Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская философия Нового времени 2 страница




Юм критикует целый ряд принятых в то время доказательств существования Бога, утверждая, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств.

В этом смысле субъективный идеализм Юма оказывается более последовательным, чем философская система Д. Беркли.

Материалистическая философия как ответ на требования времени. Попытки Д. Беркли, как и других его последователей, остановить развитие материалистических идей в философии не могли иметь полного успеха. Это было прежде всего связано с социально-политической обстановкой в Европе. Во второй половине XVIII в. резко обострился конфликт феодального и буржуазного мировоззрений. Во Франции этот конфликт в конечном итоге привел к буржуазной революции.

Общественная потребность в развитии материалистических идей и формирование на их основе теоретического научного знания была вызвана и потребностями производственной практики, инженерного дела. В частности, к XVIII в. накопилось такое большое количество машин самых разных видов, что их описание с трудом поместилось в девятитомный труд Я. Лейпольда «Общий театр машин». Требовалось специальное применение науки к стремительно развивающейся технике - разработка особой науки о машинах.

Новые идеи формировались в математике, физике, механике, физиологии, медицине. Вместе с ними в общественное сознание проникали идеи философского материализма. Противодействие подобному мышлению со стороны инаеллектуальных сил католицизма и их сторонников из числа деятелей науки и литературы было достаточно сильным. И все же раскрепощение мысли шло убыстряющимися темпами, чему в немалой степени способствовало мощное движение Просвещения, возникшее за четыре десятилетия до Великой революции 1789 г., распространившееся во Франции, Англии Германии. В числе деятелей Просвещения - мыслители, навечно вписанные в книгу человеческой культуры: Шарль Монтескье (1689-1755), Франсуа Аруэ Мари Вольтер (1694-1778), Этьенн-Вонно де Кондильяк (1715-80), Жан-Жак Руссо (1712-78), Готхольд Эфраим Лессинг (1729-81), Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805), и др.

Идеология Просвещения подготовила деятельность новой плеяды философов, прежде всего великих французских энциклопедистов.

Философские взгляды французских материалистов XVIII века. Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри (1709-51) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Признавая единство материи, он отрицал принципиальную разницу между неорганическим и животным царством и в книге «Человек – машина» пытался с позиций законов механики описать поведение и деятельность человека. Наиболее систематическим пропагандистом идей материализма стал Поль Гольбах (1723-89), известный, прежде всего, своим крупным сочинением «Система природы». Клод Адриан Гельвеций (1715-71) главное внимание уделял философской разработке проблем этики, формированию идеала общественного устройства. Самым выдающимся представителем французского материализма по праву считается Дени Дидро (1713- 84), органически сочетавший глубину теоретических философских разработок с изяществом литературной формы. Недаром целый ряд философских идей он выразил в художественных произведениях - романах и драмах (наиболее известен «Племянник Рамо»).

Согласно учению французских материалистов, природа есть причина всего, она существует сама по себе, будет существовать и действовать вечно; она есть своя собственная причина. Все материальных тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть то, что каким-либо образом воздействует на его органы чувств. Религию великие французские философы рассматривали как оружие духовного порабощения народа, как опору тирании. Они считали, что путь к освобождению людей от религии и тирании лежит через просвещение. Если человек, его личностные качества зависят от окружающей среды, то его пороки также являются порождением этой среды. Значит, для переделки человека необходимо преобразовывать окружающую среду, прежде всего общественную жизнь.

Французским материалистам были свойственны элементы диалектики. Особенно обстоятельно они развивались в работах Д. Дидро. Движение они считали неотъемлемым атрибутом материи, без движения нельзя себе представить природы. Дидро высказал мысль о развитии организмов, о связи растений и животных с условиями их существования.

В теории познания они решительно выступали против учения Декарта о врожденных идеях: идеи, представления возникают у людей из опыта, формируются в процессе познания. В противоположность Спинозе на первый план они выдвигали не рациональное, а чувственное, опытное познание.

Дени Дидро выступил основателем и редактором «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» - великой французской Энциклопедии. Дидро и его соратники своим обобщением достижений естествознания повлияли на развитие всех областей науки, расширили и обогатили концепцию человека. Дидро отмечал: «Обширную область наук я представляю себе как огромное пространство, одни части которой темны, а другие освещены. Наши труды должны иметь целью расширить границы освещенных мест, или приумножить средоточие света»[44].

Перед философией была поставлена задача исследовать общие законы движения и развития мира, опираясь на данные из всех областей научного знания (потому-то в основе развития ими философских идей и лежала работа над Энциклопедией). Основу всех процессов природы в понимании французских материалистов составляет материя с присущим ей свойством движения, которое в основном понималось механически. Однако Гольбах, например, признавал особое, скрытое движение, свойственное молекулам и зависящее от присущей им энергии. Он считал, что движение есть источник таких первоначальных свойств материи, как протяженность, вес, непроницаемость частиц и т.д.

Природу познания они понимали на основе принципа отражения: «Мы - инструменты, одаренные особенностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто издают звук сами по себе...»[45], - писал Дидро. Он высказал мысль, что способность, аналогичная ощущению, является всеобщим свойством материи, даже находящейся на очень низком уровне организации. Истину французские материалисты понимали как соответствие представлений о вещах самим вещам.

Внимание к нуждам человеческой личности, защита ее свободы и права на счастье, обоснование равенства всех людей от природы, другие гуманистические идеи - все это характеризовало общественные воззрения великих французских ученых, которые для своей эпохи носили революционный характер.

Главное достижение материалистов XVIII в. характеризовались смелой критикой ими идеализма и религии, феодальных форм общественного и государственного устройства, обоснованием нового типа гуманизма. Именно поэтому их взгляды по сути дела означали идеологическую подготовку Великой французской революции (1789-1794).

Это положение достаточно ясно понимала королевская власть. Недаром после выхода двух томов «Энциклопедии» Королевский совет принял постановление, в котором говорилось: «Его величество признало, что в этих двух томах излагается положение, стремящееся уничтожить королевский авторитет, укрепить дух независимости и своими темными и двусмысленными выражениями заложить основы заблуждений, порчи нравов и неверия»[46].

Соратник Дидро Даламбер отошел от работы в Энциклопедии, и понадобилась незаурядная смелость и упорство Дидро, чтобы довести огромный труд до конца. Этой работе он отдал 20 лет. Любопытно, что, переписываясь с Екатериной II, Дидро рассказал ей о своем бедственном положении. Императрица купила у него библиотеку и оставила ее в распоряжении Дидро до конца жизни, назначила библиотекарем в купленной библиотеке и выплатила солидный оклад за 50 лет вперед. Она спасла Дидро от нищеты, а сама легко приобрела славу покровительницы философии (что не помешало ей через шесть лет после этого осудить на смертную казнь русского философа Александра Радищева (1749-1802), заменив ее затем ссылкой в Сибирь).

Дени Дидро писал по поводу создаваемой Энциклопедии: «Наши притязания основываются на этой книге. Пусть потомство вынесет свой приговор»[47]. Ныне в Пантеоне Франции стоит памятник и Энциклопедии, и ее главному редактору Дени Дидро. Потомство вынесло им свой приговор. Они бессмертны.

Немецкая классическая философия. XIX век – это время утверждения и развития буржуазных социально-экономических отношений, формирования двух противоположных классов – буржуазии и пролетариата, развития борьбы между ними. Это время, когда Европа бурлила войнами, кризисами и революциями. Это время формирования и развития западной классической культуры и последующего формирования культуры модернистской, неклассической.

Аналогичные процессы характерны и для философии. Европейская философия в XIX веке в целом характеризуется наличием и взаимодействием двух противоположных тенденций: ра­ционалистической, классической и иррационалистической, неклассической. Первая тенденция органически выросла из учений XVIII века и получила свое высшее завершение в немецкой класси­ческой философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах), а также в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Вторая тенденция - иррационалистическое направление в философии, возникло как реак­ция на рационализм и просветительство XVIII века, в частности, на их ограниченность и неспособность в познании сущности мира и достижении благоприятных социальных перемен. Наиболее ярко она выразилась в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

XIX век по праву называют «веком классики». И философия в этот период достигает наиболее зрелых классических форм, прежде всего, в Германии.

В конце XVIII – начале XIX века Германия в отличие от Англии и Франции, где в значительной мере была расчищена дорога капиталистическому развитию, представляла собой объединение множества отдельных княжеств. Национальная буржуазия была экономически слаба, политической самостоятельности не имела. Вместе с тем немецкая философия в значительной мере начала испытывать влияние достижений естествознания, развития физики, химии, учений об органической природе.

Нужды развития промышленного производства заставляют специально заниматься подготовкой квалифицированных технических кадров, и в Германии открываются инженерные школы: в 1799 г. - Строительная академия в Берлине, в 1815 - Политехнический институт в Вене, в 1821 - Ремесленный институт в Берлине, а затем - политехнические институты в Карлсруэ (1825), Мюнхене (1827), Дрездене (1826). Преподавание в этих учебных заведениях опиралось на достигнутый уровень развития естественных наук, математики, техникознания, будучи связывающим звеном между наукой и производственной практикой, само являлось стимулом развития научного знания.

Открытия в математике позволили в точном количественном выражении понимать природу развития процессов, учение Ламарка показало обусловленность развития организма окружающей средой. Формируются астрономические, геологические, эмбриологические теории, проникнутые идеей развития. Философии оставалось эту идею воспринять как теорию и как метод познания действительности.

Таким образом, немецкая философия значительно развивалась противоречиво: поскольку не виделось практических путей социальных изменений, главный упор делался на абстрактные философские проблемы, на исследование разума, рассудка, наконец, абсолютной идеи, вечного духа. Вместе с тем пробивала себе дорогу и обстоятельно исследовалась диалектика.

Пять выдающихся философов сформировали славу немецкой классической философии: Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Людвиг Фейербах. Правда, имя Л. Фейербаха в этом ряду стоит особняком: если первые четыре философа развивали идеалистическое направление философии, то Фейербах всемерно старался возродить в немецкой философии материалистические традиции. Очевидно, на этом основании ряд исследователей философские теории Фейербаха не включает в немецкую классическую философию. Примером тому является не столь давно изданный у нас труд чешских философов[48].

Философия Иммануила Канта. Родоначальником немецкой классической философии выступил великий мыслитель Иммануил Кант (1724 -1804). Именно с него, по выражению А.Г. Спиркина, занялась утренняя заря философии Новейшего времени[49].

Сын небогатого кенигсбергского ремесленника (его отец был шорником) стал творцом философии, два основных направления которой выражены в словах: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[50]. Звездное небо - намек на механику Ньютона, как предпосылку теоретической философии Канта, «моральный закон во мне» - стимул разработки «практической философии», под которой Кант понимал философскую разработку моральных проблем. В начальный период своей деятельности Кант много занимался проблемами естествознания, где выступает как глубокий, проницательный мыслитель. До сих пор одной из фундаментальных научных идей в астрономии является разработанная им теория о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, выступил с идеей естественного происхождения человеческих рас.

Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый – до начала 70-х гг. XVIII в. называют «докритическим», второй – с начала 70-х гг. – «критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья – эстетику и учение о целесообразности в природе.

Канта - одного из самых великих умов Европы - разбудил от «догматической спячки» агностицизм Д. Юма. Уже в «докритический период» Кант пришел к мысли, что решение фундаментальных проблем философии и религии невозможно без предварительного выяснения возможностей и границ человеческого познания. Он считал, что условия, составляющие основу знания, заложены в самом разуме. Вместе с тем эти условия образуют и непереходимые границы достоверного знания. В «Критике чистого разума» (1781) развивается его понимание процесса человеческого познания.

По мнению Канта, следует различать вещи, как они существуют сами по себе («вещи в себе», ноумены), и воспринимаемые человеком явления этих вещей (феномены). Мы можем познавать мир не таким, каков он на самом деле, а только таким, каким он является, воздействуя на наши органы чувств. Мир явлений (феноменов) не более чем совокупность наших ощущений, поскольку человеческий мозг имеет дело лишь с ощущениями.

Кант пишет: «Чувства никогда и ни в каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе, а позволяют нам познавать только их явления, которые суть лишь представления чувственности...»[51]. В мире явлений, по Канту, нет никакой закономерности, он беспорядочен и хаотичен, вне пространства и времени. Окружающий мир, воздействуя на органы чувств, создает «хаос ощущений». Человек приводит его в порядок посредством своего разума. Иными словами, то, что считается законами природы, на деле есть связь, вносимая разумом в поток ощущений, то есть наш разум предписывает законы природе. По Канту, для связи чувственных впечатлений человеку служат категории, то есть общие понятия. Однако он считает, что категории даны человеку до всякого опыта, они являются фактически врожденными. Кант убежден, в частности, в том, что идеи пространства и времени являются врожденными человеку, а не познаются им из опыта.

Человек с помощью этих врожденных идей упорядочивает мир феноменов: помещает явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, причинно-следственные связи. Получается, что человек сам творит мир явлений, поскольку по Канту, этот мир - совокупность человеческих ощущений. Налицо идеалистический подход к соотношению мысли и бытия. Но этот подход непоследователен, ибо Кант признает существование «вещей в себе» независимо от человека. Признанием объективной реальности, независимой от человека, Кант стремится, по сути дела, в одной философской системе объединить материалистические и идеалистические подходы.

Поскольку человек не способен познать мир «вещей в себе», он не в состоянии судить и о Боге, и о душе, ибо они находятся именно в мире «вещей в себе». Единственное, с помощью чего можно заглянуть в этот мир, - это религия, соединяющая человека с Богом. Стремясь примирить науку и религию, Кант заявил, что он должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

Безграничную веру в силу разума Кант называл догматизмом и заявлял, опровергая эту веру: если бы человек был наделен абсолютным знанием, для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Сильную сторону философии Канта составляют его диалектические идеи о противоречиях. Однако он относит эти противоречия лишь к человеческому разуму, а не к объективному миру. К этому же по Канту, они неразрешимы: человек не может доказать, например, конечен или бесконечен мир. Неразрешимость этих противоречии есть одно из доказательств неспособности разума понять и познать объективный мир. Такие противоречия Кант именует антиномиями.

Кант считал, что в существование Бога надо верить, ибо это существование нельзя доказать теоретически. А веры в Бога требует наш «практический разум», т. е. нравственное сознание. По мнению Канта, без веры в Бога невозможно достижение нравственного порядка в мире.

Наряду с кантовской теорией знания и познания мировая философия обогатилась и нравственными, этическими идеями великого мыслителя, которые он разрабатывал на основе исследования диалектики свободы и необходимости в поведении человека. Человек поступает необходимо, поскольку он существует в мире и подчинен необходимости, господствующей в этом мире. Однако человек есть и нравственное существо, и в этом качестве он свободен, имеет свободу выбора в своем нравственном поведении.

Нравственный закон Кант понимал как безусловное предписание, или «категорический императив». Моральный закон Канта имеет несколько формулировок: «…поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство»; «…поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом»[52]. Однако во всех формулировках присутствует единая суть: каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поэтому моральным может быть названо не просто поведение, по форме совпадающее с требованиями морального закона, но и совершаемое из уважения к нравственному закону.

