Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика марксистской философии




 

В чем новизна философии марксизма? У Маркса практически нет специальных философских трудов. В этом великом тандеме специальные философские работы писал Ф. Энгельс. Прежде всего, это «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Вместе с там самые первые их совместные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология» - были посвящены как раз проблемам философии, критике идеализма, а такие работы, как «Нищета философии» (1847), «Манифест коммунистической партии» (1848) проникнуты духом новой философии. Эти труды подтверждают, что их авторы уже проделали эволюцию от гегельянства и фейербахианства к философии диалектического и исторического материализма. Нельзя не согласиться с мнением тех авторов, которые отмечают, что «марксизм исключительно богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями»[72].

Чем же отмечена новизна философии марксизма?

· К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили рационалистическую и материалистическую тенденции в развитии философской мысли. Для философии марксизма характерна переработка материализма на диалектической основе. Критикуя Гегеля, марксизм стремился противопоставить его идеалистической системе последовательную концепцию материализма. Вместе с тем они не остановились на тех аргументах, которые в критике Гегеля использовал Фейербах. Самого Фейербаха они критиковали за то, что тот не увидел плодотворности философского метода Гегеля – диалектического метода. Результатом такого критического анализа явился диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

· Распространение материализма на историю позволило сформировать теорию исторического материализма, то есть материалистическую точку зрения на исторические процессы. Классик отечественной философии акад. Т.И. Ойзерман подчеркивает в своей недавней работе: «Материалистическое понимание истории представляет собой именно ту часть учения Маркса и Энгельса, которая отличается научным реализмом, интеллектуальной трезвостью и потому принципиально противоположным утопизму»[73].

Маркс и Энгельс показали, что основой общественных отношений являются экономические отношения, что именно способ производства материальных благ является той основой, которая отличает один тип человеческого общества от другого. Этим типам общества они дали название «общественно-экономические формации».

Совокупность производственных отношений со­ставляет экономическую структуру каждой конкретной общественно-экономической формации, тот «реаль­ный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Спо­соб производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определя­ет их сознание»[74].

Структура общества как определенной системы, приведенная в этом тезисе Маркса, фактически используется в настоящее время всеми политологами, социологами, историка­ми, независимо от идейных, философских и теоретических предпочтений. Общим местом стало в современном обществоведении деление на экономическую, социальную, политическую и ду­ховную сферы общественной жизни. Но у Маркса это деление рассматривается в контексте понимания движущих сил развития общества. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой рассматриваются в качестве важнейших источников общественного развития.

· Западные исследователи уже давно пишут о двух Марксах: один был философом-гуманистом, тонким аналитиком сознания, другой – революционером-практиком, разработавшим учение о насильственном свержении существующего капиталистического строя. Но оба они совмещались в одном человеке. Марксизм достаточно остро поставил вопрос о социальной природе человека, показал, что сущность человека в каждую конкретную эпоху определяется системой существующих общественных отношений.

· В ранних работах («Экономически-философские рукописи» 1844 г. и др.) Маркс развивает гегелевское учение об отчуждении. Совершенно справедливо Маркс писал, что рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя как человека, отчужден от природы и культуры. Чем больше и продуктивнее он работает, тем более могуществен отчужденный от него и подавляющий его порядок. Сам же этот порядок основан на господстве частной собственности на средства производства. Вывод: преодолеть отчуждение можно лишь уничтожением частной собственности. Будучи современником целого ряда социальных потрясений и революций, Маркс приходит к выводу, что революция и есть единственный путь преодоления отчуждения.

В качестве основного источника общественного развития классовых обществ Маркс и Энгельс стали рассматривать классовую борьбу. Классовая борьба, по их мнению, неизбежно должна была привести к социалистической революции, результатом которой неизбежно становится диктатура пролетариата. В конечном итоге ими был сделан вывод о неизбежности наступления бесклассового общества – коммунизма, основанного на общественной собственности на средства производства, отличающегося очень развитой системой производительных сил, что позволяет обеспечить все основные потребности людей.

· Маркс и Энгельс остро поставили вопрос о партийности философии не только в том смысле, что философ может принадлежать к партии идеалистов или материалистов, но в том смысле, что философия должна служить передовому классу эпохи. Философия марксизма, по мысли ее основоположников, становилась не просто абстрактной созерцательной теорией, но и инструментом преобразования мира, орудием классовой борьбы.

На основе такого подхода Маркс и Энгельс по-новому определили задачи философии. Философия, с точки зрения марксизма, составляет основу теоретического цельного мировоззрения, она не стоит над науками, а обобщает их достижения. Ее задача - выявить всеобщие законы бытия, которые не являются предметом изучения ни одной частной науки. Философские знания представляют собой относительную истину, процесс познания которой бесконечен. Поэтому философ никогда не может остановиться в своем исследовании и сказать, что достиг завершения познавательного процесса. Считалось (по крайней мере, в теории), что всякая найденная истина полезна пролетариату.

· Философия марксизма подвергла обстоятельному анализу войну и армию. Войну она рассматривает в неразрывной связи с экономическими и классовыми отношениями общества, а ее возникновение связывает с возникновением классов, политики и государства. Армия, с этой точки зрения, - это специальный инструмент войны. Исторический период возникновения армии - переход от родового к классовому, рабовладельческому строю. Философия марксизма акцентирует внимание на тесной связи военного дела и экономических отношений общества, его технического базиса.

· Маркс и Энгельс были едва ли не первыми философами, которые подвергли обстоятельному философскому анализу техническое развитие, выявили социальную сущность техники. Собранное воедино их наследие по этому вопросу составляет два объемных тома.

Маркс и Энгельс показали, прежде всего, социальную сущность техники, которая обусловлена ее конкретными социальными функциями, а также системой общественных отношений, в которые техника включена. До Маркса не техника рассматривалась через призму философии, а дело в определенном смысле обстояло как раз наоборот. Философы, полагая, что относительно техники все достаточно ясно, через призму технических устройств рассматривали устройство природы. Таковы исследования Р. Декарта «Животное-машина», Ж.О. де Ламетри «Человек-машина» и т.д.

Философия марксизма показывает, что техника возникает в процессе развития человеческого труда в качестве объективных условий труда, в качестве средства производства. При таком подходе техника не отделима как от целей человека, реализации которых она служит, так и от целесообразной деятельности работника, ее использующего. Маркс подчеркивал: «Машина, которая не используется в процессе труда, бесполезна, представляет собой мертвое железо и дерево»[75]. Таким образом, техника выступает как искусственно созданное средство труда, позволяющее осуществить данный трудовой процесс.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.