КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки становления марксистской философии
Тематика докладов, рефератов, научных сообщений 1. Бэкон, Декарт и наука Нового времени. 2. Философское учение Б.Спинозы. 3. Философия французских просветителей ХVIII века. 4. Теория познания И. Канта. 5. Философские идеи Г. Гегеля. 6. Антропологизм Л. Фейербаха. 7. Иррационализм в европейской философии XIX века.
Литература
1. Алексеев П.В. История философии: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2006. 2. Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 2; Т. 3. – М.: Мысль, 1970-1971. 3. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2005. 4. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.: Мысль, 1994. 5. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М.: Академич. Проект, 2004. 6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. – СПб.: Петрополис, 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997. 7. Соколов В.В. История западноевропейской философии XV – XVII веков. – М.: Акад. Проект, 2008.
Глава 4. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ
Мы прожили не напрасно и можем с гордостью и удовлетворением оглянуться на свои дела. Ф. Энгельс
Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. М. Блаух, английский историк экономической науки
Современное отношение к философии марксизма. Философия марксизма, по крайней мере, в нашей стране, переживает не лучшие времена. Многие философы, в совсем недавнем прошлом бывшие активные пропагандисты марксизма, не только поспешили отвернуться от него, но и занялись жесткой критикой марксистской философии. В их числе акад. А.Н. Яковлев, бывший член ЦК КПСС, генерал Д.А. Волкогонов - известный философ и историк, целый ряд других отечественных философов. На Западе всплеск антимарксистских настроений связан с нашумевшей статье американского теоретика Ф. Фукуямы, которой утверждал: «Отход сначала Китая, а затем Советского Союза от марксизма - ленинизма будет означать его конец как живой идеологии, имеющей историческое значение для мира… Тот факт, что ни в одном крупном государстве он не является больше предметом значительного интереса, полностью подрывает его претензии на авангардную роль в истории человечества»[63]. Ныне наиболее характерны следующие точки зрения на марксизм в целом и на его философию. · Одни считают, что родившееся полтора века назад марксистское учение не может объяснить социальные процессы и явления, о многих из которых Маркс и Энгельс не имели понятия. Поэтому марксизм устарел. · Другие критики марксизма считают, что теория марксизма изначально была отягощена ошибками, ибо перенесла на всю историю человечества такие закономерности, которые были выделены из опыта лишь небольшого числа стран, прежде всего европейских. · Третьи исследователи утверждают, что в силу чрезмерной абстрактности марксизм ставил во главу угла отвлеченные понятия, которым и стремился подчинить реальную живую жизнь, недооценивая механизмы преемственности в жизни людей, их эволюционного развития, стремился прервать такую преемственность посредством социальных революций. · Однако многие сторонники марксизма приходят к выводу, что, несмотря на известную ограниченность марксизма, многие его положения активно «работают» и сегодня. Более того, утверждается, что по многим существенным позициям мы не только не переросли, а еще и не доросли до Маркса. К.Маркс менее чем на 20 лет пережил Л. Фейербаха. Однако отношение к философии Фейербаха по меньшей мере спокойное, никто не предлагает «выбросить» ее из курсов истории философии. Почему же отношение к философии Маркса столь эмоционально, почему оно подобно отношению к идеям нашего современника, которые заслуживают немедленного реагирования? Для ответа на эти вопросы необходимо, как минимум, выявить: является марксизм и его философия продуктом деятельности «злых гениев» или его появление обусловлено некоторыми объективными причинами. К сожалению, последний, и, видимо, самый лучший советский учебник философии как раз эту социальную обусловленность философии марксизма и опустил. Главное внимание в нем было уделено раскрытию содержательной стороны этой философии[64]. Однако дело облегчается тем, что Маркс и Энгельс сами достаточно много размышляли над истоками своего научного творчества и сразили их в ряде работ, прежде всего в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Подчеркнем также, что в целом ряде современных учебников философии характеристика марксизма вообще отсутствует[65]. Именно поэтому авторы настоящего учебного пособия считают необходимым специально остановиться на характеристике марксизма, для многих из современных студентов совершенно незнакомого учения. Долгое время в отечественной философии существовала традиция выделять марксизм как особое и единственно верное направление в философии. В последние годы формируется мнение (на взгляд авторов данного пособия, очень верное) о том, что учение К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895) является закономерным завершением немецкой классической философии.