В трактате «О вечном мире» Кант обосновал идею федерации свободных государств на основе договора, запрещающего войну. Разум лишь осуждает войну, а предотвратить ее может международное правительство, действующее по республиканской конституции.

Кант сумел поставить и дать свое решение тех философских проблем, которые получили дальнейшее развитие в немецкой классической философии.

 

Кантовское противопоставление феноменов и ноуменов пытались преодолеть два других выдающихся немецких философа - И. Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Иоганн Готлиб Фихте обосновал познавательную активность в едином принципе - принципе абсолютного “Я”. Это “Я” Фихте мыслит не как определяемое вещами, а как определяющее вещи. Мир (или «не-Я») есть ни что иное, как результат деятельности “Я”, деятельности человеческого сознания. Однако Фихте не всегда последователен и по сути дела использует два значения понятия «Я»: 1) «Я», тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не тождественное индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое.

Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг учился в Тюбингенском университете вместе с Гегелем. Он создал философию «трансцендентального идепализма», основанного на понятии абсолютного тождества бытия (природы) и мышления, считал, что противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа снимаются в некоем абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. При этом дух – это не индивидуальное сознание, а абсолютный сверхчеловеческий разум, самосознание Бога. Шеллинг дал тонкий анализ многих категорий диалектики, оказал серьезное влияние на русскую философию, прежде всего через славянофилов и Чаадаева, с которым состоял в переписке.

Однако высшее достижение немецкой классической философии составляют философская система и философский метод Гегеля.

 

Философия Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) на обьективно-идеалистической основе развил учение о законах и категориях диалектики, в систематизированном виде представил основные принципы диалектической логики, резко критиковал метафизический метод мышления, характерный для его современников-философов.

Еще в гимназии Гегель дважды в неделю ходил в библиотеку и в отличие от сверстников читал не романы, а книги ученых, сопровождая чтение обстоятельными записями[53]. Однако после окончания Тюбингенского университета он получил написанное по-латыни выпускное свидетельство, где отмечалось: «В философии никаких стараний не проявил», что в оригинале выглядело как «philosophi nullam operam impendit». Неизвестный сотрудник для спасения чести Тюбингенского университета (ведь Гегеля еще при жизни именовали гениальным философом) заменил слово “nullam” (никаких) на “multam” (многих), и последняя строка стала читаться как «в философии много стараний проявил»[54].

Как же Гегель представлял себе окружающую действительность?

В ее основе лежит “мировой разум”, “абсолютная идея”, или “мировой дух”. Деятельность этой абсолютной идеи заключается в мышлении, а цель - в самосознании.

В теории познания Гегель выступает оптимистом. Кантовской непознаваемой «вещи в себе» Гегель противопоставил диалектическую идею: явление существенно, сущность является; иными словами, в сущности вещей нет ничего, что тем или иным образом не нашло бы отражения в явлении, непреодолимых преград в познании нет. «Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими»[55].

Однако сам процесс познания у Гегеля выступает как самопознание абсолютной идеи.

В процессе самопознания абсолютная идея, или вечный дух, или разум мира (все эти три понятия у Гегеля выступают практически как синонимы) проходит три этапа:

· пребывание самопознающей идеи в самой себе, в стихии так называемого чистого мышления; это - логика, в которой идея раскрывает и развивает свое содержание в системе законов и категорий диалектики;

· идея «превращает» себя в природу, развитие идеи происходит в форме ее «инобытия» («другого» бытия) в виде явлений природы; это - философия природы; однако развивается не сама природа, развиваются категории; природа у Гегеля не развивается, а лишь «многообразится» в пространстве;

· идея проходит еще ряд «превращений» и развивается в человеческом мышлении и в истории человечества; это - философия духа.

На этом последнем этапе абсолютная идея как бы возвращается к самой себе и завершает собственное самопознание с помощью и форме человеческого сознания и самосознания.

