические проблемы человека, а в своем творчестве Петрарка раскрывал радости и страсти человеческой натуры. Флорентиец Джованни Боккаччо (1313 - 1375) в «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса.

Философия Николая Кузанского и Пико дела Мирандоллы. К первопроходцам современного мышления принадлежит Николай Кузанский (1401-1464), утверждавший мощь человеческого разума, бесконечность процесса познания, поскольку и познаваемый мир бесконечен. Этим он отличался от схоластов, провозглашающих целью познания достижение неизменной, раз и навсегда данной «божественной истины». Его называют последним схоластом и первым гуманистом. Философия Н. Кузанского - это, по сути дела, пантеизм («Бог везде и нигде»), сближение Бога и природы, фактически - растворение Бога в природе.

Творческая деятельность человеческого ума как бы уподобляет человека Богу. Утверждая, что «человек есть его ум», Н.Кузанский отводит ему в тварном мире высшую позицию – «лишь немного ниже ангелов».

Идеи Н. Кузанского о математическом познании мира предвосхищали грядущий дух естествознания. Его мышление было близко к диалектическому, он понимал, в частности, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях».

Пантеизм Н. Кузанского развивал один из образованнейших людей своего времени Пико делла Мирандолла (1463 - 1494). Центральная идея его философии состояла в возвышении человека на основе его причастности всему земному и небесному. Человек, с точки зрения Мирандоллы, имеет свободу выбора, поэтому наделен способностью самоопределения. Глубоко гуманистично звучит идея Мирандоллы о человек как кузнеце своего счастья и будущего («мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы желаем быть»[27]), только от него зависит, опустится ли он до животного или вознесется до божественного.

Мирандолла выступал за развитие наук, был известен враждебным отношением к астрологии, имевшей тогда огромное влияние. На римском собрании ученых всего мира Пико делла Мирандолла собирался представить 900 тезисов обо всем, что было познано. Однако папа римский большинство тезисов запретил как еретические, а сам Пико преследовался инквизицией.

Философы Возрождения против средневековой схоластики. Схоластическое учение о природе опиралось на умозрительные рассуждения. В эпоху Возрождения практические потребности строительства больших зданий, прогресс в кораблестроении, радикальные изменения в военном деле - все это требовало применения науки к производству и практической деятельности. Поэтому ученые Возрождения на первое место начинают выдвигать опыт, экспериментальный метод исследования, математизацию знания. В первую очередь это проявлялось в творчестве Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Николая Коперника (1473 - 1543), Иоганна Кеплера (1571 - 1630) и Галилео Галилея (1546 - 1642).

Важнейшим полем борьбы между религией и наукой в это время выступает астрономия. Николай Коперник произвел революцию в астрономии, утвердив на место представлений о Земле как богоизбранной планете гелиоцентрическую картину мира. Немецкий астроном И. Кеплер математически доказал теорию о закономерностях движения планет.

Гениальный ученый Ренессанса Г. Галилей с помощью сконструированного им телескопа совершил целый ряд открытий, подтверждавших истинность идей Коперника: открыл четыре спутника Юпитера, представил Млечный путь как сложную систему звезд, обнаружил фазы Венеры. «На точку зрения Коперника я встал уже много лет тому назад, и мне удалось на основе ее найти объяснение многим явлениям природы…»[28], - писал Галилей Иоганну Кеплеру. Он утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов, а «изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии»[29]. Все это ставило под сомнение схоластически теологическое мировоззрение, и Галилей был обвинен в ереси, осужден, под угрозой пыток инквизиция принудила его отказаться от идей Коперника.

Галилей занимал необычную для схоластической философии позицию при оценке технической деятельности: техническая деятельность должна опираться на научные знания, математические вычисления, критиковал ремесленную деятельность за нежелание учитывать научные знания при сооружении машин: «Механики часто заблуждаются, желая применить машины ко многим действиям, невозможным по самой природе.., обманывают природу, не учитывая основы ее устройства».

К вершинам философской мысли Ренессанса принадлежит пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548 - 1600). Его пантеизм - наиболее радикальный в эту эпоху. Космология Бруно опиралась на идеи Коперника, он считал, что во Вселенной не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Из всех философов Возрождения Бруно наиболее последовательно растворяет Бога в природе. Он считал, что дух и материя существуют изначально как единая субстанция, которая творит из себя мир. Бог и мир для Бруно одно и то же. Мировая душа у Бруно - носитель такого атрибутивного свойства, как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается понятием «мировая душа».

Материю он называет родоначальницей и матерью всех вещей. Он полагал, что другие миры так же обитаемы, как и Земля. Бруно утверждает идеи бесконечности пространства и бесчисленности миров. Он идет дальше Коперника, который считал Солнце абсолютным центром Вселенной. Бруно утверждал, что такого центра нет, что наше Солнце - лишь одна из бесчисленных звезд: «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем»[30]. За свои радикальные идеи Бруно был осужден инквизицией и 17 февраля 1600 г. сожжен как еретик.

Через 300 лет на месте, где сожгли Джордано Бруно, на средства, собранные среди прогрессивных людей всего мира, был сооружен памятник, на пьедестале которого начертано: «Джордано Бруно - от века, который он предвидел».

 

Политические идеи Н. Макиавелли. Представления об обществе как сумме независимых, самостоятельных индивидов легли в основу политических идей флорентийского мыслителя Николо Макиавелли (1469 - 1527). Наиболее известна его работа «Государь», в которой он стремится научить государей правилам достижения политических успехов. По сути дела это – технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти.

Политическая философия Макиавелли была основана, прежде всего, на анализе римской истории, собственном деловом опыте и на политической биографии Чезаре Борджа. Макиавелли доказывал, что побудительные мотивы человеческой деятельности - эгоизм, материальный интерес, т.е. основные черты складывающегося в ту эпоху буржуазного индивидуализма.

Флорентийский философ отрицает идею о том, что государство зависит от церкви как высшей власти на земле. Он стремится раскрыть роль государя в укреплении государства. Макиавелли считает, что не Бог, а человек может все, и свергнутые государи должны пенять на себя. Сильная личность должна уметь приспосабливаться к обстоятельствам. Поскольку благополучие и могущество государства («государственный интерес») составляют, по его мнению, высший закон политики, то для достижения цели пригодны любые, самые аморальные средства. Истинный государь должен сочетать качества льва и лисицы и проводить политику кнута и пряника. Такое понимание политики получило название макиавеллизма - беззастенчивого и не разбирающегося в средствах достижения политических целей, ради политического успеха, попирающего нравственность.

Макиавелли учит, к примеру, как пользоваться насилием и благосостоянием. Насилие лучше всего применять сразу и единовременно, в частности, при завоевании власти покончить со всеми врагами разом. Благодеяния же надо оказывать большими порциями, чтобы те, кого облагодетельствовали, смогли их распробовать как можно лучше. Мудрость государя состоит и в том, чтобы время от времени искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх, ибо толпа любит победителей. Существует, правда, и такая оценка идей Макиавелли: хотя его философия политической бесчестности и ужасает читателей, сама по себе эта философия является «интеллектуально честной»[31].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.