Социальные предпосылки формирования философии марксизма. Учение Маркса появилось на исторической арене в 40-х годах XIX столетия, а уже в 70-90-х годах приобрело характер значительного идейно-политического течения в Европе. Этот период связан со значительными социально-политическими изменениями в европейской жизни, которые для своего осмысления потребовали новой философии (осознание такой необходимости было реализовано, в частности, и в иной форме – в социологии Огюста Конта). В самом деле, жизнь человека феодального общества была связана с неизменными жизненными циклами (по крайней мере, их изменения не ощущались в рамках одной человеческой жизни). Нередко сын работал теми же орудиями труда, что и его отец, дед, прадед. XVIII - XIX века - это время бурного становления капитализма, эпоха промышленной революции, когда резким изменениям подвергаются все стороны как экономической жизни общества, так и связанной с ними политики. Наглядной становится роль социальных противоречий: со становлением пролетариата как класса обостряется его борьба против буржуазии. Упомянем здесь французскую революцию 1830 г., восстание лионских ткачей в 1831 г., силезских ткачей – в 1844 г. В этом же ряду находится чартистское движение, характерное для Англии 40-х гг. XIX века. Эти события, последовавшие за буржуазными революциями в Нидерландах, Англии, Франции, наглядно демонстрировали диалектику общественной жизни: ее развитие, ее противоречия, борьбу классов как источник общественного развития. Но развитие капитализма имело еще одно влияние на философию. Именно в этот период становится наглядной определяющая роль материальной сферы жизни общества. В числе подтверждений тому - первый экономический кризис 1825 года. Войны этой эпохи особо наглядно демонстрировали истину, что без материального фактора военный потенциал государства стремится к нулю. Но самым ярким подтверждением этой истины стал промышленный переворот XVIII в., который в буквальном смысле слова перевернул весь общественный уклад Европы этого периода. Нуждался в новой философии, которая помогла бы ему осознать свое место в истории, и формирующийся класс – пролетариат. Таким образом, характер социально-политических предпосылок, сложившихся к середине XIX в., непредубежденного мыслителя приводил к выводу: в дверь философии стучатся материализм и диалектика. Естественнонаучные предпосылки новой философии. Вплоть до начала XIX столетия главной задачей естественных наук была регистрация и классификация научных фактов, природных явлений. Такой подход неизбежно требовал рассмотрения каждого явления в его изолированности, в отрыве от других явлений, иначе говоря, актуальным являлся метафизический метод, хотя и здесь требовалось в единичном выделять общие связи как основу научной классификации. В начале XIX столетия наука переходит от собирательного к синтетическому типу деятельности, начинает обращать внимание на взаимосвязи явлений и процессов в природе. Формируются новые научные дисциплины и теории на стыке «классических» наук, которые как раз и отражают подобные взаимосвязи. Отметим, в частности, формирование электродинамики и термодинамики, уже качественно отличающихся от механики Ньютона. Размышляя о предпосылках становления марксизма, Ф. Энгельс особо отмечает роль трех великих открытий в естествознании[66]. 1. Открытие Ю.Майером, Д.Джоулем, Г. Гельмгольцем закона сохранения и превращения энергии (40-е гг. XIX столетия). 2. Открытие на рубеже 30 - 40-х годов XIX в. немецкими учеными Т. Шванном и М.Я. Шлейденом клеточного строения растений и животных. Еще ранее к открытию подходили чех Пуркинье, русский ученый Горянинов. 3. Эволюционная теория великого английского ученого Чарльза Дарвина, сформировавшаяся во второй половине XIX в. В чем же философское значение этих открытий? Метафизический подход к природе, господствующий в XVIII столетии, представлял ее как совокупность четырех царств, абсолютно обособленных друг от друга, не связанных между собой: царства минералов, царства растений, царства животных, царства человека. Да и в неживой природе практически для каждого свойства вещей находили особые первоначала: вспомним, например, теорию флогистона. Теперь же обнаруживаются единые свойства разных форм движения материи, различных форм энергии, которые взаимно переходят друг в друга: механическая энергия - в тепловую, тепловая - в электрическую и т.д. Подтверждается принцип материального единства мира, вечности и неуничтожимости материи. Нет, оказывается, непроходимой пропасти и между растительными и животными царствами - у них единая основа - клетка. Наконец, революционный переворот в сознании совершил Ч. Дарвин. С его точки зрения, человек не продукт божьего творения, а результат естественной эволюции от обезьяноподобного предка. Торжествует идея развития. Таким образом, и развитие естествознания настойчиво требовало объяснения новых открытий через призму материализма и диалектики.
Философские предпосылки философии марксизма. Не в пример нынешним хулителям марксизма Маркс и Энгельс всегда стремились отдать должное своим философским учителям и предшественникам, даже если затем они коренным образом расходились с ними в философских убеждениях. «…За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля»[67], - подчеркивал Ф. Энгельс в предисловии к работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». И в самом деле, философия марксизма сформировалась в значительной мере как отклик на результаты развития предыдущей философии и не только философии. Серьезное влияние на социальную философию Маркса и Энгельса, их понимание закономерностей общественного развития оказала политэкономия английских мыслителей А. Смита (1723-1890) и Д. Рикардо (1772-1829), создавших трудовую теорию стоимости, труды социалистов - утопистов А. Сен-Симона (1760-1825), Ф. Фурье (1772-1837), Р. Оуэна (1771-1858), критиковавших противоречия капитализма, высказавших идеи о новом, социалистическом обществе. Однако непосредственную теоретическую предпосылку новой философии составляют труды французских материалистов XVIII столетия и особенно - немецкая классическая философия в лице Г.Ф.В. Гегеля и Л. Фейербаха. Сама логика развития немецкой классической философии привела к необходимости качественного скачка. Философия Гегеля подводила к выводу, что диалектика в рамках идеалистической системы превращается в собственную противоположность, вырождается в метафизику, и чтобы получить простор для своего развития, диалектика должна быть переработана материалистически. Последовательным критиком гегелевского идеализма был создатель антропологического материализма Л. Фейербах, однако он не увидел рационального зерна гегелевской философии - диалектики. В итоге философия Фейербаха подводила к выводу, материализм в рамках метафизики не может быть последовательным, он превращается в свою противоположность - идеализм, прежде всего во взглядах на общество. Материализм, чтобы остаться последовательным учением, должен быть переработан диалектически. Потому само развитие философии подводило к выводу о необходимости оплодотворения материализма диалектикой, о необходимости развития диалектики на материалистической основе. Иными словами, в дверь философии настойчиво стучала идея диалектического материализма. О том, что эта идея буквально носилась в философском воздухе, свидетельствует творчество талантливого философа-самоучки немецкого кожевенника Иосифа Дицгена (1828-88). С 1863 по 1869 год он жил в России, работал на кожевенном заводе в Петербурге. Именно здесь он написал работу «Сущность головной работы человека», в которой изложил самостоятельную философскую концепцию, по сути дела формирующую основу диалектико-материалистического понимания мира и его познания. Он утверждал, что сознание – идеальный продукт вечно существующей и движущейся материи, или “универсума”, показывал, что процесс познания – это образ мира, проверяемый опытом и постоянно совершенствующийся на пути от относительной к абсолютной истине. Однако наиболее последовательно и целеустремленно развивали новую философию – диалектический и исторический материализм – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Субъективные предпосылки развития философии марксизма. Рассмотренные выше факторы можно отнести к объективным предпосылкам становления новой философии. Субъективными предпосылками ее становления и развития явились особенности личностей К. Маркса и Ф. Энгельса. Можно по-разному относиться к конкретным выводам их теоретического учения, тем не менее, отрицать величия личности этих философов, экономистов, политологов, революционеров не отважится никто. К. Маркс (1818-1883) родился в г. Трире (Германия) в семье юриста. Он блестяще окончил гимназию и был определен отцом на юридический факультет Боннского университета, где вначале весьма прилежно посещал сразу 9 курсов лекций. Однако затем увлекся поэзией, вступил в местный союз молодых писателей, не забывая и о бесшабашных студенческих сборищах с их пирушками, необузданным весельем, дуэлями, на одной из которых Карл был ранен в глаз. Отец поспешил перевести сына в Берлинский университет, в котором тогда были собраны лучшие научные силы, и с этого времени начинаются серьезные научные занятия К. Маркса [68]. В частности, в одной из тетрадей Маркса студенческой поры можно найти выписку из Эпикура: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией». Докторская диссертация Маркса по окончании университета (ее роль аналогична роли дипломной работы студентов-выпускников) была посвящена философии Демокрита и Эпикура. Ф. Энгельс (1820-1895) родился в немецком городке Бармене в семье текстильного фабриканта. Уже в гимназические годы формируется энциклопедическая разносторонность познаний и интересов Энгельса, однако по требованию отца он был вынужден за год до окончания бросить гимназию (после этого все знания этот один из наиболее образованных европейцев своего времени добывал самостоятельно) и заняться коммерцией в оптовой фирме отца. Правда, во время отбытия годичной воинской повинности в гвардейском пехотно-артиллерийском полку, Энгельс в качестве студента-вольнослушателя проводит свободное от военных занятий время в стенах Берлинского университета. После окончания военной службы Энгельс впервые встречается с Марксом, но эта их встреча была довольно холодной, хотя и завязалась переписка, из которой они лучше узнали взгляды друг друга. Вторая их встреча - в августе 1844 года - положила начало дружбе и совместному сотрудничеству на всю жизнь[69]. Великая философия была создана великими людьми. На долю Маркса, к примеру, выпало столько горя, что иного человека оно могло сломать. За свои революционные взгляды он был навсегда изгнан с Родины, и всю жизнь тосковал о ней. Ему довелось пережить смерть детей, в частности, единственного и горячо любимого сына Эдгара. Он знавал и ужас нищеты, иногда до того страшной, что когда в 1852 г. умерла маленькая дочка Маркса, ее не на что было похоронить. Вместе с тем на долю Маркса выпало столько счастья, что его с избытком хватило бы многим людям. Прежде всего, это счастье научного творчества. Маркс работал с наслаждением и с предельной научной добросовестностью, не давая в печать ни одной фразы, которую, по свидетельству Энгельса, не мог «доказать десятью способами». Немного в истории мировой науки найдется трудов, которые, сравнились бы с «Капиталом» Маркса по силе научных обобщений и открытий, по изяществу литературного стиля. Маркс испытал счастье великой взаимной любви. Признайся, читатель, трудно представить Джульетту или Лейлу, или другую героиню мировой любовной лирики пожилой дамой, обремененной многими детьми. В 1856 году Маркс пишет своей жене Женни, уже сорокадвухлетней матери довольно многочисленного семейства: «Моя любимая! Снова пишу тебе, потому что нахожусь в одиночестве и потому, что мне тяжело мысленно постоянно беседовать с тобой, в то время как ты ничего не знаешь об этом, не слышишь и не можешь мне ответить. Ты вся передо мной как живая, я ношу тебя на руках, покрываю тебя поцелуями с головы до ног, падаю перед тобой на колени и взываю: «Я вас люблю, madame! И действительно, я люблю тебя сильнее, чем любил когда-то венецианский мавр…»[70] Маркс познал счастье истинной дружбы, перед которой меркнет слава Ореста и Пилада - легендарных друзей греческой мифологии. Маркс неоднократно в письмах к Энгельсу пишет о счастье дружбы, которая существовала между ними. Чтобы поддержать Маркса и его семью материально, Энгельс вынужден был двадцать лет заниматься “проклятой коммерцией” в торговой фирме «Эрмен и Энгельс» в Манчестере. Завершив работу над первым томом «Капитала», Маркс пишет Энгельсу: «Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным»[71]. Маркс был счастлив тем, что стоял у истоков могучего социал-демократического движения, которое должно было, по мысли Маркса, преобразовать жизнь человечества на основах равенства, справедливости, счастья (заметим, между прочим, что ныне социал-демократическое движение, по крайней мере в развитых западных странах, добилось немалых успехов на этом пути).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |