КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фейербах, как и Гегель, оказал существенное влияние на последующее развитие философии, в частности на формирование философских взглядов К. МарксаиФ. Энгельса
Иррационализм в европейской философии. Вторая тенденция в развитии европейской философии XIX века, связанная с критикой философии Гегеля, - тенденция иррационализма. Общая идея этой философии – «Мир неразумен, им управляют воля, страсти, инстинкты, подсознание». Таким образом, здесь отвергается одна из основных идей Гегеля – вера в логику и разум, в возможность разумного, рационального познания мира. Иррационалисты утверждают, что вера в разум, его могущество породила опасные для общества преобразования общества на основе познания его законов. Источником всех социальных «зол» они считают чрезмерное преклонение перед разумом, не считающимся ни с какими авторитетами и устоями общественной жизни. Наиболее значимые взгляды в рамках этого направления высказаны А. Шопенгауэром, С.Кьеркегором, Ф.Ницше. Основная философская работа Артура Шопенгауэра (1788-1860) – «Мир как воля и представление». Шопенгауэр предлагает исходить не из объекта, как это делает материализм, и не из субъекта, как это делает субъективный идеализм, а из порожденного бессознательной волей представления. Немецкий философ утверждает идею о том, что в основе мирового процесса лежит слепая, бессознательная сила, воля к жизни. Вместе с тем жизнь тоже бессмысленна, в особенности человеческая жизнь. Каждый обречен на смерть, старость, болезни, страдания. Мир враждебен человеку. Жизненные человеческие наслаждения – это тот «вексель», по которому человек платит всю жизнь. Жизнь — это не подарок природы, а большое несчастье. И каждый человек должен полностью отдать себе в этом отчет. Следовательно, пессимизм – единственная реалистическая, а не мифологическая философия. Что бы человек ни предпринимал, он все равно обречен на поражение. Что же тогда заставляет людей жить, а не прекращать это бессмысленное, к тому же доставляющее столько страданий существование? Воля, отвечает Шопенгауэр. Воля — это первая реальность, первый несомненный факт, который знает человек. Все реальное — смертно, преходяще. Только воля бессмертна. Поэтому она — подлинная реальность. Все в мире ею объясняется. Каков же выход из бессмысленности жизни? – Погасить волю к жизни, уйти в мир небытия. «Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия», – таков неутешительный вывод Шопенгауэра. Философия Шопенгауэра – это философия жизненного пессимизма. Но при всей парадоксальности этой философии ее логика и аргументы могут использоваться, в частности, для объяснения фактов суицида – самовольного ухода из жизни. Сёрен Кьеркегор (1813-55) – датский ученый и философ, при жизни был почти неизвестен. Его учением заинтересовались лишь в конце XIX в., однако особенно возрос интерес к философии Кьеркегора после второй мировой войны. Прежде всего, это объясняется тем, что Кьеркегор выступил как предтеча современного экзистенциализма. Экзистенциализм (лат. existentia — существование) исходит из того, что для каждого человека самое главное не абстрактные идеи, а конкретные проблемы его жизни, его реального существования. Главная тема философии Кьеркегора – смерть и страдания человека. Тема не нова, но он придал ей выразительность и значимость. Кьеркегор исследовал человека в состоянии умирания. Его книги «Страх и трепет», «Понятие страха» утверждали идею, что все вокруг, в том числе и Бог – не предмет мысли, а предмет переживания. Рациональное мышление, с точки зрения Кьеркегора, исследует лишь общее, абстрагированное. Но каждый человек ценен именно своей индивидуальностью, поэтому подход к нему с точки зрения общих закономерностей принципиально неверен, ибо при этом теряется главное в человеке - его экзистенция, его конкретный способ жизни: «желая достичь истины, следует внутренне освободиться: мысли, идеи, все, связанное с эгоизмом, отбросить, остаться нагим, когда это необходимо»[60]. По Кьеркегору, лишь с точки зрения переживаний можно исследовать человека. Реальность человеку дана как возможность и страх. Страх – это чистое переживание возможного, он неотделим человеческой жизни: того, кто погряз в грехе, страшит возможное наказание, освободившегося от греха гложет страх нового падения. Фридрих Ницше (1844-1900), которого некоторые исследователи считают одним из самых загадочных философов, в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» выступил под знаменитым лозунгом «переоценки всех ценностей». Ницше выступает против слабости, эгоизма современного ему человека, против привычки подчиняться - и против злобы, растущей из этого подчинения. Он выдвигает идею о том, что людьми движет воля к власти. Сильные благодаря этому утверждаются в жизни, а слабые – гибнут. Противиться этому бессмысленно. Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру белокурых бестий, жизненные порывы к наслаждениям. Антипод Ницше – Сократ, именно сократовские идеи наиболее противоречат ницшеанским идеям. Сократа и Платона Ницше называет «псевдогреками», «антигреками». Он считает, что Сократу сложно доверять, а его мораль нравственного совершенствования двусмысленна. Яркий свет разума – это лишь еще одна болезнь, и уж никак не возвращение к «добродетели», «здоровью», «счастью». В жизни нет справедливости, считает Ницше, поэтому она не нужна человеку. В мире лучшие места – для сильных, лучших, избранных, иными словами – для сверхчеловеков. Считая мораль и демократию проявлениями рабского сознания, Ницше выступает против них: «… пред толпой мы не хотим быть равными со всеми прочими... Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер; ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек»[61]. Парадоксальная философия Ницше впоследствии была использована как одно из теоретических обоснований фашизма, концепции превосходства арийской расы. Однако среди почитателей Ницше был Максим Горький [62], писатель-антифашист Томас Манн, многие другие деятели науки и культуры. Противостояние рационализма и иррационализма не завершилось в XIX столетии. В видоизмененных формах оно продолжается до настоящего времени. Рассмотрению этого противостояния посвящены следующие главы учебного пособия. Краткие выводы. С началом эпохи Возрождения все более существенным фактором развития философии становится насущные вопросы практики, в частности технической практики инженерного дела. С этого времени идеи гуманизма приобретают прочные права гражданства в системе философии и уже не могут быть проигнорированы ни одним философом. Новое время рождает новую философию. Она окончательно утрачивает роль “служанки богословия” и постоянно укрепляет союз с наукой. Проблемы разработки эффективного научного метода выдвигаются на первый план у таких философов, как Ф. Бэкон и Р. Декарт. Продолжается творческий спор идеалистического и материалистического направления в философии. Строит систему субъективного идеализма Д. Беркли. Воинствующим материализмом отличаются философские изыскания французских материалистов XVIII в., настойчиво отстаивает материалистические позиции Л. Фейербах. Созданием грандиозной системы объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля практически завершается становление классической философии, оформляется рационалистическая традиция в европейской философии. Вторая тенденция в развитии европейской философии XIX века, тенденция иррационализма. Иррационалисты источником всех социальных «зол» считают чрезмерное преклонение перед разумом, не считающимся ни с какими авторитетами и устоями общественной жизни. Основные вопросы для самоконтроля 1. Какие особенности Возрождения и эпохи Просвещения оказали влияние на развитие философии? 2. В чем заключается единство и различие философских идей Ф. Бэкона и Р. Декарта? 3. Какие философские идеи отстаивали Д. Беркли и Д. Юм? 4. Раскройте спектр проблем немецкой классической философии. 5. Покажите основные идеи философии И. Канта. 6. Охарактеризуйте философскую систему и метод Гегеля. 7. Покажите особенности антропологического материализма Фейербаха. 8. Чем различаются рационалистическая и иррационалистическая тенденции в развитии европейской философии XIX века?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |