Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская философия Нового времени 3 страница




Главные работы Гегеля - “Феноменология духа” и “Наука логики”. Систему своей философии Гегель изложил в “Энциклопедии философских наук” (1817).

Уже к середине XIX в. философия Гегеля подвергается философской критике. «Слева» его критикуют Л. Фейербах и К. Маркс. «Справа» гегелевская философия критикуется представителями иррационалистической философии – А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, Ф. Ницше.

 

Антропологический материализм Фейербаха. Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804-72). Символична фамилия Фейербах (нем. «поток огня» или «огненный ручей»). Достаточно сравнить такой перевод с мыслью самого Фейербаха в одном из писем к брату: «Если мысль однажды освободилась от своих границ, то это - поток, неудержимо увлекающий нас вперед»[57]. Историческое значение философии Фейербаха состоит в том, что он подверг глубокому критическому анализу учения Канта, Гегеля, других идеалистов, возродил и продолжил в специфических условиях немецкой философии материалистические традиции философов XVIII в. По сути дела, в философии Фейербаха отразились интересы радикальных слоев немецкой буржуазии.

В сочинении «Основы философии будущего» Фейербах называет свою теорию «новой философией». Критикуя Гегеля, он последовательно отстаивает материалистическое понимание природы. Материализм так же стар и повсеместен, считает Фейербах, как само человечество; он так же ясен, как свет; так же необходим, как хлеб, вода; так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Поэтому Фейербах отрицает идеализм своего учителя Гегеля.

Однако в критике Гегеля Фейербах, как иногда говорят, вместе с водой выплеснул из лохани и ребенка: он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха оставался метафизическим подобно материализму XVIII в. Характерную черту материализма Фейербаха составляет его антропологизм, то есть понимание человека как высшего продукта природы, как рассмотрение человека в непрерывном пространстве с природой: «Новая философия, - писал Фейербах, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии...»[58].

По мнению Фейербаха, природа - основа духа. Природа же должна стать и основой новой философии, которая раскроет земную сущность человека, его природное происхождение: именно природа наделила его чувством и разумом, психика человека зависит от его телесной организации. Антропологический подход Фейербаха противостоял идеалистическому пониманию человека, дуалистическому разрыву и противопоставлению в человеке духовного начала телесному. Вместе с тем Фейербах гипертрофировал природную сторону человека, недооценивая его социальную природу. Свою философскую систему он разрабатывал преимущественно на основе научной физиологии и психологии человека.

Фейербах выступил гносеологическим оптимистом, отводя основную роль чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. В свою очередь, мышление оценивает, анализирует и объясняет чувственно воспринимаемые факты: «Чувствами, - пишет Фейербах, - читаем мы книгу, но понимаем ее не чувствами»[59].

Фейербах вскрыл связь идеализма с религией, показав их общие корни: отрыв мышления от реального бытия и превращение идей в самостоятельные сущности. Глубоко, обстоятельно и ярко проанализировал Фейербах происхождение и сущность религии, веры в Бога и загробную жизнь.

В работах «Сущность христианства» (1841) и «Лекции о сущности религии» (1851) Фейербах показывает, что боги - это лишь фантастическое отражение человеком собственной сущности, своих страстей, желаний, надежд возместить неудовлетворенные потребности обращением к обожествленным человеком природным стихиям. Бог - это лишь человеческая тоска по лучшей доле. Поэтому на место любви к Богу Фейербах призывал поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, а на место веры в Бога - веру человека в самого себя, в свои силы.

В 1830 г. Фейербах анонимно опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», направленные против основных христианских догматов, в частности, направленные против догмата о личном бессмертии. Авторство критика христианства было раскрыта, его изгнали из Эрлангенского университета, где он преподавал философию в должности приват-доцента, и до конца жизни перед ним закрылись двери всех немецких университетов. Он был вынужден поселиться в деревне, и длительная оторванность от центров современной ему культуры не могла, в конце концов, не сказаться в его трудах.

В частности, Фейербаха, в отличие от материалистов XVIII в., уже не удовлетворяет механическое понимание природы, и он делает попытки его преодоления. Однако при этом Фейербах практически не обращается к новым данным современного ему естествознания.

Взгляды Фейербаха на человечество и общество базируются на чисто этической, нравственной основе. Он считает, что разумный эгоизм, то есть правильно понятый интерес отдельного человека, в конечном итоге совпадает с общественным интересом. Средством осуществления гармонического человеческого общества Фейербах считал любовь и именно в ней видел решающую силу общественного, в частности, нравственного прогресса.

Более того, он провозгласил, что любовь человека к человеку, в особенности половая любовь - религиозное чувство. И начав свою философскую деятельность с глубокой критики христианской религии, он в конце и атеизм начал рассматривать как “истинную религию” без Бога, “религию любви”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.