Существеннейшим моментом философии Гегеля является то, что она насквозь пронизана идеей развития. При познании любого явления, считал Гегель, необходимо уяснить все этапы, которые оно прошло в своем развитии. Само развитие Гегель понимает как сложный процесс - не простое уменьшение или увеличение, не как лишь количественный рост, а как поступательный переход от низших форм к высшим, в процессе которого происходит взаимопереход количественных и качественных изменений. Источником любого развития у Гегеля выступают диалектические противоречия.

Гегель решительно выступает против метафизики, отрицающей объективное существование противоречий в самих вещах. Противоречия не только объективны, они и есть единственный источник любого движения и развития: «Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить, - пишет Гегель,... нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречия»[56]. Сама действительность представляется Гегелем как непрерывная цепь диалектических переходов.

Вместе с тем сама гегелевская философия оказалась весьма противоречивой. В чем суть противоречий этой философии?

Гегелевский метод - диалектика - представляет познание как бесконечный процесс, ибо нет конца у процесса развития.

Однако гегелевская философская система - система объективного идеализма - в основе имеет абсолютный дух, который сам себя познает. Самопознание абсолютного духа проходит ряд последовательных ступеней и, наконец, завершается на последней ступени - этой ступенью является гегелевская философия. Таким образом, противоречие между системой и методом выступает, в частности, как противоречие между конечным и бесконечным. Диалектика, развиваемая в рамках философского идеализма, фактически превращается в метафизику.

В процессе своего развития абсолютная идея, по Гегелю, порождает природу, облекается в материальную оболочку и существует в форме материальных явлений: сначала в виде механических, затем химических, затем порождает жизнь, человека и человеческое общество.

С появлением человека идея «прорывается» через чуждую ей материальную оболочку (через свое природное «бытие») и вновь начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания, мышления людей.

Осознав свой предшествующий путь, идея заканчивает развитие, как бы возвращается в себя, но уже как развернувшееся бытие, уяснившее богатство своего содержания. Гегелевская философская система, как последняя стадия самопознания идеи, завершает мировой процесс познания, ибо ничего непознавательного не осталось. Гегель считал, что его философия выражает завершенное знание, абсолютную истину.

В числе других противоречий между системой и методом Гегеля могут быть выделены следующие

1. Диалектический метод исходит из непрерывности и бесконечности движения и развития природы, общества, мышления. Но, описывая свою систему, Гегель представляет дело так, что с достижением абсолютной идеей высшей степени своего самопознания развитие прекращается.

2. Метод основан на всеобщности противоречий как источника любого движения и развития. Системе же требуется разрешения всех противоречий и установление непротиворечивого состояния. Так, считает Гегель, все противоречия разрешены и достигнуто идеальное непротиворечивое состояние: в обществе - через прусскую сословную монархию, в науке - через философию Гегеля.

3. Метод утверждает, что рано или поздно окружающая действительность изменяется, более того, она должна быть изменена через переделку и отбрасывание устаревших и устаревающих элементов общества. Система Гегеля требует оправдания существующей социальной действительности и в социальном плане оказывается консервативной. В частности, вершиной общественного процесса Гегелю казалось создание прусской конституционной монархии.

Выдающееся значение философии Гегеля состоит в том, что в ней в энциклопедически систематизированной форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Главное внимание Гегель уделил разработке и всестороннему обоснованию важнейших принципов, законов и категорий диалектического способа мышления.

Мировоззренческие проблемы Гегель решает с позиции объективного идеализма. Основа всей действительности в природе и в обществе - это мыслящий, безличный объективный мировой дух. Природа – своеобразное превращение (метаморфоза) духа. Познание Гегель представляет как противоречивый процесс: впадая в заблуждения и преодолевая их, мышление с зигзагами и поворотами, но неуклонно движется вперед, и абсолютной истине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.